Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли



Особенности социализации: стратификация, социальные статусы и роли

 

 

Включение индивида в различные группы, а также положение, которое он занимает в каждой из них, зависит от таких социально-психологических феноменов, как социальная стратификация человека, диапазон социальных статусов, характеристики социальных ролей

СОЦИАЛИЗАЦИЯ

С первых дней своего существования человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Первые представления об обществе человек приобретает еще до того, как начинает говорить. В процессе взаимоотношений с другими людьми он получает определенный социальный опыт, который становится неотъемлемой частью его личности.

Человек не только воспринимает социальный опыт и овладевает им, но и активно преобразует его в собственные ценности, установки, позиции, ориентации, в собственное видение общественных отношений. При этом личность субъективно включается в разнообразные социальные связи, в исполнение различных ролевых функций, тем самым преобразуя окружающий ее социальный мир и себя.

Как же происходит становление человека в качестве субъекта социального мира? Каким образом человек осваивает социальные роли, нормы и ценности, приобретает навыки взаимодействия с другими людьми, получает знания об устройстве общества, в котором живет?

Стремительные изменения общества в экономической сфере, системе социальных институтов, межличностных отношениях становятся сущностными характеристиками жизни в современном мире. По мнению ряда отечественных и зарубежных исследователей (И.С. Кон, М. Кле, X. Ремшмидт), подобная ситуация требует одновременного проявления двух противоположных по своей функции индивидуально-психологических особенностей личности: социальной лабильности, гибкости, обеспечивающей постоянную адаптацию к меняющемуся социальному миру, и развитой персональной идентичности, создающей тот внутренний стержень, который служит отправной точкой процесса самоопределения, как личностного, так и социального. Реальная ситуация требует от человека постоянного выбора жизненных целей, способов их достижения.

Именно для характеристики активного вхождения человека в систему социальных связей обычно используется понятие социализации.

В этой связи весьма актуален вопрос соотношения понятий социализации и социального развития. В отечественной социальной психологии социализация определяется как двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, а с другой стороны — процесс активного воспроизводства этой системы индивидом в своей деятельности (Г.М. Андреева).

Для разделения понятия социального развития и понятия социализации используется понятие социализированности. Последняя определяется как соответствие человека социальным требованиям, предъявляемым к возрастному этапу его становления как личности, а также наличию личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих его нормативное поведение, т.е. процесс социальной адаптации. В таком случае социализация выступает как более широкое понятие, включающее в себя кроме признаков социализированности готовность к переходу в новые ситуации социального развития. Последнее качество подразумевает:

  • • способность к адекватному восприятию новых социальных требований;
  • • избирательное отношение к социальным воздействиям;
  • • низкую социальную ригидность;
  • • сформированность личностных предпосылок для выполнения задач следующего этапа социализации (А.С. Волович).

В процессе социализации можно выделить ряд акцентов. Во-первых, в анализе социализации акцент может быть сделан на трансляции культурно задаваемых ценностей, моделей поведения, способов социальной категоризации и т.п. Социальное развитие личности в этом случае будет рассматриваться преимущественно как процесс инкультурации.

Во-вторых, процесс социализации может быть понят как процесс собственно усвоения, интернализации различных модусов социального опыта.

В-третьих, внимание может быть уделено преимущественно анализу возможных результатов социализации, и в данном случае речь скорее будет идти о социализации как адаптации.

Остановимся на выделенных акцентах более подробно.

Понятие инкультурации было введено в научный обиход североамериканским ученым М. Херсковицем, который рассматривал культуру как часть среды обитания человека, включающую знания, верования, искусство, обычаи.

В определяющем значении культуры для человека легко убедиться: в ином культурном окружении или просто при столкновении с другой культурой казавшиеся очевидными нормы социального поведения (от нормативов величины межличностной дистанции в общении до норм взаимопомощи, отношений доминирования/ подчинения, способов разрешения конфликтных ситуаций) перестают быть таковыми. Любая культура имплицитно несет в себе нормативный образ человека, существующий на уровне индивидуального и общественного сознания, что позволяет получить ответы на вопрос о возможных и должных качествах личности. Ответы могут быть неструктурированны, но социолог И.С. Кон считает, что именно они составляют ядро так называемой наивной, обыденной, житейской психологии любого народа, нации или этнической группы, суммируя особенности его социального воспитания, ожиданий и оценок.

