Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Обзор. модели истребителя. Gloster Gladiator Mk.1  . в масштабе 1/32 от ICM



Обзор

 модели истребителя

Gloster Gladiator Mk.1  

 в масштабе 1/32 от ICM

Доброго времени суток, уважаемые коллеги моделисты! Позвольте предложить вашему вниманию, обзор новинки от украинского производителя  ICM Holding (далее – Производитель) – модель последнего, стоявшего на вооружении Великобритании, истребителя – биплана Gloster Gladiator Mk.1 в масштабе 1/32. Номер по каталогу ICM Holding - 32040. Новинка увидела свет осенью 2019 года и стала появляться  на прилавках наших магазинов в январе 2020 года.

Рис.1. Лицевая сторона коробки.

Вот, лишь малая информация о самолете, которую можно легко найти в Интернете:

 

Глостер «Гладиатор» стал последним истребителем-бипланам, принятым на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя 20-х гг. — относительно тихоходной машины с вооружением из пары 7,7-мм пулеметов. Новые требования предполагали, что скорость истребителя должна составлять не менее 400 км/ч, а вооружение будет состоять из четырёх 7,7-мм пулеметов. Проектирование истребителей под эти требования вели сразу несколько британских фирм, но одно время судьба этих самолетов вообще была под вопросом — ожидалось, что на вооружение Королевских ВВС в скором времени поступят современные истребители-монопланы. Однако вскоре стало понятно, что между снятием с вооружения старых бипланов и поступлением новых монопланов может получиться пауза, которую следовало заполнить. Предполагалось, что новый истребитель в 1935-1936 гг. придет на смену «Бристоль» «Бульдогу».

Проект «Глостера» под обозначением SS.37, разработку которого возглавил Г.П. Фолланд, представлял собой глубокую модернизацию только что принятого на вооружение «Гонтлета». Машина должна была получить более мощный вариант мотора «Меркюри», а её аэродинамика подверглась существенному облагораживанию — в частности, применили закрытую пилотскую кабину и бесподкосные стойки шасси с установленными внутри них пружинными амортизаторами. Правда, вооружение изначально не соответствовало спецификации и состояло лишь из двух синхронных пулеметов «Виккерс» Mk.NI (боекомплект по 600 патронов). Разумная консервативность конструкторов «Глостера», в не увлекавшихся, в отличие от конкурентов, техническими новинками, обеспечила успех проекту. Прототип, ещё со старым двигателем «Меркюри» VIS.2 (640 л.с), вышел на испытания в сентябре 1934 г. Результаты испытаний оказались вполне успешными, и Королевские ВВС заказали первую серийную партию (по доработанной спецификации F.14/35), присвоив машине наименование «Гладиатор».

Глостер Гладиатор был не только последним истребителем-бипланом принятым на вооружением Королевских ВВС, но и первым истребителем Королевских ВВС имеющий закрытую кабину, а также первым истребителем имеющий механизацию крыла – посадочные щитки на верхнем и нижним крыле (что достаточно редко для бипланов).

Глостер Гладиатор Мк.1начали поступать в части с февраля 1937 года. Всего для Великобритании выпустили 231 экземпляр, но они отличались вооружением и формой воздушного винта. Дело а том, что пулеметы «Браунинг» в первую очередь шли на новые истребители «Харрикейн» (по 8 штук на каждый), поэтому на «Гладиаторах Мк.1» пришлось вернуться к смешанному вооружению прототипа (под крыльями «Льюисы», а в фюзеляже «Виккерсы»). Затем испытывались и другие варианты вооружения. Скорость первых серийных самолетов у земли была 325, а на высоте 4300 м — 394 км/ч; скороподъемность 585м/мин; очень хорошими были и взлетно-посадочные характеристики: посадочная скорость была всего 77 км/ч (за счет применения механизации крыла).

