|
|||
Подчинительные союзы. Группы подчинительных союзовПодчинительные союзы. Группы подчинительных союзов Тип урока: урок объяснения нового материала. Цели урока: уяснить разряды и значения подчинительных союзов; научить расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными, выражающими различные отношения.
Ход урока: 1. Мотивация к учебной деятельности. Учитель: Здравствуйте! Сегодня нам предстоит познакомиться с новым материалом, поэтому будьте активны, применяйте знания, полученные ранее. Давайте запишем в тетрадях число и тему урока.
2. Актуализация и проблемное учебное действие.
1)Индивидуальная работа с самопроверкой Учитель: Прежде чем приступить к изучению новой темы, нам нужно опереться на то, что мы уже знаем. Проверим теоретические знания о союзе. Начнем урок с разминки «Верно-неверно». Если вы согласны вы с высказыванием, ставим + рядом с номером задания, если нет – ставим -.
1.Союз служит для связи слов в предложении. 2.Союзы бывают сочинительные и подчинительные. 3.По строению союзы бывают простыми и сложными. 4.Сочинительные союзы соединяют однородные члены предложения и простые предложения в составе сложного. 5.Перед союзами А и НО всегда ставится запятая.
Критерии:«5» – 0 ошибок, «4» – 1 ошибка, «3» – 2-3 ошибки, Для чего мы выполняли это задание?
Итак, мы вспомнили, что знаем о союзе 2)Выборочное письмо. Учитель: прочитайте предложения. Это текст? Докажите. Вставьте пропущенные союзы
Можжевельник — очень крепкое…. сильное дерево. Розоватая древесина его пропитана густой душистой смолой, …. ягоды покрыты тонкой смолистой пленкой. Зимой,…. выпадает глубокий легкий снег, под кустами можжевельника часто ложатся на дневку зайцы. Там, …… растет можжевельник, летом обычно цветет мелкими белыми цветами земляника.
(1-2 предложение – И, А сочинительные союзы, 3-4 – КОГДА, ГДЕ подчинительные)
3.Выявление места и причины затруднения. Эвристическая беседа Учитель: Назовите союзы, которые вы вставили в первую часть текста. Скажите, что их объединяет. Назовите союзы, которые вы использовали в предложениях второй части текста. Укажите их главный общий грамматический признак и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. - Отталкиваясь от темы и используя опорную запись, сформулируйте цель урока. Цель: * познакомиться с группами ... ... по значению; * учиться находить и ... в ... и ... речи разные ... ПС.
5.Практическая деятельность по реализации проекта 1) Беседа Учитель: А сейчас мы перейдём к теме нашего урока. Что мы знаем о подчинительных союзах? Как называются предложения, которые связывают подчинительные союзы? В чём особенность таких предложений? А знаем ли мы группы подчинительных союзов?
2) Работа в группах Учитель: Для того, чтобы выяснить разряды подчинительных союзов, мы поработаем в группах. У каждой группы на карточках даны предложения. Заполните таблицу: соедините союз и предложение, определите значение союза. Если в процессе работы возникли затруднения, обратитесь к материалу для справок после таблицы.
1.Рябина стала в народных песнях символом одиночества, потому что она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей. 2. Чтобы получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу. 3. Калина бывает нарядней всех соседей, когда приходит пора ее цветения. 4. Если вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты. 5.Березы стояли все белые, как недавно выпавший снег. 6. Изучая секвойю, ученые выяснили, что это дерево может прекрасно переносить лесные пожары.
союз
Предложение
значение потому что Рябина стала в народных песнях символом одиночества,____ она любит уединение и никогда не образует сплошных зарослей.
причина Чтобы _____получить целебное масло, ягоды облепихи много часов томятся в духовом шкафу.
цель когда Калина бывает нарядней всех соседей, _____приходит пора ее цветения. время Если _____вы пройдете мимо голубой ели, вас коснется задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.
условие как Березы стояли все белые, ____ недавно выпавший снег. сравнение что Изучая секвойю, ученые выяснили, ____это дерево может прекрасно переносить лесные пожары. изъяснительное Для справок: временные (указывают на время), целевые (указывают на цель), причинные (указывают на причину), условные (указывают на условие), уступительные (указывают на противоречие одного события другому), сравнительные (указывают на сравнение), следственные (указывают на следствие), изъяснительные(указывают на то, о чём говорят)
Давайте проверим, что у вас получилось. Прочитайте предложения. Скажите, что в них есть общего. (Все предложения сложноподчиненные. Состоят из главного и одного придаточного). Прочитайте первое предложение и задайте вопрос от главного к придаточному. Выделите союз. Скажите, какое значение имеет союз потому что и как в связи с этим можно назвать этот и остальные союзы, которые имеют такое же значение. (Союз потому что имеет значение причины, поэтому этот и остальные союзы, которые имеют такие же значения, можно назвать причинными)
Слайд таблица
Молодцы, справились. С какой целью повели данную работу? Что заметили общего? Чем союзы отличаются? На какие группы делятся? Где может находиться придаточная часть? Где и почему ставится запятая в СПП?
