Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





г. План-конспект занятия кружка «Юные туристы краеведы».



17.12.2020г. План-конспект занятия кружка «Юные туристы краеведы».

Руководитель кружка: Лохвицкая Лариса Васильевна.

Тема занятия: «Краеведческие исследования в походе».

Тип занятия:комбинированный.

Форма проведения: дистанционная.

Цель занятия: Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы с формами и методами сбора краеведческого материала.

Задачи:

-Познакомить учащихся с основными направлениями краеведческой исследовательской работы в походе, с формами и методами сбора краеведческого материала о природе родного края.

Вопросы по предыдущей теме:

-Какие вы знаете формы изучения местности?

-Какие бывают функции краеведения?

 

Изучение нового материала.

Изучение природы

Важнейший раздел исследования — изучение природных условий края (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, реки, озера, болота, почвенный и растительный покров, а также животный мир). Это изучение проводится или посредством специальных наблюдений на станциях, например на собственной или, какой-либо местной метеорологической станции, на школьной географической площадке, на водомерном посту местной реки, на подготовленных почвенных шурфах и т, д., или во время экскурсий и походов. Станции должны быть оборудованы соответствующими приборами и приспособлениями, удобными для выполнения систематических наблюдений и для проведения учебных занятий. Например, должна быть предусмотрена достаточная площадка для размещения на ней группы учащихся , обеспечены меры предосторожности от всяких опасностей для здоровья детей и т.д. Из числа учащихся выделяются дежурные наблюдатели и ответственные за правильную работу станции. Для производства простейших краеведческих наблюдений необходимо иметь минимум снаряжения и приборов.

При изучении природных условий можно рекомендовать следующую, самую общую программу работ:

 а) При изучении геологического строения и рельефа сначала берутся сведения с геологических и физических карт: карт отдельных районов, включающих территорию своего края. По картам определяется общий характер рельефа.

В полевых исследованиях изучаются обнажения (с доступной подробностью), положительные формы рельефа (холмы, гряды) и отрицательные (котловины, ложбины, овраги, обвалы, канавы, оползни), по возможности объясняется их происхождение, производятся обмеры, описываются внешние формы, их взаимное расположение. Все наносится на карту, делаются зарисовки.

Важнейшей . стороной геоморфологических наблюдений является выяснение простейших связей между геологическим строением территории и рельефом. Вместе с изучением рельефа обычно выясняют, какие полезные ископаемые имеются; их месторождения. Необходимо объяснить, почему они образовались на территории края, существует ли связь между их образованием, геологическим строением и характером рельефа. Месторождения необходимо отметить на карте условными знаками. Образцы полезных ископаемых собирают для музея и подробно указывают пункт, где они взяты.

б) При ' изучении климата устанавливают, какие средние температуры воздуха по сезонам бывают в отдельных местах края, какое количество осадков выпадает. Вычисляют средние показатели температур и осадков по месяцам, по сезонам и за год. Вычерчивают график годового хода температуры воздуха, диаграммы облачности, количества дней с осадками, изменения высоты Солнца, направления ветра (розу ветров).

Очень важно выяснить причины, от которых зависит климат края. По данным метеорологических наблюдений (ежедневно в 7, 13, 19 часов) выясняют, воздействию каких воздушных масс подвержена по сезонам года территория края.

Необходимо составить описание изменений погоды по сезонам, а в сельской школе и календарь сроков сельскохозяйственных работ: весенней вспашки, сева, ухода за растениями во время их роста, покоса и т.д. Изучая климат, обязательно следует выяснить, какие условия имеются для развития сельского хозяйства и какая проводится борьба с неблагоприятными климатическими явлениями.

Ценность всех сведений о климате своей местности очень повышается, когда результаты собственных систематических наблюдений сопоставляются с данными ближайшей метеорологической станции.

Характеристика погоды и микроклимата в различных геоморфологических и геоботанических условиях должна включаться в описание маршрутов на экскурсиях и в походах.

в) Рельеф и климат оказывают большое влияние на внутренние воды (реки и озера), на характер их течения, питание, на режим. Поэтому полученные сведения о рельефе и климате используют для характеристики рек и озер края. По картам и на местности выясняют, какие реки текут по территории края. Используя данные о рельефе и климате, а также результаты систематического изучения режима, составляют подробные описания рек; при этом необходимо отмечать их хозяйственное использование.

