Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Культурологические школы. Часто, при взгляде на историю человечества и на саму природу человека, мы строим свои мысли, исходя из тех исторических реалий, в которых находимся. Наш взгляд затрагивает достаточно узкую грань вопроса. Мы ставим во главу угла р



 

Теория культуры

Алимов Евгений, 31272о

Культурологические школы

Часто, при взгляде на историю человечества и на саму природу человека, мы строим свои мысли, исходя из тех исторических реалий, в которых находимся. Наш взгляд затрагивает достаточно узкую грань вопроса. Мы ставим во главу угла роль личности, экономику, учим механически хронику событий. Для того чтобы гораздо шире понять не только нашу историю, но и самих себя, приходит в помощь культурология. Сегодня ещё не преодолён дефицит культурологического осмысления, без которого наше развитие может пойти по ложному пути. Поэтому важно представить глубинные аспекты нашего существования. Для этого выкладываю перечень культурологических школ и учёных, значительно продвинувших научное представление о культурологии.

Название культурологической школы или направления  Фамилия учёного Период возникновения школы или теории Теоретические аспекты теории Понятия направления, школы или учёного Достоинства теории Недостатки теории Учёные и творческие деятели со схожими взглядами Влияние на будущие концепции и идеи
Просветительские концепции Дж. Вико (1668-1744) Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803) Эпоха Просвещения   XVII-XVIII век 1) Каждая эпоха отличается только ей присущими особенностями искусства и нравственности, права и власти, мифов и религии, но круговорот циклов отражает бесконечность развития человечества. Систематическое изложение циклизма. 2) Высшая гуманность проявляется в религии, которая является наставницей человека. 3) Идея о достижении истины   4) Чувственный опыт – источник данных познания.   5) Разум это исключительный инструмент познания и достижения истины. Логика является инструментом разума.    6) Человек является высшим творением. Его предназначение состоит в развитии разума и духа гуманности. Этому служат просвещение и воспитание, благодаря которым он стремится к нравственному совершенству.   Век Богов, Век Героев, Век Людей – Вико о разделении эпох.   Истоки формирования современной культурологии. Первая систематизация трудов по социальной и культурной динамике согласно Сорокину.   1) Рассмотрение культуры в её целостности и многообразии.   2) Дух гуманности и оптимизма   3) Вера в духовные силы человека   4) Мысль о равноценности культур Малое внимание культуре Азии, России, европоцентризм.   Р. Ю. Виппер, П. А. Сорокин – продолжатели концепции циклического развития Вико. Н. Карамзин, Н.В. Гоголь – читатели Гердера. «Величайший зодчий мировой истории» – Гоголь.
Философия жизни Артур Шопенгауэр (1788-1860) Фридрих Ницше(1844-1900) Вильгельм Дильтей(1833-1911) Анри Бергсон (1859-1941) Георг Зиммель(1858-1918) Последняя треть XIX века 1)Большое внимание к проблеме человека, попытки рассмотреть его в «целостности» и во всём многообразии его душевных сил, выделение отдельных аспектов его природы в качестве основных, фундаментальных. 2) Человеческая жизнь является постоянной жестокой борьбой за существование, переполненной стрессами. 3) Человек, согласно Ницше, – либо творец, либо материал для творчества. 4)Мир – это бытие в себе. 5) Целостное миропонимание, которое опирается исключительно на понятие «жизнь 6)При помощи интеллекта «разрывается материал» жизни и вещей, превращая его в инструменты, системы и понятия. Жизнь следует не рациональной, но «витальной» логике. 7)Интуитивный процесс постижения смысла. 8)Соотношение понятий «культуры и культурности» Неокантианство Жизнь Герменевтическое понимание 1) Понятие жизни как высшей ценности 2) Понятие «открытого общества» с духом новаторства Элитарная концепция культуры. Считаю, что сохранение и развитие культуры – удел каждого человека, а не только избранных. К «философии жизни» примыкает концепция О. Шпенглера (1880—1936).