6.Первичное закрепление с комментированием внешней речи. 1)Самостоятельное изучение материала учебника с.155
2) Аналитическая беседа Учитель: Что вам было известно ранее? Какая информация оказалась новой? Какими союзами можно дополнить нашу таблицу? На что обратили внимание? (союз чтобы встретился в значении условном и изъяснительном. Это многозначный союз. Как определять значение такого союза? (по смысловому контексту). -Итак, как определить значение подчинительного союза? В какой последовательности мы сейчас работали?
Способ определения группы подчинительного союза: 1. Грамматическая основа СПП. 2. Подчинительный союз. 3. Схема СПП. 4. Вопрос. Смысловое значение.
3) Письменная работа
Учитель: А теперь мы на практике попробуем применить полученные знания. Посмотрите, какое задание нам предстоит выполнить.
Задание 4 Укажите грамматическую основу и подчинительные союзы. Определите значение союзов, задавая вопрос от главного предложения к придаточному. Составьте схему предложения.
Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Рябина Рябина – дерево обычное, хорошо всем знакомое. Даже ученые назвали её рябиной обыкновенной, как будто хотели подчеркнуть, что ничего примечательного в этом дереве нет. Назвали рябину «обыкновенной» для того, чтобы отличить этот вид от других. В лесах средней полосы России растёт тридцать четыре вида рябины, а всего в умеренной зоне земного шара восемьдесят четыре вида. На самом же деле рябина обыкновенная не такое уж обыкновенное дерево. Ни одно дерево не даёт урожая ежегодно в течение ста-ста пятидесяти лет. А рябина даёт. Ягоды рябины полезные. За это её ценят врачи. А ещё любят рябину за то, что это дерево очень красивое. И весной, когда оно в белых душистых цветах, и поздней осенью, когда среди голого леса пламенеют яркие гроздья, и летом, когда она «перебирает» своими изящными, тонкими пальцами. ( По Ю. Дмитриеву)
Выписать союзы. У подчинительных союзов укажите значение.
Проверка правильности выполнения по листу самоконтроля. Критерии: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибки – «3», больше 4 ошибок – «2» Учитель: Проверим правильность выполнения задания по листу самоконтроля.
8.Включение в систему знаний и повторение. Учитель: А теперь, чтобы увидеть, насколько прочно в вашей памяти закрепились подчинительные союзы, выполним тест. Выполнение тестового задания с взаимопроверкой. Тест по русскому языку «Союз. Подчинительные союзы» №1 1. Укажите подчинительный союз: 1)и 2) но 3) или 4) чтобы 2. Укажите подчинительный союз: 1) вследствие 2) ввиду 3)вместо 4) если 3. Укажите причинный подчинительный союз: 1) так как 2) когда 3) чтобы 4) словно 4 Укажите сравнительный подчинительный союз: 1) если 2) так как 3) будто 4) хотя 5. Укажите целевой подчинительный союз: 1)пока 2) как будто 3) оттого что 4) для того чтобы 6. Укажите изъяснительный подчинительный союз: 1)как 2) что 3) если 4) лишь 7. Укажите временной подчинительный союз: 1) пускай 2) когда 3)чтобы 4) несмотря на то, что
Критерии оценки: 0 ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3-4 ошибок – «3», больше 4 ошибок – «2»
9.Рефлексия учебной деятельности. Заключительная беседа по вопросам, монологические высказывания. Учитель: Какие цели были поставлены на уроке? Как вы считаете, достигнуты ли они вами? Всё ли было выполнено? Что нового узнали на уроке? Закончите следующие предложения: ''На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Сегодня мне удалось…"; "Было трудно…"; "Теперь я могу…"; "Я научился…"; (на листочках или в тетрадях)
10.Домашнее задание: Выучить материал стр.155. По выбору: 1 Упражнение 378 (письменно) 2 Упражнение 381.Составьте связный рассказ с подчинительными союзами «Мои любимые книги»
|
|||
|