Новые машины вызвали интерес и за границей, особенно у стран, не имеющих собственной авиационной промышленности. Еще 147 «Гладиаторов-I» было построено для Латвии (26 штук), Литвы (14), Ирландии (4), Греции (2), Китая (36), Бельгии (22), Швеции (37) и Норвегии (6). С учетом того, что британские «Гладиаторы» затем передавались в Египет, Португалию, Финляндию, Южную Африку и Австралию, снова в Грецию и Норвегию, самолеты этого типа находились на вооружении ВВС 14 стран — рекорд для истребителей, который был побит только после войны!

      Первыми открыли огонь «Гладиаторы», купленные правительством Китая. Противодействуя японскому вторжению, они в основном применялись против наземных целей. Следующими в бой вступили, как ни странно, шведские самолеты.

Когда возник советско-финляндский военный конфликт, Швеция послала 12 «Гладиаторов Мк.2» с пилотами-добровольцами и обслуживающим персоналом на помощь Финляндии. За 62 дня боевых действий в условиях сильных морозов шведские пилоты сбили шесть советских истребителей И-15-бис и 6 бомбардировщиков, сами потеряли три машины (не считая еще 3 бомбардировщиков «Хоукер Харт»), В начале 1940 года в Финляндию поступили еще 30 британских «Гладиаторов Мк.2». В боях с советскими истребителями И-16 и И-153, которым они проигрывали почти по всем показателям, всего за несколько оставшихся недель войны было сбито 13 «Гладиаторов». Именно здесь особенно ярко проявились недостатки этих самолетов: малая скорость, слабое вооружение, отсутствие протектированных бензобаков и броневой защиты пилота.

 

Полностью о Gloster Gladiator можно прочитать: http://www.airaces.ru/plane/gloster-gladiator.html или тут:  http://www.airwar.ru/enc/fww2/gladtor.html  или вот тут (особенно рекомендую): «Война в воздухе» № 72, 2001 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Редактор-составитель Иванов С. В. При участии ООО «АРС». Лицензия ЛВ № 35 от 29.08.97 © Иванов С, В… 2001 г. Издание не содержит пропаганды и рекламы. Отпечатано в типографии «Нота» г. Белорецк, ул. Советская. 14 Тираж: 300 экз.

Рис.2. Проекции Gloster Gladiator Mk.1

 

Рис.3 Компоновка Gloster Gladiator Mk.1

Первые 3D – рендеры ICM Holding (далее –  ICM, Производитель) опубликовал в 2019 году

Рис.4. 3D рендер – вид спереди сбоку.

Рис.5. 3D рендер- вид сбоку

Рис.6. 3D рендер- вид на кабину и двигатель

 

 

Модели модификаций «Гладиатора» в разное время и в разном масштабе и разные модификации выпускали:

 

Merit International LLC, модификация Мк.2, масштаб 1/48, каталожный номер 64804;

Roden, модификация Sea Gladiator, масштаб 1/48;

Airfix, модификация Мк.1, масштаб 1/72, каталожный номер A02052;

Revell, модификация Мк.1, масштаб 1/72, каталожный номер 04683;

Sword, модификация Мк.1, масштаб 1/72;

Pavla models, модификация Мк.1/ Мк.2, масштаб 1/72;

Mark models, модификация Мк.1, масштаб 1/144, каталожный номер MKM 14452;

и это, далеко не полный перечень…

 

Итак, приступаем к обзору самой модели.