Систематическое изучение режима малых рек учащимися вполне выполнимо. Например, учащиеся многих школ могут в период изучения реки наблюдать уровень воды в реке и определять причины, вызывающие его изменения, время полного ледостава, нарастание ледового покрова, толщину и состояние снегового покрова, полыньи, причины и места их появления; начало появления на реке весенней паводковой воды, ледоход и его особенности.

Объектами гидрологического изучения должны быть также подземные воды, минеральные источники, если они имеются на изучаемой территории.

г) Важную часть краеведческого исследования составляют характеристики почв, растительности и животного мира. Какие почвы и растительность преобладают на изучаемой территории? Надо составить

1. Изменение температуры по месяцам за ряд лет.

2. Календарь погоды за апрель (образец)

наличие почв и естественной растительности, распространенных в отдельных частях края, например на севере и на юге, на высоких и низких местах, по долинам рек и на водоразделах и т.д. При этом важно отмечать растения, посаженные человеком, где они наиболее распространены. Для музея изготовляются почвенные монолиты, собирается гербарий, делаются рисунки местных животных и птиц.

Необходимо организовать регулярные фенологические наблюдения за сезонным развитием природы, что дает очень ценный, объективный материал для характеристики различий в природных условиях от места к месту. Необходимо отмечать следующие фазы развития растений: распускание почек, появление бутонов, соцветий, цветение, созревание семян.начало осенней раскраски листьев, начало листопада, конец листопада.

Для географической характеристики имеют значение и записанные слов жителей края местные особенности природы и местные наблюдения о ее влиянии на хозяйственную деятельность человека. Сюда можно отнести: время образования первых проталин, таяния снежного покрова, снегопады и заморозки после схода снежного покрова, осенние заморозки в воздухе и на поверхности почвы, первый снегопад, установление снежного покрова.

На основании систематических наблюдений и местных материалов необходимо дать характеристику типичных явлений каждого сезона.

Для краеведов сельской школы важно установить сроки сельскохозяйственных работ: весенней вспашки, сева, ухода за растениями во время их роста, уборки, покоса, выпуска скота на пастбища и т.д.

. Экскурсия в природу  в зимнее время поможет учащимся убедиться в том, что жизнь органического мира не прекращается с наступлением зимы. Изучая влияние снежного покрова на животный и растительный мир, учащиеся лучше поймут изменения в природе, тесную взаимосвязь и взаимозависимость явлений природы.

д) Как охраняется природа? Какие природные участки леса, зеленые насаждения города и села, отдельные растения и животные взяты на учет для охраны от вредного влияния, повреждения и истребления; реки от загрязнения и т.п.? Необходимо делать описание ценных объектов природы, изучать влияние на деятельность человека вредных природных процессов (рост оврагов, обвалы, осыпи, оползни и др.), посильно участвовать в мероприятиях по охране природы В задачу современных полевых комплексных географических исследований входит выявление и картирование природно-территориальных комплексов. Подобные задачи может решать и школьное краеведение, что усилит его практическое значение. Работа по изучению природно-территориальных комплексов может быть связана .с характеристикой направлений хозяйственного использования территории и рекомендацией для ее рациональной эксплуатации. В сельских школах исследования могут проводиться в виде повседневной краеведческой работы, в городских школам—во время учебных экскурсий, на летней сельскохозяйственной практике и в географических кружках.

Под природно-территориальным комплексом (ПТК) понимается закономерное сочетание слагающих и взаимно обусловливающих его компонентов: геологического строения, рельефа, вод, климата, почвы, растительности, животного мира. В процессе школьного краеведения изучаются ПТК ранга урочищ. Принимая для выделения геолого-геоморфологическую основу, это могут быть: пойма, склон речной долины, водораздельная равнина, овраг, балка, лощина. Но выделение природно-территориальных комплексов может быть следующего, более низкого ранга (фаций) — по почвенно-растительным признакам (лесной, луговой, болотный), что для многих школ окажется более доступным и наглядным.

