Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Уважаемый Андрей Александрович!



 

Руководителю департамента

архитектуры и градостроительства

Воронежской области

Еренкову А.А.

394036, г. Воронеж, ул. Кольцовская, д. 24к

Тел.: 212-76-48, 212-76-50

E-mail: arhitekt@govvrn.ru

 

Уважаемый Андрей Александрович!

 

В соответствии с п. 8.1 ч. 2 ст. 2 Закона Воронежской области от 07.07.2006 N 61-ОЗ «О регулировании градостроительной деятельности в Воронежской области» и пп. 3.1.6 Положения о департаменте архитектуры и градостроительства Воронежской области (утв. постановлением правительства Воронежской области от 31.12.2014 N 1240) возглавляемый Вами исполнительный орган власти осуществляет в т.ч. согласование проектов генеральных планов городских округов.

В связи с этим прошу Вас рассмотреть нижеследующее.

 

1. В настоящее время на основании постановления главы городского округа город Воронеж от 18.08.2020 N 97 «О проведении общественных обсуждений по проекту Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы» проходят общественные обсуждения по проекту Генерального плана (далее – Генплана) городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы.

Проект Генплана представлен на информационном ресурсе «Активный электронный гражданин» (e-active.govvrn.ru):

 

https://e-active.govvrn.ru/debates/6

 

Также проект Генплана размещён в ФГИС ТП по ссылке:

 

https://fgistp.economy.gov.ru/?show_document=true&doc_type=npa&uin=2070100002020302202007142

 

Однако Положение о территориальном планировании, относящееся к утверждаемой части Генплана и, тем самым, несущее юридические последствия для неограниченного круга лиц, не соответствует региональным нормативам градостроительного проектирования Воронежской области (утв. Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 N 45-01-04/115) в части обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования на 1 человека.

Согласно пп. 1.18 в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Приложении № 1 (стр. 492-498) означенного Положения о территориальном планировании совокупная площадь зоны озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) в 2026 г. будет составлять лишь 703,48 га, а в 2041 г. – 951,45 га.

Вместе с тем в силу п. 3.1 табл. в ч. 1.3.9 региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области в границах населённого пункта г. Воронеж (как крупнейшего города с численностью населения более 1 млн. жителей) расчётный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования на 1 человека должен составлять не менее 16 кв. м.

По данным территориального органа Росстата по Воронежской области численность населения в г. Воронеже в 2019 г. составила 1054,1 тыс. чел. Таким образом, на начало 2020 г. совокупная площадь озеленённых территорий общего пользования в границах населённого пункта г. Воронеж должна составлять не менее 1686 га, т.к. [(1054100 чел. * 16 кв. м) / 10000 кв. м].

При этом согласно пп. 2.1 в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Приложении № 1 (стр. 492-498) означенного Положения о территориальном планировании в 2026 г. расчётная численность населения в г. Воронеже составит 1282,4 тыс. чел, а к 2041 г. – 1389,0 тыс. чел. Таким образом, совокупная площадь зоны озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) в 2026 г. должна быть (исходя из минимально допустимого уровня обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования в 16 кв. м. на 1 человека) не менее 2051,84 га, а к 2041 г. – не менее 2222,40 га.

Из чего следует, что в пп. 1.18 в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Приложении № 1 (стр. 492-498) Положения о территориальном планировании приведены показатели совокупной площади зоны озеленённых территорий общего пользования гораздо ниже нормативно установленного минимума.

В то же время (поскольку Генплан после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера в виде Решения Воронежской городской Думы приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на всей территории муниципального образования для неопределённого круга лиц) юридически Генплан городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы сразу с даты его утверждения должен соответствовать требованиям п. 3.1 табл. в ч. 1.3.9 региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области в части обеспечения расчётного показателя минимально допустимого уровня обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования (16 кв. м на 1 человека).

Подобное юридическое обстоятельство не допускает ситуации, при которой во вступившем в силу Генплане городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы вышеупомянутый показатель минимально допустимого уровня обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования на 1 человека будет в итоге при пересчёте количественно меньше совокупной площади зоны озеленённых территорий общего пользования, как с даты начала действия Генплана, так и на даты (2026 г. и 2041 г.), указанные в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Положении о территориальном планировании (стр. 493).

 

Считаю, что вышеописанное проектное решение в части совокупной площади зоны озеленённых территорий общего пользования, закреплённое в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в проекте Генплана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы, не соответствует региональным нормативам градостроительного проектирования Воронежской области (утв. Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 N 45-01-04/115) и, тем самым, нарушает моё и неопределённого круга лиц право и законные интересы на благоприятную окружающую среду, гарантированные положениями ст. 42 Конституции РФ и ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

 

2. В п. 3.1 табл. в ч. 1.3.9 региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области расчётный показатель минимально допустимого уровня обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования на 1 человека приводится для крупнейшего города с численностью населения более 1 млн. жителей, т.е. в пределах (границах) населённого пункта город Воронеж.