Модель упакована в коробку из плотного картона. Размер коробки 423 х 270 х 60 мм. Вес коробки с моделью 480 грамм. Сверху картонной коробки крышка из картона с рисунками и описанием прототипа самолета. На лицевой крышки коробки изображен летящий в кучевых облаках, сквозь которых видно средиземное море, Gloster Gladiator Mk.1, 80 эскадрильи Королевских ВВС, бортовой номер         YK-O/L8011. (На этом борту летал Мармадюк Томас Сент-Джон Пэттл - южноафриканский лётчик ас, на тот момент, лейтенант британской королевской авиации (RAF), принимавший участие и погибший во Второй мировой войне. Пэттл иногда отмечается как самый результативный лётчик войны среди пилотов Британского Содружества Наций. За период 6 месяцев (с 04.08.1940 года по 09.02.1941 г.) на вышеуказанном борту он сбил 15 самолетов противника – наивысший результат из всех результатов летчиков истребителей летавших на Gloster Gladiator. (Подробнее об указанном асе можно прочитать тут:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%8D%D1%82%D1%82%D0%BB,_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D1%8E%D0%BA)) Переводя с английского надписи на лицевой стороне коробки узнаем, что в коробке модель британского истребителя времен второй мировой войны. Каталожный номер 32040, модель выполнена в масштабе 1:32. На боковых сторонах крышки изображены проекции вышеуказанного борта с кратким описанием создания и применения вышеуказанного истребителя. Также указан уровень сложности сборки моделей – для моделистов достигших возраста старше 14 лет.

 

 

Рис.7 Изображения на боковых поверхностях крышки коробки.

 

Снимаем крышку и открываем коробку. В коробке находится инструкция по сборке модели, лист декали, 4 рамки из серого пластика и одна рамка из прозрачного пластика. Рамка из прозрачного пластика вложена в прозрачный пластиковый пакет, который в свою очередь вложен в большой пластиковый пакет, в котором находятся 4 рамки из серого пластика. Коробка из плотного картона хорошо предохраняет литники от повреждения, однако размещение литников в одном большом пакете не вызывает положительных эмоций, т.к. может гарантированно привести к поломке мелких деталей на рамках литников модели  при извлечении рамки из пакета. (На рассматриваемой модели на литнике D, был отломан винт)

Рис.8. Содержимое коробки.

 

Рис.9 Рамка  «А» с двух сторон.

 

Рис.10 Рамка «В» с двух сторон.

 

 

Рис.11. Рамка «С» с двух сторон

Рис.12. Рамка «D» с двух сторон

 

 

Рис. 13. Рамка «Е»

 

Детали на литниках без облоя. Следы от толкателей находятся в местах, где на модели их видно не будет. Расшивка внутренняя, не замылена.  Хорошо с имитировано провисание обшивки на силовом наборе фюзеляжа, крыльев, оперения. Расшивкой показаны только границы панелей и лючков для обслуживания. Очень хорошо отлиты мелкие детали (к примеру на двухлопастном винте четкие (не замыленные) головки болтов крепления втулки винта) Пластиковые детали, из которых изготовлены фонари кабин, БАНО, посадочные фары прозрачные, почти не искажающие предметы находящиеся за ними.

рис.14 двухлопастной винт «Уоттс»

Рис.15. Втулка винта

Рис.16 Качество прозрачных деталей на примере козырька фонаря

 

 

Декали нанесены на тонкую подложку. Отлично читаемые, смещение цветов отсутствует.

Рис.17 Декали

 

Декали позволяют воспроизвести окраску 4 бортов. Три борта камуфлированные (камуфляж: из темно-зеленого матового и зеленого матового цветов на верхних и боковых поверхностях и цвет алюминия - на нижних) - самолеты 607; 112 и 80 эскадрилий Королевских ВВС и  один вариант - в цвете алюминия – 72 эскадрилья. Все самолеты летали в периоды с 1938 по 1940 год. Изучая схему камуфляжа самолета лейтенанта Пэттла можно легко заметить, что на нем применена так называемая схема быстрой идентификации "день-ночь" – нижняя часть правой плоскости нижнего крыла - белая, нижняя часть левой плоскости нижнего крыла - черная (в оригинале Night-White). На данном самолете нижняя поверхность верхнего крыла, стабилизаторов окрашена в алюминиевый цвет. Опознавательные знаки на нижних поверхностях нижнего крыла отсутствуют (хотя на крышке коробки вышеуказанный борт изображен с опознавательными знаками на нижней поверхности правой плоскости нижнего крыла).