Эволюционизм Эдвард Тайлор Герберт Спенсер Джон Леббок Джон Фергюсон Мак-Леннан Джеймс Фрэзер Льюис Морган Адольф Бастиан   Теодор Вайц Генрих Шурц Шарль Ле́турно К. Д. Кавелин Н.Н.Миклухо-Маклай М. М. Ковалевский Л. Я. Штернберг Н. Н. Харузин В. Г. Богораз Н. И. Зибер Йоган Якоб Бахофен Середина XIX века 1)Идея единства человеческого рода и единообразия в развитии культур, однолинейность развития от простого к сложному. 2)Выделение стадий развития для обществ в целом 3)Идея общественного прогресса. 4)Определение культуры как сложного целого, включающего познание, верования, искусство, мораль, право, обычаи и некоторые другие способности и привычки, присущие человеку как члену общества. эволюция культурная антропология сравнительно-исторический метод Три сферы культуры – технологическая, социальная и духовная Утверждается идея о прогрессивном развитии культуры (Тайлор)   Не принимается в расчёт различие путей развития культуры. Упрощение культурно-исторического процесса.   Главная движущая сила прогресса – развитие техники и материального производства, что сдвигает акцент с духовного. (Морган)   Монотонность развития человечества. Ф.Энгельс, Ч. Дарвин. Можно назвать даже Аристотеля.
Функционализм А.Р.Радклифф-Браун Э.Э.Эванс-Причард Б.К.Ма­ли­новский М. Глакмен 1920-е годы 1)Признание тезиса эволюционистов о биологическом и психическом единстве человека. 2)Процесс удовлетворения потребностей и интересов человека рассматривался как функциональная основа культуры в целом. 3) Сформулировано положение о функциональности социальных и культурных институтов как средства удовлетворения индивидуально и социально значимых потребностей в рамках следующей познавательной модели: «потребности–функции–социальные (культурные) институты» 4)Разработано представление о культуре как основном регуляторе социально-функционального взаимодействия. 5)Общество как особая функциональная система, не сводимая к её элементам.(Радклифф-Браун) Понятие потребности и функции Структура культуры Составление морфологии культуры, что облегчает её изучение Ориентация на универсальную функциональность любых систем Продолжатели: Т. Парсонс Р. Мертон М. Леви Влияние французской социологической школы (Э. Дюрк- гейм, М. Мосс, С. Бугле)
Диффузионизм Л.Фробениус Б.Анкер­ман Ф.Гребнер В.Копперс, В.Шмидт Й.Генкель О.Менгер   Й.Хоффман У.-Х.Риверс, Г.Чайлд, У.Д.Перри Ф.Ратцель М.Бетак Вторая половина XIX века (Германия, Австрия) – начало XX века. 1)Изучение явления культуры в связи с конкретными, прежде всего географическими условиями. Географический детерминизм – теория культурных кругов. 2)Явление культурной диффузии как ключевого фактора социокультурной динамики. 3)Каждая культура является своего рода особым организмом, самостоятельной, сущностью, проходящей те же ступени развития, что и всё живое на земле: растение, животное и человек. 4)Культуры обладают собственным характером 5) «Растекание» основных культурных достижений из центра возникновения по всему миру.   Мужская и женская культура Культурная диффузия как противопоставление эволюции исторического процесса Детерминизм Заимствование, приводящее к структурному изменению культуры. Фазы заимствования. Введение метода картографирования культурного пространства построение Большее понимание механизмов культурных контактов. Объяснение процесса развития культуры за счёт внешних факторов и обстоятельств Р.Диксон   Критики – Малиновский, Токарев.
Цивилизационизм Н.Я. Данилевский П.А. Сорокин О. Шпенглер А. Тойнби Конец XIX – начало XX века. 1)Нет закономерностей, одинаковых для всех культур и народов. 2)Уникальность каждой человеческой общности. Прохождение цикла от рождения до смерти, как и любой живой организм. 3)Идея культурной динамики – история сообществ предстаёт в виде рождения, развития и угасания уникальных форм культуры. 4)История – это смена различных, почти не взаимодействующих друг с другом локальных культур. (Шпенглер). 5) Культура – ядро цивилизации (Тойнби).   Цивилизация Культурно-исторический тип Типологии цивилизаций первичные, (одноосновные, двухосновные и объединительная) – Данилевский. 10 культурно-исторических типов по Данилевскому. локальное культурное своеобразие культурное многообразие Признание уникальности многообразия цивилизаций и культур Понятие «цивилизация» ещё не имеет универсального определения Развитие идеи в среде русских эмигрантов-«евразийцев» (Г.В. Вернадский, П.С. Савицкий, Н.С. Трубецкой).   С. Хангтингтон, идея самодостаточных цивилизаций.