Таким образом, если в качестве ведущей задачи социализации выделить задачу межпоколенной трансмиссии культуры, т.е. задачу передачи по наследству от поколения к поколению всех свойственных конкретной культуре особенностей (от способов пеленания и времени отлучения от груди матери до представлений о смысле человеческого существования), то социализация может быть понята как процесс вхождения человека в культуру своего народа, а сам термин заменен термином «инкультурация».

О роли культуры в процессе социализации свидетельствует судьба детей, которые оказались в изоляции и смогли выжить. Среди многочисленных сообщений о человеческих детях, воспитанных дикими зверями, существует несколько таких, которые выдержали тщательную проверку. Наиболее документированным и детальным стало сообщение о том, как в Индии были найдены две девочки — Камала, чей возраст был определен в 8 лет, и Амала, которой было полтора года. Их нашел миссионер в волчьем логове и доставил в приют для сирот, где каждый день делались записи об их поведении.

Когда в 1920 г. были найдены эти девочки, они обладали физическими качествами человеческих существ, но вели себя во многом подобно волкам. Они обнаруживали значительную приспособленность к передвижению на четырех ногах, могли есть только молоко и мясо, и прежде чем взять в рот пищу, тщательно ее обнюхивали. Испытывая жажду, они облизывали губы. Наблюдения за этими девочками подтвердили зависимость процессов формирования личности от социального окружения. Социальные ситуации, с которыми сталкивается ребенок в процессе взросления, могут определяться как ситуации собственно межличностного взаимодействия (влияние других людей) и как ситуации влияния общества в целом. Последнее же всегда больше, чем непосредственное социальное окружение, так как включает в себя помимо общественных отношений, социальных институтов и коллективных представлений еще и культуру (или культуры).

Процесс инкультурации начинается с момента рождения — с приобретения ребенком первых навыков и освоения речи, а заканчивается вместе с жизнью. Он совершается по большей части не в специализированных институтах социализации, а под руководством старших или на собственном опыте, т.е. происходит научение без специального обучения. Конечный результат процесса инкультурации — это человек, компетентный в культуре (языке, ритуалах, ценностях и т.п.). Однако М. Херсковиц особо подчеркивает, что процессы социализации и инкультурации проходят одновременно и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества.

М. Херсковиц выделяет два этапа инкультурации, единство которых на групповом уровне обеспечивает нормальное функционирование и развитие культуры:

  • 1) детство, когда происходит освоение языка, норм и ценностей культуры;
  • 2) зрелость, которая в отличие от предыдущего этапа носит прерывистый характер и касается только отдельных фрагментов культуры — изобретений, открытий, новых, пришедших извне, идей.

Если на первом этапе индивид в целом пассивно воспринимает культурные влияния, то на втором он обладает способностью избирательного к ним отношения, что обусловливает не только воспроизводство культуры в каждом из последующих поколений, но и ее развитие.

В качестве основного механизма трансляции культуры на групповом уровне выделяют культурную трансмиссию трех видов:

1) вертикальную, в процессе которой культурные ценности, умения, верования передаются от родителей к детям;

  • 2) горизонтальную, когда от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;
  • 3) опосредованную, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике у окружающих его, помимо родителей, взрослых — родственников, старших членов общины, соседей и т.п.

Следует отметить, что изучение процессов инкультурации происходит в рамках не только социальной психологии, но и культурной антропологии, этнографии, этнопедагогики, этносоциологии и ряда других наук.

Процесс социализации может быть рассмотрен с точки зрения того содержания, которое заложено в социальном влиянии на личность, и следовательно, механизмов трансляции социального опыта: в этом случае социализация выступает как интернализация. На сегодняшний день в социально-психологической литературе, посвященной проблеме социализации, можно встретить две трактовки понятия интернализации: 1) в широком смысле она понимается как синоним социализации; 2) в узком — как ее частная вариативность, совокупность мотивационных и когнитивных процессов, с помощью которых изначально внешние социальные требования становятся внутренними требованиями личности.

Заметим, что подобный подход наиболее насыщен эмпирическими исследованиями. Практически любое исследование в рамках проблематики социализации так или иначе обращается к содержанию усваиваемого индивидом социального опыта. При этом, как правило, речь идет о двух основных модусах данного процесса:

  • 1) усвоении моделей поведения;
  • 2) усвоении социальных значений (символов, ценностей и установок).