Рис.18 Варианты окраски (однотонный и камуфлированные варианты)

 

Модель в собранном виде имеет длину 262 мм, размах крыла 307 мм и состоит из 135 деталей, из которых 1 деталь не используется изначально - поздний вариант козырька фонаря кабины пилота, использовавшийся на Gloster Gladiator Mk.2 (деталь 5 литник Е - ) и от 5 до 7 деталей используются на усмотрение собирающего модель, как варианты: два вида нижних створок капота (детали 1, 3, 17, 19 литник В) кок винта (деталь 25 литника С) и две детали (30 и 31) литника D) –воздушный фильтр «Воукс» воздухозаборника карбюратора под кожухом двигателя.

Начинать сборку модели Производитель предлагает с хорошо детализированной кабины пилота. Но перед началом операции сборки кабины предлагает выполнить операцию по установке в левую и правую половину фюзеляжа синхронных пулеметов «Виккерс» (операции 1 и 15)

 

Рис.19 Установка пулеметов в половины фюзеляжа.

Перед установкой пулеметов (детали D3 и D9) я бы отделил у каждого пулемета (покрашенного в вороненную сталь) ствол от ствольной коробки. После чего ствольные коробки вклеил в половинки фюзеляжа, а сами стволы пулеметов уже вклеивал снаружи фюзеляжа уже после сборки и окраски фюзеляжа. Дело в том, что если придерживаться инструкции Производителя, при сборке, грунтовке и окраске фюзеляжа придётся помучиться с накладыванием масок на ствол пулемета, глубоко утопленный в нишу. Возможно либо непрокрас ниши в этом месте (боязнь задеть окрашенный ствол), либо уже сама ниша будет запачкана при окраске ствола в конце покраски.

Фюзеляж с кабиной  пилота собирается за 19 операций (не считая 2 операции по установке пулеметов описанные выше).

Последовательно собирается несущая ферма фюзеляжа, в которую вклеиваются подфонарная рама, приборная доска, пост управлением двигателем (площадка с РУДом), пол кабины пилота, на который устанавливают педальный узел, компас (детали D5+D18), ручку управления самолетом (РУС) и кресло пилота. На завершающих этапах сборки фюзеляжа в него вклеивается хвостовое колесо, узел крепления оси руля высоты (D59) и устанавливается прицел в кабину пилота. Сборка проста и понятна, если следовать инструкции, данной Производителем.

Рис.20 Одна из операций по сборке кабины пилота

Учитывая крупный масштаб модели, открытую кабину вызывает удивление слабая проработка кресла пилота и приборной доски. Не понятно, зачем Производитель кресло пилота сделал из двух половин: чашку и спинку кресла: лишнее членение ничего не дающее в плане копийности. Кресло бы очень оживило фототравленные привязные ремни, которые, к сожалению, в наборе отсутствуют. Если не выпустят афтемаркет, то привязные ремни прийдется делать из малярного скотча. Также не хватает в пустой кабине либо возле самолета фигуры пилота самолета. Производитель дает фигуры пилотов в отдельном наборе (каталожный номер 32105).

Рис.21. Сборка кресла пилота

Рис.22 Набор фигур британских пилотов

В погоне, за снижением себестоимости модели, в ущерб ее зрелищности, Производитель приборную панель дает декалью. Лучше бы смотрелось, если бы производителем приборная панель  (да и компас), даны были бы фототравлением и прозрачной пленкой, на которую нанесены циферблаты приборов.

 

Рис.23 Завершающий этап сборки фюзеляжа

 

Сборка вертикального и горизонтального оперения.

Стабилизаторы, рули высоты состоят каждый из двух половин – верхней и нижней. Соединяются стабилизаторы с рулем высоты соединением шип-паз, который надежно фиксирует рули высоты в нейтральном положении. При желании сделать рули высоты в отклоненном положении шип на руле высоты с каждой стороны придётся срезать.