Аксиологическая школа М.С. Каган Основоположники аксиологии как дисциплины о ценностях: Г. Лотце В. Виндельбанд и Г. Риккерт Последователи М. С. Кагана: М. А. Закс М. С. Уваров Втора половина XIX века 1)Мир ценностей представляется как система, в которой ценности разных видов находятся в исторически обусловленных структурных отношениях. 2) Выделены художественные, экзистенциальные (составляющие смысл жизни), нравственные, правовые, политические, религиозные и эстетические ценностей. 3)Рассмотрение ценностей на разных уровнях (социально-групповом, межличностном, индивидуальном) с учётом существующих между ними интегративных связей. 4)«Благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия. Система ценностных ориентаций Системный подход к исследованию вопроса о ценностях М.С. Каган не опирался на авторитет религиозных философов. И. И. Иоффе – учитель Кагана, В. Д. Днепров – связь нравственного и эстетического
Игровая концепция культуры Йохан Хейзинга «Homo ludens» (1938) Г. Гессе Е. Финк Г. Гадамер 1930-е годы 1)Человеческая культура возникает и развёртывается в игре. Культура носит игровой характер. 2)Культура характерна только для человеческого общества. 3)Игровое начало культуры уходит на второй план при становлении культуры – игра старше культуры. 4)Игра – это импульсивное, спонтанно протекающее вершение, окрыленное действование, подобное движению человеческого бытия в себе самом. (Е. Финк) Игра как феномен   Репрезентация и воображение   Пуелиризм Концепция применима к разным историческим реалиям. Широкое использование игровых форм прослеживается на всём протяжении истории. Недостаточная проработанность концепции. Излишний акцент на игре. Х. Ортега-и-Гассет
Психоаналитическая школа З. Фрейд Э. Фромм А. Кардинер К. Хорни А. Адлер А. Маслоу, К. Юнг Э. Эриксон Начало XX века 1) Исследование взаимодействия естественно-биологических, энергетических и культурных факторов в определении мотивов поведения человека, эмоциональных состояний тревожности, беспокойства, агрессивности, а также любви, надежды; к выяснению социальных и психологических механизмов творчества, одарённости. 2) Процесс идентификации трактуется как необходимый этап взросления, а также как важнейший механизм, обеспечивающий способность Я (Эго) к самореализации. Идентификация Табу Психосоциальная идентичность Интуиция Культурная самоидентичность Попытка обосновать психологические аспекты личности и привязать их к культурным. Репрессивная функция культуры, деструктивность идей. Ж. Лакан – последователь Фрейда.
Семиотическая школа Ю. Лотман Ч. Моррис Ч. Пирс Ф. де Соссюр Середина XIX – XX век 1) Культура — это коллективный интеллект и коллективная память, т.е. надиндивидуальный механизм хранения и передачи сообщений (текстов) и выработки новых. (Лотман) 2) Культура рассматривается как совокупность знаковых систем 3)Текст рассматривается как основная единица культуры. 4) Культурные системы и язык называются моделирующими системами 5)Культура – мир знаков, смыслов и артефактов. 6) Человек живет не только в материальном мире вещей — его жизнь протекает и в духовном мире смыслов. Символ и знак, знаковая система, синтактика, язык культуры, семантика, семиотическое поле Естественные, функциональные, конвенциональные (сигналы и индексы) и иконические знаки. Вербальные знаковые системы     Акцент на глубинных духовных смыслах человеческой жизни. Возможность представить культуры в единстве духовного и материального Опасность неправильной интерпретации знаков и символов в процессе исследования Ролан Барт «Семиология».  
Структурализм   Р.Барт М.Фуко К.Леви-Стросс, , Ж.Лакан Ж.Деррида 1950 – 1960-е годы 1)Теория первобытного мышления. Гармоничное сочетание чувственного и рационального начал. 2) культура является целостным многоуровневым образованием социокультурное и при этом вариативна. 3)Существование человека обусловлено через обмен информацией с окружением 4)Культура понимается как символическая среда человеческого существования. 5)Одна форма знания устанавливает власть над другой, таким образом устанавливается контроль над людьми в обществе. (Фуко) Лингвистика и структура Любые знаковые системы подвержены структурному анализу. Методология структуралистского направления исходила из принципа «существенности»: ограничивать рассмотрение разнообразия фактов одним ракурсом – с одной точки зрения, признавая определённые черты важными для данного исследования и, тем самым, исключая другие как несущественные. Ю. Лотман И.А. Бодуэн де Куртенэ Идеи неопозитивистов и ранних постпозитивистов. П. Бурдье – постструктурализм, теория социального поля. Умберто Эко
Герменевтический подход Б. Рассел Х-Г. Гадамер П. Риккер Л. Витгенштейн Идеи герменевтики вынашивались ещё в античности. Но подход окончательно сформировался в XIX-XX вв. Наиболее целостно его описал Х-Г Гадамер в труде «Истина и метод»(1960) 1)Герменевтическое понимание является изначальной бытийной характеристикой самой человеческой жизни. 2)Представление культурного объекта как текста. Герменевтический круг Лингвистический поворот Семантический акцент Связь с жизненным опытом людей, с социальной практикой. Достижение международной солидарности Дефицит герменевтического понимания в политической и экономической среде Идеи В. Дильтея и Ф. Шлейермахера как предшественников Гадамера.
