|
|||
Искусство ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Искусство Искусство является одной из форм отражения мира, своего времени, самосознания культуры. Как вид художественной деятельности оно вбирает в себя всю целостность духовной культуры, все ее виды: мифологию, религию, философию, мораль. В искусстве, как в зеркале, отражается эпоха в единстве духовных, материальных, социальных, политических, национальных, исторических характеристик жизни общества. В чем выражается сущность искусства? Искусство всецело связано с удовлетворением высших – эстетических потребностей, в которых выражается родовая сущность человека. Эстетическое – духовно-ценностное, чувственно-эмоциональное отношение человека к миру. Эстетическое отношение имеет объективно-субъективный характер, соединяя богатство свойств предметного мира и индивидуальных качеств сознания человека. Это отношение характеризуется универсальностью и всеохватностью, т. е. затрагивает все стороны человеческой психики (чувственную, сознательную, интуитивную, бессознательную); оно присутствует во всех сферах окружающего мира (природе, обществе, технике, взаимоотношениях между людьми, искусстве). Неотъемлемое свойство эстетического – неутилитарность, отношение к объекту как к самоценному, а не с точки зрения его пользы. И. Кант определял это как «незаинтересованное любование», «целесообразность без цели», т. е. без конечной практической, утилитарной цели. Существуют следующие основные разновидности эстетического отношения: прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое. Художественная деятельность присуща только человеку как виду. Именно через искусство человек познает мир и выражает отношение к нему, создает так называемую «художественную реальность». Художественная деятельность включает в себя художественное творчество и его результаты (художественные произведения), художественное восприятие явлений действительности и произведений искусства. В основе художественной деятельности лежат процессы опредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – это творчество художника по воплощению внутреннего мира, своих чувств, мыслей, переживаний в предметную форму (картину, роман, фильм). Распредмечивание – это процесс присвоения внутреннего мира другого человека (чтение книги, слушание музыки и т. п.). Оба эти процесса творческие, в них субъектами являются и авторы, и исполнители, и зрители, и слушатели, и читатели. Творчество – характеристика деятельности, отражающая способность человека к созиданию нового (изобретений, открытий, произведений искусства), т. е. выход за пределы достигнутого; это форма самореализации, способ измерения культурного потенциала личности. Побудительные мотивы творчества: стремление к обретению духовной свободы, потребность в реализации своих возможностей. Особенности художественного творчества раскрывает Аристотель в сочинении «Поэтика». Он сравнивает деятельность ученого и художника на примере историка и поэта. Историка, пишет Аристотель, интересует вопрос: что? – т. е. произошедший факт. Поэта интересует вопрос: как это произошло или могло произойти? Для искусства важны не столько сами факты, события, а их духовный смысл, отношение, оценка. Науку интересует опыт фактов, искусство – опыт отношений. Искусство – это специализированная деятельность по универсальному духовно-ценностному освоению мира в форме художественных образов, синтез всех измерений духовной культуры. Искусство – особая форма мироотношения, выражающаяся в познании мира, его отражении, понимании, оценке и связанная со способностью к эстетическому восприятию и воспроизведению мира. «Единица», первоклеточка искусства – художественный образ. Художественный образ есть чувственное воссоздание жизни, преломленное через субъективное авторское сознание. Особенности художественного образа, его структура – единство предметного и ценностного, смыслового, эмоционального и рационального, условного и безусловного, объективного и субъективного, всеобщего и индивидуального, национального и общечеловеческого, многозначность. Средством передачи художественного образа является язык искусства – система художественных приемов и средств выразительности, которыми каждый из видов искусств решает свои задачи: моделирует и передает отношение к миру, оценку бытия, раскрывает смыслы явлений. Любое произведение искусства – это художественный текст, представляющий собой сложную совокупность символов, метафор, аллегорий, сравнений. Искусство – способ познания, освоения, осознания мира, «не требующий признания его за действительность» (Л. Фейербах). Явления действительности, перенесенные в сферу искусства, обнаруживают новый смысл. Это условность искусства, мы принимаем ее, как «правила игры». Реальность и художественная реальность не совпадают, они изначально нетождественны. Художественная реальность – это интерпретация реальности, ее перевоссоздание, переосмысление, трансформация, моделирование, намеренное усиление каких-либо ее сторон. Подчеркивая своеобразие художественной реальности, Аристотель в своих трудах о природе искусства ставит проблему правды и правдоподобия. Правдоподобие – результат искусного копирования реальности. Правда в искусстве – нечто, стоящее выше правдоподобия, она выражает художественный смысл. Простое копирование жизни не является сущностью искусства, его задача состоит не в этом. Художественный образ часто бывает более реалистичным, чем сама натура. Папа Римский Иннокентий Х, увидев свой портрет кисти Веласкеса, в потрясении сказал: «Слишком похоже!». Это говорит о том, что художник смог не просто отразить внешнее сходство, но проник в суть, во внутренний мир человека – в этом есть сущность искусства. Итак, искусство не копирует действительность, а создает «вторую реальность». Гегель писал, что истоки художественного творчества в потребности человека к духовному удвоению себя в формах внешнего мира. Так зачем человек удваивает мир, создает «вторую реальность»? Каждый человек в своем жизненном опыте, в отличие от опыта человечества, не может претендовать на универсальность. Его опыт ограничен местом, временем, условиями жизни и т. п. Искусство способно «компенсировать» то, что не состоялось в жизни, оно предоставляет людям возможность «дополнительных жизней» в воображаемых мирах художественных образов. Потребность человека в искусстве объясняется такими причинами, как: – стремление человека к духовной свободе, искусство – единственная сфера жизни, где человек эту свободу обретает; – стремление компенсировать то, что недоступно в реальной жизни; – стремление реализовать свои возможности, выразить и понять себя; искусство – это самопостижение; – желание преодолеть конфликт между реальной действительностью и своим представлением о мире; – в искусстве можно выдать желаемое за действительное, создать модель идеального мира; – искусство может реально преобразовать действительность, художник всегда стремится приблизить мир к совершенству; – искусство доставляет удовольствие, наслаждение, оно развлекает; – искусство воспитывает чувства, дает «пищу» для ума; – в искусстве мы познаем законы бытия человека; – искусство обличает уродливые стороны действительности; – искусство является средством связи между людьми, это особый язык; – удвоение реальности в искусстве дает возможность сохранить и передать по наследству ценности, опыт, знания; – искусство позволяет человечеству возрождаться с каждым новым поколением. По сути мы ответили на вопрос: зачем человеку искусство и какую оно играет роль в культуре. Поэтому функции искусства мы только перечислим, без комментариев. Социокультурные функции искусства · Аксиологическая (духовно-ценностного освоения мира). · Гносеологическая (познавательная). · Коммуникативная (общения, взаимодействия). · Креативная (творческая). · Гедонистическая (наслаждения, удовольствия). · Социализирующая (приобщения к социуму). · Рекреативная (развлекательная). · Суггестивная (внушения). · Аккумулятивная (накопительная). · Компенсаторная (уравновешивания, восполнения). · Консолидирующая (объединяющая). Таким образом, смысл искусства состоит в том, что оно способно влиять на сознание человека, его чувства, убеждения, изменять человека и тем самым гармонизировать его существование в мире.
|
|||
|