Опыт изучения природных комплексов на местности учащимися V класса описан Т. П. Герасимовой во время весенней экскурсии в лесопарк изучались небольшие участки: 1) заболоченная пойма реки, покрытая богатым растительным покровом, 2) склон крутого берега, обращенный на юг, с супесчаной почвой, бедной растительностью,3) водораздел, покрытый смешанным лесом. При подведении итогов учащиеся сделали выводы об основных причинах разнообразия этих природных комплексов.

Простейшее изучение урочищ своего района с точки зрения их развития, процессов, происходящих в различные сезоны года, характера взаимодействия отдельных компонентов и, главное, хозяйственного использования вполне по силам краеведам—учащимся старших классов. В качестве конечного результата можно поставить задачу—составление географической характеристики природно-территориального комплекса и комплексного географического профиля. А при наличии крупномасштабной картографической основы не исключена возможность составления крупномасштабной ландшафтной карты.

Географическую характеристику урочищ можно составлять по следующему плану: название, географическое положение, общая картина ландшафтообразующих факторов и причинных связей между ними, характеристика отдельных компонентов комплекса и ландшафтообразующих процессов, 'оценка природных ресурсов и их использования, охрана, обогащение и преобразование природы, прогноз основных процессов развития природы и перспективы ее хозяйственного использования.

Структуру, взаимосвязи и взаимодействие ландшафтных компонентов изучаемых урочищ хорошо можно показать на комплексном географическом профиле, например: связь геологического строения и рельефа, зависимость почв от материнских пород, связь растительного и почвенного покрова и т.д. При помощи профиля можно показать и хозяйственное использование территории.

Ландшафтный профиль обычно вычерчивается на миллиметровой бумаге, что облегчает нанесение данных по масштабу. Сначала по гипсометрическим данным карты вычерчивается линия профиля. Ее направление определяется с таким расчетом, чтобы она пересекла по возможности все основные, наиболее типичные и важные в хозяйственном отношении морфологические части исследуемой территории. Далее на линии профиля условными знаками наносятся в горизонтальном и вертикальном масштабах важнейшие компоненты ландшафта: геологическая основа, формы рельефа, поверхностные водоемы, почвы, естественная и культурная растительность.

Теологическое строение показывается под линией профиля. На отрезках линии профиля, соответствующих местам исследования (на обнажениях, в скважинах), условными знаками показываются коренные и четвертичные отложения, их мощность и условия залегания.

Для того чтобы показать гидрологические данные, отмечаются (в светло-синих тонах) уровни рек (меженный и половодья)

3. Физико-географический профиль долины реки Чертановка,
составленный по материалам экскурсии.

, пруды, озера, водохранилища, болота и т.д. Особыми знаками показываются водоносные горизонты, выходы источников, и ключей, расположение . колодцев.

Почвенный покров изображается также под линией профиля и в виде почвенных колонок, показанных в местах прикопок и возможных шурфов.

Растительный покров наносится на линию профиля в виде условных знаков, выбираемых для основных растительных группировок. Для каждой растительной породы устанавливается свой особый знак.

Экономико-географические данные отмечаются выше данных физико-географических. Показываются полевые севообороты, лугопастбищные угодья, участки мелиорации (орошаемые или осушаемые), огороды, сады, лесопарковые насаждения, населенные пункты.

Непосредственно под профилем обычно помещается узкая полоса гипсометрической карты. На ней показываются: линия профиля, горизонтали, границы морфологических единиц, эта полоса показывает положение на плане всех компонентов, которые на профиле рассматриваются в вертикальном разрезе, она представляет собой часть ландшафтной карты .Ниже плановой полосы помещаемся таблица различных дополнительных данных, которые технически невозможно изобразить на профиле, например: крутизна склонов в градусах, дополнительные сведения о формах рельефа, физико-географические процессы или процессы, имеющие важное хозяйственное значение, уточняющие данные о почвах и о растительном покрове, сведения о хозяйственном использовании территории.

К профилю составляется объяснительная записка с полным описанием полисы, по которой проходит трасса профиля. Указывается, "чем типична выбранная местность, оценивается ее хозяйственное использование, объясняются перспективы развития.

Ряд комплексных профилей, заложенных в разных направлениях с целью отразить взаимосвязи компонентов смежно расположенных урочищ, дают материал для составления ландшафтной карты изучаемой территории (рис. 6),



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.