"Символическая" школа Клод Леви-Стросс Фердинанд де Соссюр Эрнст Кассирер 1920-е годы 1)У истоков человеческой культуры лежит свойственная лишь человеку способность создавать знаки, символы окружающей его реальности и передавать их во времени и пространстве. 2)Культура как сложнейший и строго иерархизированный "текст", несущей опорой которого является естественный язык, органически взаимодействующий с другими "языками" 3)Миф рассматривается в качестве фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивых социальных структур. 4)Способность к осмыслению, пониманию символических структур – основной фактор, формирующий культуру. Символ и символизация, языковой знак в контексте культуры, знаковая структура, процессы означения и понимания Процессы порождения, функционирования и интерпретации языков культуры и смыслосодержащих объектов. Три уровня познания. Эти идеи оказали существенное влияние на развитие гуманитарной мысли в XX веке. Спорное утверждение относительно мысли о возвращении к опыту первобытного человека. Школа повлияла на становление структурализма и его последователей
Западничество А. И. Герцен Н. П. Огарёв Б. Н. Чичерин Т. Н. Грановский И. А. Гагарин В. С. Соловьёв В. Г. Белинский П. Я. Чаадаев 1840-1850-е годы 1)Оценка русской самобытности как признака отсталости. 2)Рассматривали Россию и другие славянские народы как оторванные от процесса западной истории. 3)Реформы Петра для западников – начало вхождения России во всемирную историю. 4)Русский народ должен приобщиться к западным ценностям. Идеи либерализма и демократии в контексте развития русской цивилизации Религиозное западничество Россия-Запад Выступали против крепостного права и за освобождение крестьян с землёй   Пренебрегали самобытной культурой России Отсутствие специфически русских идей согласно В. Б. Пастухову. Б. И. Морозов, А.С. Матвеев, Б. И. Голицын как предшественники западников.   Н. И. Новиков, А. Н. Радищев – отчасти Также А.С. Пушкин.
Славянофильство И. В. Киреевский А. С. Хомяков К. С. Аксаков  Ю.Ф.Сарматин 1830-1840-е годы 1)Обосновывали существование особого типа культуры, возникшего на духовной почве православия. 2)Исконный путь развития России   Славянофилы считали, что русскому народу присущи религиозность, мистицизм, аскетизм, смирение и покорность царизму.                     Народность Русский путь   Выступали за сохранение русской самобытности Идеализация представлений о старой Руси. Рассматривали развитие России в стороне от западной цивилизации. Влияние немецкого классического идеализма   Ф.И. Тютчев, В. И. Даль   К. Леонтьев, Н. Страхов как поздние славянофилы
Евразийство Н. С. Трубецкой Пётр Савицкий Пётр Сувчинский Г. В. Вернадский, Н. Н. Алексеев Р. О. Якобсон Л. П. Карсавин В. Э. Сеземан Д. П. Святополк-Мирский 1920-1930-е годы 1)Россия является наследницей не Киевской Руси, а Монгольской монархии. 2)Явление общины – историческая, преходящая форма русской культуры, которую нужно преодолеть в ходе модернизации страны. 3)Отрицание существования славянского культурно-исторического типа и панславистского проекта. 4)Признавали близость с русскими культуры тюркских и финно-угорских народов. 5)Славянство – медиативный фактор мировой истории. Российская цивилизация и культура – как «магистраль» всемирно-исторического культурного развития, представляющая собой «равнодействующую» европейские и неевропейские факторы мировой культуры. Азиатский социализм     Противостояние техницизму европейской цивилизации Отрицание исторических корней русской культуры, сочувствие тоталитаризму О.Босс, М. Ларюэль, М. Бассин, А. Игнатов
Франкфуртская школа М. Хоркхаймер Т. Адорно Э. Фромм Г. Маркузе Ю. Хабермас 1920-1940-е годы до начала 1970-х 1)Сочетание элементов критического подхода К.Маркса к буржуазной культуре с гегельянскими и фрейдистскими идеями. 2)Связь культуры и мировоззрения человека. «Рационализация» трансформируется в одно из центральных понятий философии культуры франкфуртской школы Проблематика «отчуждения» Анти систематическая отрицательная диалектика Теория массовой культуры Небезуспешный поиск ключей к пониманию культуры и общества Нового времени Констатация «смерти индивидуальности». Косвенное влияние на леворадикальные тенденции     Влияние на развитие неомарксизма, Ханс Юрген Краль    