В исследованиях, посвященных процессам интернализации поведенческих (в частности, ролевых) моделей, отмечается, что:

  • • интернализация ролей зависит от степени объективной и субъективной значимости самой модели (например, статуса значимости другого, чье поведение служит моделью);
  • • успешность интернализации индивидом моделей поведения зависит от степени согласованности ожиданий его ближайшего социального окружения;
  • • межиндивидуальные различия процесса поведенческой интернализации редки или же не рассматриваются исследователями;
  • • наиболее популярным объектом исследования в данной области сегодня выступает полоролевое поведение.

В исследованиях, обращающихся к изучению личностных диспозиций (ценностей, аттитюдов, структур самосознания), выступающих как результат интернализации социальных требований, тоже можно выделить определенные общие положения:

  • • интернализация социальных влияний, проявляющаяся в формировании личностных диспозиций, является многоуровневым процессом;
  • • данный модус интернализации является необратимым (усвоенные ценности, установки, моральные представления меняются лишь при условии изменения внешних социальных обстоятельств);
  • • индикатором, позволяющим говорить об усвоении социальных требований на уровне личностных диспозиций, является добровольное социально утилитарное поведение;
  • • основным фактором успешности данного процесса выступает степень осознанности интернализуемых влияний.

В различных теоретических ориентациях акцентируются разные механизмы интернализации. Так, в теориях научения в качестве механизмов интернализации выделяют классическое и оперантное обусловливание; в теориях социального научения подчеркивается роль наблюдаемого поведения, а также условий, в которых оно осуществляется; психоаналитические трактовки закономерно обращаются к механизму рационализации; для социально-психологического когнитивизма характерно рассмотрение процесса интернализации как процесса редукции когнитивного диссонанса.

Подчеркнем, что для понимания социализации как интернализации нехарактерна трактовка социального развития личности как процесса, жестко детерминированного социальным окружением, прежде всего в силу акцента на наличии множественных ее уровней и роли когнитивных механизмов, опосредующих данный процесс. Современные исследования подчеркивают значение линий саморегуляции и самодетерминации в ходе интернализации социальных влияний, нередко рассматривая их как показатель личностной зрелости.

Для понимания социализации как адаптации в целом характерно не акцентирование процессуальных ее характеристик (например, стадий, этапов или механизмов), а анализ социализационного процесса с точки зрения его возможных результатов. При этом в качестве основного результата социализации выделяется формирование таких характеристик индивида, которые обеспечивают его нормативное функционирование.

Впервые принцип подобного подхода к личности был заложен на рубеже веков социологом Ф. Гиддингсом. Именно он впервые определил в качестве ведущей задачи социализации такое приспособление человека к обществу, которое обеспечивает ему успешное функционирование. С этого момента процесс достижения известного соответствия человека требованиям социальной среды определяется как процесс социальной адаптации, а нарушение его — как дезадаптация.

В своем анализе социальной успешности человека Ф. Гиддингс исходит из наличия/отсутствия у него определенных личностных черт: так, с его точки зрения, вне зависимости от других актеров более социально желательными являются люди внимательные, ответственные, независимые в мыслях и стремящиеся принести пользу обществу. Напротив, безответственные, равнодушные, эгоистичные индивиды обречены на плохую приспособленность к социальной среде и неуспех.

Эта проблема по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.

Так, с точки зрения бихевиоризма социально-психологическая адаптация понимается как процесс, посредством которого достигается состояние социального равновесия между индивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшим социальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций при анализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмов личности, причем сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, а психологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. В силу того что проблема психологической защиты содержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранить психическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжение защит, выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации. Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптации целесообразно рассматривать ее как успешное выполнение личностью нормативного ролевого репертуара и умение разрешать возникающие ролевые конфликты. Несмотря на различия в теоретических интерпретациях адаптационных процессов, в целом постулируется наличие двух основных направлений, или путей, адаптации, выделение общей логики которых принадлежит еще 3. Фрейду, — так называемой алло- пластической (изменение мира под себя) и аутопластической (изменение себя под мир) адаптации.

