|
|||
ЯКАЕВ ИВАН ТАРАСОВИЧ. заслуженный артист РСФСР (1966), народный артист Марийской АССР (1952).Стр 1 из 2Следующая ⇒ ЯКАЕВ ИВАН ТАРАСОВИЧ
(1912—1982), заслуженный артист РСФСР (1966), народный артист Марийской АССР (1952).
Родился 17 января 1912 г. в д. Ружбеляк (Ружплак) ныне Куженерского р-на РМЭ в бедной крестьянской семье. И.Якаеву выпало нелегкое детство: отец погиб во время империалистической войны, троих сыновей поднимала одна мать. Театром увлекся во время учебы в Староторъяльской школе крестьянской молодежи (1926—1929). После окончания ШКМ поступал в театральную студию при Марийском театре, но не был принят. Год проучился на подготовительном отделении Йошкар-Олинского педтехникума. В 1931—1935 гг. учился в Марийском областном техникуме искусств, на актерском отделении. В 1935 г., получив диплом актера драматического театра, поступил в труппу Маргостеатра, на сцене которого проработал более сорока лет. Будучи учащимся техникума, И.Якаев участвовал в спектаклях «Чодыра завод» («Лесной завод», 1932), «Марий рото» («Марийская рота», 1934) С.Чавайна в постановке автора; «Шурно» («Урожай», 1933) М.Шкетана в постановке А.Маюк-Егорова и «Кӱдырчан йӱр» («Гроза», 1934) А.Островского в постановке Н.Станиславского. Первой ролью после окончания учебы стала роль молодого врача Степана в драме А.Корнейчука «Платон Кречет» (1935). Большое влияние на формирование творческой индивидуальности актера оказал режиссер Н.Станиславский. В 1939 г. Президиум Верховного Совета МАССР учредил почетное звание «Заслуженный артист Марийской АССР». Первым его был удостоен И.Т.Якаев. Творческий диапазон актера очень широк: от ролей гротескно-комических (тот же Сармаев) до ролей трагического звучания (Мачук — М.Шкетан «Ачийжат-авийжат!..» / Эх, родители!.., 1952), от звонкой буффонады (Казбек — А.Хугаев «Ватемын марийже» / Муж моей жены, 1969) до ролей драматических, сыгранных с большой внутренней силой (доктор Василий Васильевич — Б.Полевой «Чынжымак айдеме» / Повесть о настоящем человеке, 1959). За время работы в театре актером было сыграно более ста пятидесяти ролей. Он был самобытен и органичен и в пьесах зарубежного классического репертуара: Меркуцио (В.Шекспир «Ромео и Джельетта», 1951), Аргант (Мольер «Чоялан чоя лектеш» / Плутни Скапена, 1957). Созданные им образы в русской драматургической классике отмечены глубоким раскрытием сути характера персонажа и точно отображенными внешними характеристиками: Никита (Л.Толстой «Пычкемыш лоҥгаште» / Власть тьмы, 1950), Дикой и Подхалюзин в пьесах А.Н.Островского «Кӱдырчан йӱр» («Гроза», 1955) и «Родо-шочшо улына — шотым муына» («Свои люди — сочтемся», 1963), Достигаев (М.Горький «Егор Булычов и другие», 1968) и т.д. Особенно удавались И.Якаеву роли, в драматургии которых было заложено сочетание противоположных элементов: в комедийные роли, если позволял материал, актер привносил драматические ноты, а в роли психологические — лирико-комедийные интонации. Одной из самых ярких и сложных работ актера в плане сочетания острой характерности и психологической глубины решения является образ объездчика Епсея в музыкальной драме С.Чавайна «Мӱкш отар» («Пасека», 1956). Одной из неотъемлемых сторон творческой индивидуальности актера является острый драматизм, раскрывающийся сложно и глубоко. Скончался И.Т.Якаев 20 ноября 1982 года.
|
|||
|