|
|||
ЖАНРЫ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ. РЕКВИЕМЖАНРЫ ХОРОВОЙ МУЗЫКИ МЕССА (от латинских заключительных слов старинной мессы: ite, missa est – «идите, окончена служба») Многочастное произведение для хора, солистов, оркестра (органа) или хора acappella на латинский текст католической литургии. Виды месс: · Missaordinarium(обычная месса) · Missa brevis(короткая месса) · Missasolemnis (торжественная месса) · Requiem(заупокойная месса)
Постоянные разделы Missa ordinarium:
1. Kyrie eleison [кирие элейсон] – Господи, помилуй 2. Gloria[глория] - Слава 3. Credo[крэдо] - Верую 4. Sanctus[санктус] - Свят 5. Benedictus[бэнэдиктус] - Благословен 6. AgnusDei[агнусдэи] – Агнец Божий Примеры мессы:
· И.Бах «Высокая месса» h – moll; · Л.Бетховен «Торжественная месса»; · Й.Гайдн «Нельсон-месса» Также мессы писали:Дж. Палестрина, В.А.Моцарт, Ф.Шуберт, Ф.Лист, А.Брукнер, И.Стравинский. РЕКВИЕМ (от латинского Requiem aeternam – «Покой вечный»)
Траурная заупокойная месса, посвященная памяти усопших. Отличия реквиема от Missa ordinarium (обычная месса): · Отсутствие разделов Gloria и Credo; · Появление новых разделов: 1. Requiem aeternam[рэквием этэрнам] – Покой вечный 2. Diesirae[диэсирэ] – День гнева 3. Lacrimosa[лакримоза] - Слезная 4. Domine Jesu Christe[доминэ езу христэ] – Господи, Иисус Христос 5. Lux aeterna[люкс этэрна] – Свет вечный 6. Liberame[либэрамэ] – Освободи меня
Со второй половины 18 века реквием приобрел внекультовое значение и, как правило, звучит не в церквях, а в концертных залах.
Примеры реквиема: · В.Моцарт«Реквием» · Дж.Верди«Реквием» · И.Брамс «Немецкий реквием»
Также реквиемы писали:О.Лассо, Дж.Палестрина, Г.Берлиоз, Р.Шуман, Ф.Лист, Ш.Гуно, Г.Форе, И.Стравинский. Композиторы 20 века в ряде случаев отказывались от традиционного текста и сочитали его со стихами выдающихся поэтов. Например: Б.Бриттен «Военный реквием» (соединение канонического текста со стихами У.Оуэна), Д.Кабалевский «Реквием памяти героев Великой отечественной войны» (на слова Р.Рождественского).
ОРАТОРИЯ (от латинского oro– говорю, молю)
Крупное музыкальное произведение для хора, солистов и оркестра. Состоит из вокальных ансамблей, арий, речитативов, хоровых и оркестровых номеров. Оратория близка кантате и опере.
От кантаты отличается: · Большим масштабом · Развернутым сюжетом · Эпико-драматическим характером
От оперы отличается: · Преобладанием повествования над драматическим развитием
Примеры оратории:
· И.Бах «Рождественская оратория»; · Г.Гендель оратория «Мессия»; · Й.Гайдн оратории «Сотворение мира» и «Времена года»; · С.Дегтярев оратория «Минин и Пожарский»; · Г.Свиридов «Патетическая оратория». Особый тип ораторий – «СТРАСТИ» (пассионы), которые основаны на евангельском тексте о страданиях и смерти Христа.
Примеры страстей:
· И.Бах «Страсти по Матфею»; · И.Бах«Страсти по Иоанну».
КАНТАТА (от итальянского cantare– петь) Произведение для солистов, хора и оркестра, торжественного или лирико-эпического характера. Виды кантат: · Хоровая(с сопровождением или acappella); · Камерная (для солистов, без хора).
От оратории отличается:
· Меньшим размером (может быть одночастной или состоять из нескольких законченных номеров); · Однородностью содержания; · Менее развитым сюжетом. Примеры кантат:
Вершиной развития жанра является творчество И.С.Баха (более 300 кантат). · К.Орф,кантата «Кармина Бурана» · П.Чайковский,кантата «Москва» · С.Танеев,кантата «Иоанн Дамаскин» · С.Прокофьев,кантата «Александр Невский» · Г.Свиридов,кантата «Курские песни» · А.Богатырёв, кантата «Белорусским партизанам»
|
|||
|