В эмпирических исследованиях процесса социально-психологической адаптации выделяются три ряда факторов, определяющих успешность социально-психологической адаптации к социальным изменениям. Это, во-первых, способность человека к изменению своих ценностных ориентаций и Я-концепции; во-вторых, умение находить определенный баланс между своими ценностными ориентациями и социальной ролью; в-третьих, ориентация не на конкретные социальные требования, а на принятие универсальной системы ценностей.

В целом во всех исследованиях социализации с точки зрения разворачивания адаптационных процессов явно или неявно присутствуют следующие общие положения:

  • • социализация понимается как конечный процесс: идет ли речь о последовательном процессе социальной адаптации ребенка в ходе взросления или о ресоциализации взрослых (в любом случае представление о возможности достижения некоторого конечного, адекватного социальной ситуации уровня успешности остается неизменным);
  • • ход и содержание социализации представляются как однозначно заданные социальными требованиями, несмотря на требования построения моделей социализации на разных статусных уровнях. Проблемы социализации личности не обошли вниманием исследователи, работающие в самых разнообразных психологических школах. Так, в качестве общих теоретических оснований социализации при биогенетическом подходе выступают эволюционная теория

Ч. Дарвина и биогенетическая концепция Э. Геккеля.

Исследователи, работающие в рамках биогенетической парадигмы, считают, что:

  • • развитие личности, в том числе и социальное, определяется биогенетическими факторами; соответственно многие типы социального поведения, например агрессия, обусловлены генетически;
  • • для реализации биогенетической программы развития необходимы определенные социокультурные условия, наличие которых задает темп раскрытия врожденных задатков и способностей, но не влияет на само их наличие; развитие есть созревание в соответствии с внутренним планом;
  • • развитие личности представляет собой последовательность определенных фаз, прохождение которых необратимо, т.е. возврат на предыдущую стадию оценивается как эволюционный регресс; переход со стадии на стадию есть скачок в развитии, т.е. его характерными особенностями являются прерывистость и внезапность изменений.

С точки зрения биогенетических теорий развития и социализации социальное поведение человека есть результат существования его врожденных механизмов, сформировавшихся в результате эволюции.

Следует отметить, что биогенетические теории оказали существенное влияние на практику обучения и воспитания. Поскольку социальное развитие рассматривается в них как естественный процесс, подчиняющийся своим внутренним закономерностям, то предполагается, что все связанные с ним проблемы рано или поздно разрешатся сами собой, ребенок перерастет трудности, возникающие на пути его социализации, а задача взрослых сводится к предоставлению ему максимума самостоятельности.

Социогенетический подход предполагает, что процесс социализации обусловлен культурным детерминизмом (развитие личности определяется социокультурными условиями) и культурным релятивизмом (элементы культуры рассматриваются как понятие условное, относительное).

Основной задачей социализации является адаптация человека к культуре, в которой он живет. Передача социокультурных элементов и стандартизация личности ставят своей целью именно обеспечение адаптации индивидов к их среде:

  • • культуры различаются по степени непрерывности/дискретности процессов социализации, что заставляет усомниться в универсальности возрастных этапов развития для всех культур;
  • • различные типы личности являются продуктом разных культур. Тем самым культура выполняет функцию стандартизации: интегрированные в личности социокультурные элементы становятся для человека нормой (стандартом) чувствования, мышления и действия;
  • • социализация имеет и интегрирующую функцию: на основе сложившихся стандартов социального мышления и действия у человека формируется чувство «мы» — чувство принадлежности к данной социокультурной общности.

Интеракционистский подход объясняет феномен социализации через анализ взаимодействия человека со своим социальным окружением. В центре внимания оказываются процессы становления ролевого поведения и формирования Эго-структур.

Считается, что человек осваивает мир через символические значения; они приобретаются человеком в ходе социализации в результате участия во множественных интеракциях. Последующие взаимодействия с другими людьми заставляют человека постоянно подтверждать, уточнять и изменять системы своих символических значений.

Одним из основных результатов социализации является развитие самосознания (self), имеющего социальную природу и формирующегося в процессе взаимодействия с другими прежде всего потому, что человек осознает собственное self только в том случае, если делает себя объектом собственного восприятия, смотрит на себя глазами другого.

Self неоднородно и состоит из нескольких структур. Так, «зеркальное Я» (Ч. Кули) складывается из трех элементов:

1) того, как, по-нашему мнению, нас воспринимают другие;

  • 2) того, как, по-нашему мнению, они реагируют в соответствии с этим восприятием;
  • 3) того, как мы сами реагируем на их реакции.