Обращаю Ваше внимание, что Земельный кодекс РФ (ст. 83) совсем не отождествляет понятие «границы населённого пункта» с понятием «границы муниципального образования», к которому относится в т.ч. и городской округ. В соответствии с ч. 2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населённых пунктов отделяют земли населённых пунктов от земель иных категорий. При этом под «иными категориями» понимаются земли любых категорий, указанных в ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ (в т.ч., земли лесного фонда). Следовательно, понятие «город» не идентично понятию «городской округ». А во избежание путаницы между поселением как обозначением населённого пункта и поселением как обозначением муниципального образования Законодатель Федеральным законом от 18.12.2006 N 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» переименовал земли поселений как категорию земель в Российской Федерации в земли населённых пунктов.

К тому же леса в границах населённых пунктов (а значит расположенные на землях населённых пунктов) не относятся к землям лесного фонда. А как следует из положений ст.ст. 8, 83 и 84 Земельного кодекса РФ, земли населённых пунктов не подлежат включению в земли лесного фонда (по этому вопросу есть сложившаяся судебная практика, например, Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.06.2014 N 4890/14).

Таким образом, должна учитываться совокупная площадь озеленённых территорий общего пользования именно в границах населённого пункта в части соответствия показателю минимально допустимого уровня обеспеченности озеленёнными территориями общего пользования в 16 кв. м на 1 человека. В утверждаемой части проекта Генплана разработана карта границ населённых пунктов (в том числе границ образуемых пунктов), входящих в состав городского округа город Воронеж. Из чего следует, что должны учитываться только те озеленённые территории общего пользования, которые входят согласно этой карте в границы г. Воронежа как населённого пункта.

Однако в пп. 1.18 в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Приложении № 1 (стр. 492-498) Положения о территориальном планировании совокупная площадь зоны озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) приведена без указания, какая часть совокупной площади зоны озеленённых территорий общего пользования станет входить в границы населённого пункта г. Воронеж, а какая её часть, не располагаясь на землях населённых пунктов, окажется за чертой г. Воронежа, но в границах городского округа.

 

Отсутствие такой информации в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Положении о территориальном планировании не позволяет точно идентифицировать количественные показатели зоны озеленённых территорий общего пользования, чья совокупная площадь в границах г. Воронежа как населённого пункта должна быть не менее нормативно установленного минимума, указанного в п. 3.1 табл. в ч. 1.3.9 региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области (утв. Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 N 45-01-04/115).

 

3. Отдельно обращаю Ваше внимание, что на основании п. 133.1 Приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 «Об утверждении Требований к описанию и отображению в документах территориального планирования объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения и о признании утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 7 декабря 2016 г. N 793» в группу функциональных зон рекреационного назначения (код объекта: 701010600) входят:

- зона озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (701010601);

- зона отдыха (701010602);

- курортная зона (701010603);

- лесопарковая зона (701010604);

- зона лесов (701010605);

- иные рекреационные зоны (701010606).

В пп. е) и пп ж) п. 133.3 означенного Приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 указывается детализация видов функциональных зоны отдыха (1. зона детских оздоровительных учреждений; 2. зона оздоровительно-спортивных лагерей; 3. зона пляжей; 4. зона иных объектов отдыха и туризма) и иных рекреационных зон (1. зона ботанических садов; 2. зона зоопарков; 3. зона лугопарков; 4. зона гидропарков; 5. зона тематических парков иных видов).

Из вышеизложенного можно сделать вывод, что в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 функциональная зона озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) нормативно отделена от других видов функциональных рекреационных зон, и они юридически не тождественны между собой.

Также юридически не тождественны между собой понятия «озеленённые территории» и «озеленённые территории общего пользования». Последнее выступает к первому, как частное к общему.

Из раздела «Классификация озеленённых территорий» в табл. в ГОСТ 28329-89 «Государственный стандарт Союза ССР. Озеленение городов. Термины и определения» (утв. и введён в действие Госстандартом СССР от 10.11.1989 N 3336) следует, что в зависимости от размещения, площади и функционального назначения выделяются три основных класса озеленённых территорий. Это озеленённая территория общего пользования, озеленённая территория ограниченного пользования и озеленённая территория специального назначения. При этом первый и второй из перечисленных классов совместно образуют озеленённую территорию рекреационного назначения.

Необходимо отметить, что также согласно абз. 1 п. 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации (утв. Приказом Госстроя РФ от 15.12.1999 N 153) выделяются три основных категории озеленённых территорий, каждая из которых имеет свои особенности по отношению к гражданскому обороту (отношения к собственности, продажа, аренда), режимам пользования и способам хозяйствования: озеленённые территории общего пользования, озеленённые территории ограниченного пользования и озеленённые территории специального назначения.

Подчеркну, что озеленённые территории зоны отдыха юридически не тождественны озеленённым территория общего пользования. Это связано с тем, что озеленённые территории зоны отдыха (1. зона детских оздоровительных учреждений; 2. зона оздоровительно-спортивных лагерей; 3. зона пляжей; 4. зона иных объектов отдыха и туризма) относятся к озеленённым территориям ограниченного пользования. К такому выводу можно прийти исходя из их функционального назначения и режима пользования.