Неоэволюционизм Д.Х.Стюарт Л.Э.Уайт Р. Карнейро М.Харрис Начало XX века – возвращение к эволюционизму 1)Концепция многолинейной эволюции культуры 2)Технологический фактор играет решающую роль в развитии человеческих сообществ. 3)Эко социокультурные системы как эволюционные единицы социокультурного анализа. Социальная система Энергетическая теория культурной эволюции Непосредственное влияние на развитие культурологии как науки Отсутствие единства в теоретическом плане и недостаток в конкретике Маршалл Салинз
Теория «осевого времени» К.Ясперс К середине XX в. Переведён труд на русский в 1991 году. 1)Четыре ключевых среза исторического процесса 2) История началась лишь около 5000 лет до н.э. 3) Осевое время по Ясперсу – это время рождения мировых религий, пришедших на смену мифологическому сознанию. Почти одновременно на Земле, независимо друг от друга, образовалось несколько внутренне родственных духовных центров. Экзистенция, Осевое время Отмеченный Ясперсом параллелизм развития нескольких культур древности действительно имел место     Согласно Л.Н. Гумилёву Ясперс не объясняет, откуда и каким образом возник отмеченный им параллелизм в развитии независимых друг от друга культур. Ни вторжения кочевых ариев в Китай, Индию и Европу, ни социальные условия в этих странах не могут дать удовлетворительного решения. А.В. Семушкин М. Мамардашвили
Диалогическая концепция М.Хайдеггер М. М. Бахтин XX век 1)Идея диалога культур. Только при диалоге культур возможно равноправное развитие. 2)По Бахтину понимание культуры передаётся через форму общения людей разных культур, форму диалога. «культура есть там, где есть две (как минимум) культуры, и что самосознание культуры есть форма её бытия на грани с иной культурой» 3)Культура как механизм самодетерминации личности, с присущей ей историчностью и социальностью; 4)Культура как форма обретения, восприятия мира. 5)Диалогическое понимание культуры предполагает наличие общения с самим собой как с другим. Диалог Смеховая культура Карнавал Углубление, расширение и уточнение идеи диалога культур Считаю, что человека можно изучать не только через тексты, созданные или создаваемые им, но и использовать другие культурологические концепции Мартин Бубер
Теория пассионарности Л.Н. Гумилёв XX век, СССР 1) Исторический процесс как взаимодействие развивающихся этносов с вмещающим ландшафтом и другими этносами. 2)Пассионарные толчки – массовые мутации, повышающие уровень пассионарности. 3)Самосознание и стереотип поведения – это нормы, которые структурируют отношения между индивидом и группой, а также между индивидами как членами группы. 4)Принадлежность к тому или иному этносу определяется процессом ранней социализации. Виды этнических систем Конструкт Пассионарность Суперэтнос Этнос и этногенез Уровни пассионарности Пассионарные толчки Широкое общественное обсуждение теории и её активное вхождение в процесс научного исследования Недостаточная научная обоснованность в периодизации С. Хантингтон
Теория релятивизма Ф.Боас К.М.Клакхон К.Уисслер А.Л.Кребер М. Херсковиц До середины XX века 1)Отрицание этноцентризма. Каждая культура имеет уникальную систему ценностей 2)Наличие у каждого народа «культурного фокуса» – существенной черты культуры у определённых этносов. 3)Самостоятельность и полноценность каждой культуры.   Инкультурация Универалии Культурный фокус Каждая культура уникальна и равноценна Прямолинейность и спорность относительно уважения к культурным ценностям, которые противоречат современным представлениям о гуманизме и равноправии, согласно С. А. Токареву. Томас Госсет   Влияние на принятие антропологией эмпиризма и методологического культурного релятивизма  

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.