По мнению Дж.Г. Мида, основателя и виднейшего представителя данного направления, развитие self обусловлено двумя процессами:

1) формированием способности к принятию роли другого (посредством play)', 2) ориентацией на «обобщенного другого» (в результате опыта game). Именно в ходе второго процесса интернализируются социальные установки и тем самым осуществляется социальный контроль в ходе социализации. В итоге self состоит из двух частей: / и те. Первое есть импульсивная реакция личности на воздействия других людей и общества в целом, второе — осознание человеком самого себя с точки зрения значимых для него других (своего рода рефлексивное Я).

Социальное развитие заключается в основном в формировании определенного ролевого репертуара, при этом в той степени, в которой ребенок способен играть роль другого, он способен стать объектом в собственных глазах (т.е. и в этом смысле самосознание личности имеет социальную природу).

Опыт социального взаимодействия со многими другими выражается в формировании у ребенка умения ориентироваться не только на конкретные ожидания партнера, но и на коллективные правила поведения, приводя в результате к созданию образа «обобщенного другого», олицетворяющего социальные нормы.

Сторонники когнитивистского подхода к процессу социализации личности исходят из теории развития психолога Ж. Пиаже, согласно которой психологические новообразования каждого возрастного этапа в жизни индивида определяются развитием когнитивных процессов. С точки зрения Пиаже, на каждой стадии развития мышления формируются новые навыки, определяющие границы обучаемости в самом широком смысле: не только как, например, возможность обучения тем или иным математическим операциям, но и как возможность освоения тех или иных социальных действий.

При этом процесс социального развития индивида есть прежде всего процесс освоения им совокупности различных норм и правил социального взаимодействия и подчинения своего поведения социальным требованиям:

• понимание человеком предъявляемой ему обществом системы социальных требований и ролевых предписаний зависит от уровня его когнитивного развития;

• основной вектор социального развития индивида состоит в движении от пассивного и конформного принятия социальных предписаний к пониманию социальных требований как соглашения между людьми и, следовательно, к навыкам социального взаимодействия вне рамок ролевых предписаний с опорой на систему универсальных моральных принципов.

Выделяются шесть стадий нравственного развития личности, которые последовательно сменяют друг друга.

Первые две стадии пассивного принятия социальной роли и подчинения социальным предписаниям связаны со стремлением избежать наказания и заслужить поощрение (у детей в этот момент фактически отсутствует представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»); вторые две — это стадии конформной социализированное™: ребенок осознает мнения других о себе и стремится действовать так, чтобы заслужить их одобрение, у него начинают формироваться собственные представления о добре и зле на основе осознания общих правил социального поведения. Последние две стадии характеризуются осознанием возможных противоречий между различными нравственными убеждениями и формированием собственной этической системы с опорой на универсальные моральные принципы.

Таким образом, завершая краткий обзор основных теоретических подходов к анализу социализации, подчеркнем следующее:

  • 1) для подавляющего большинства современных концепций социализации (за исключением биогенетических теорий) тезис о ведущей роли социальной детерминации процесса становления и развития личности является бесспорным;
  • 2) значительно меньшее единодушие наблюдается при решении вопроса о соотносительном влиянии внешних (средовых) факторов развития и внутренних его детерминант (наличия тех или иных потребностей, мотивов, когнитивных переменных и пр.);
  • 3) в разных концепциях акцентируется внимание на различных уровнях социальной детерминации — от межличностного влияния до социокультурных факторов развития;
  • 4) различные теории социализации могут быть классифицированы, в том числе и с точки зрения выделения определенных механизмов социализации: социального научения (бихевиористские модели), идентификации (психоаналитические концепции), социального сравнения (интеракционистские точки зрения) и социальной категоризации (когнитивистские теории). Несмотря на различия в решении данного вопроса, во всех этих концепциях неявно содержится предположение о существовании некоего универсального механизма социализации.

В заключение остановимся на основных механизмах (способах) социализации личности.

Межличностный механизм функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами, которыми являются родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник того же или противоположного пола.

Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.

Социализация каждого человека осуществляется с помощью всех названных механизмов, но для обеспечения нужных результатов социализации необходим подбор наиболее эффективных приемов воздействия, учитывающих конкретную ситуацию.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.