В п. 10 табл. 1 ГОСТ 28329-89 озеленённая территория ограниченного пользования определяется как озеленённая территория лечебных, детских учебных и научных учреждений, промышленных предприятий, спортивных комплексов, жилых кварталов. В абз. 3 п. 1.1.2 Правил создания, охраны и содержания зелёных насаждений в городах Российской Федерации детализируется понятие «озеленённые территории ограниченного пользования» под которыми понимаются территории в пределах жилой, гражданской, промышленной застройки, территорий и организаций обслуживания населения и здравоохранения, науки, образования, рассчитанные на пользование определенными группами населения.

Из приведённых правовых дефиниций следует, что озеленённые территории учреждений курортного, санаторного и/или туристического профиля как организаций обслуживания населения будут относиться к озеленённым территориям ограниченного пользования, а не общего пользования.

 

Таким образом, все озеленённые территории общего пользования (как существующие, так и проектируемые) должны быть отображены на карте функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы, и при этом в обязательном порядке включены именно в функциональную зону озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса), а не в какую-либо иную функциональную зону. К тому же суммарная площадь всех озеленённых территорий общего пользования на основании этой карты функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы должна быть приведена в табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Положении о территориальном планировании.

 

4. На карте функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы, относящейся к утверждаемой части Генплана, территория памятника природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» (земельный участок с кадастровым номером 36:34:0603025:29) и территория памятника природы областного значения «Центральный парк города Воронежа» (земельный участок с кадастровым номером 36:34:0603025:132) полностью включены в функциональную зону озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (номер функциональной зоны: 5097; код функционального назначения зоны: 701010601).

Вместе с тем согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования – это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары). В свою очередь, в силу ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Из чего следует, что на территории такой категории ООПТ, как памятник природы, действует специальный правовой режим, ограничивающий пользование ею неограниченного круга лиц.

Режим особой охраны означенных памятников природы областного значения указывается в паспортах этих памятников природы, разрабатываемых в силу ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях». Для памятника природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» действует паспорт, утверждённый Приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 12.04.2018 N 232. А для памятника природы областного значения «Центральный парк города Воронежа» – паспорт, утверждённый Приказом департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области от 29.11.2012 N 149.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что озеленённые территории, являющиеся такой категорией ООПТ, как памятник природы, относятся к озеленённым территориям специального назначения, а не общего пользования. Тем более в случае памятника природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» ботанические сады исходя из положений п. 11 табл. 1 ГОСТ 28329-89 по определению включаются в озеленённую территорию специального назначения.

Кроме того, в п. 21 табл. 1 ГОСТ 28329-89 напрямую указывается, что ботанический сад – это озеленённая территория специального назначения, на которой размещается коллекция древесных, кустарниковых и травянистых растений для научно-исследовательских и просветительных целей.

Таким образом, вопреки положениям карты функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы территория памятника природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» и территория памятника природы областного значения «Центральный парк города Воронежа» юридически не могут быть включены в функциональную зону озеленённых территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса) (номер функциональной зоны: 5097; код функционального назначения зоны: 701010601).

Представляется юридически правильным в соответствии с п.п. 133.1 и 133.3 Приказа Минэкономразвития России от 09.01.2018 N 10 территорию памятника природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» включить в такую функциональную зону, как иная рекреационная зона (вид: зона ботанических садов) (701010606), а территорию памятника природы областного значения «Центральный парк города Воронежа» – в такую функциональную зону, как иная рекреационная зона (вид: зона тематических парков иных видов) (701010606).

Надлежит учитывать, что исключение площадей памятников природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» и «Центральный парк города Воронежа» ещё более отдалит в сторону уменьшения показатели совокупной площади зоны озеленённых территорий общего пользования от нормативно установленного минимума, указанного в п. 3.1 табл. в ч. 1.3.9 региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области.

 

Исправление данной ошибки разработчика проекта Генплана требует исключения площади памятника природы областного значения «Ботанический сад им. Б.М. Козо-Полянского Воронежского государственного университета» (72,32 га) и площади памятника природы областного значения «Центральный парк города Воронежа» (99,94 га) из количественных показателей совокупной площади зоны озеленённых территорий общего пользования в пп. 1.18 табл. «Технико-экономические показатели Генерального плана Воронежа» в Положении о территориальном планировании, а также соответствующую корректировку карты функциональных зон Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы.

 

5.В соответствии с ч. 3 ст. 24 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта генерального плана осуществляется в т.ч. с учётом региональных нормативов градостроительного проектирования. Поэтому несоответствие проекта Генплана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы положениям региональных нормативов градостроительного проектирования Воронежской области (утв. Приказом управления архитектуры и градостроительства Воронежской области от 09.10.2017 N 45-01-04/115) является недопустимым и неправомерным.

 

В связи с этим на основании всего вышеизложенного в п.п. 1-4 настоящего обращения прошу, чтобы возглавляемый Вами исполнительный орган государственной власти направил по проекту Генерального плана городского округа город Воронеж на 2021–2041 годы в администрацию городского округа город Воронеж отрицательное заключение (в т.ч. в виде отказа от согласования и рекомендации по отправке его на доработку).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.