 Руль направления также состоит из двух половин – левой и правой, при сборке руля направления между половин вклеивается деталь (Е2) из прозрачного пластика имитирующая БАНО (бортовой аэронавигационный огонь, БАНО на руле направления должен быть окрашен в белый цвет), а также две детали D58 – кронштейны для крепления тросов от педалей управления рулем направления. Руль направления соединяется с килем через деталь D56, закрывающую щель сзади фюзеляжа в месте стыка половин. В зависимости от выбранного борта, Производитель предлагает удалить лишний держатель антенны: либо с киля, либо с руля направления.

 

Рис.24 Сборка оперения

 

 

После сборки оперения Производитель предлагает установить:

1) откидные борта кабины пилота (детали С2 и С5). При установке откидных бортов следует учитывать, что правый откидной борт был в основном закрыт. Посадка пилота в кабину осуществлялась с левой стороны. Правым бортом пользовались при покидании самолета.

2) Масляный радиатор (деталь С7).

3) Фонарь кабины: две неподвижные части – козырек (Е8) и остекление за креслом пилота (Е6), а также сдвижную часть фонаря. (К стати на реальном борту сдвижная часть сдвигалась с помощью цепной передачи).

Рис.25 Установка фонаря кабины

 

Сборка нижнего крыла

Нижнее крыло состоит из 5 деталей: С4 – левая верхняя половина плоскости, С3 – правая верхняя половина плоскости; С23 – деталь центроплана с правой и нижней половинами плоскостей. К нижнему крылу крепятся элероны (деталь С17 и С18), которые можно сделать в отклоненном положении. (Хочется удержать начинающих моделистов от ошибки: элероны, в отличие от флаперонов, на исправном самолете, никогда не могут быть опущены на одновременно обеих плоскостях). Применение единой детали С23 позволяет правильно сделать V крыла.

Рис.26 сборка нижнего крыла

 

 

Сборка верхнего крыла

Сборка верхнего крыла осуществляется аналогично сборки нижнего, за малым отличием: на верхнем крыле две части - верхняя (В2) и нижняя (В18), а на нижнем крыле их три. К тому же в верхнее крыло вклеиваются детали (Е1) из прозрачного пластика имитирующая БАНО (бортовой аэронавигационный огонь). БАНО должен быть окрашен: на левой плоскости - красного цвета, на правой – зеленого.

Рис.27 сборка верхнего крыла

Хочется сделать одно замечание Производителю: учитывая то, что Gloster Gladiator  был первым бипланом в RAF оснащенным посадочными щитками, а также крупный масштаб модели хотелось бы видеть на модели посадочные щитки в выпущенном положении, а не выделением их расшивкой на нижних поверхностях верхнего и нижнего крыла.

Рис.28 Gloster Gladiator на пробеге. Хорошо видны посадочные щитки в выпущенном положении 

После сборки верхнего и нижнего крыльев Производитель предлагает сборку бипланной коробки. Положительный вынос переднего крыла осуществляется за счет стоек крыла (детали D50 и D44 – стойки с правой стороны, D48 и  D42 – стойки с левой) и стоек центроплана (детали D51 и D45 – стойки с правой стороны, D43 и  D49 – стойки с левой)

Рис.29 Сборка бипланной коробки крыльев

После сборки бипланной коробки и установления на нижней поверхности нижнего крыла контейнеров (детали В15 и В16) с пулеметами «Льюис» (детали D60 и  D55) необходимо натянуть несущие и поддерживающие расчалки, а также антенны в соответствии с схемой операции 64 (либо 65 (зависит от выбранного варианта борта)). Производитель расчалки не дает ни деталями, ни фототравлением. Без расчалок, на модели «непривычно пусто) между крыльями, что подтверждается рисунками 4 и 5 данного обзора.

Рис.30 Установка расчалок крыла и горизонтального оперения

 

Обращаю внимание начинающих моделистов на обязательную и правильную установку межэлеронных лент: элероны верхних крыльев также как и элероны нижних через ролики внутри крыльев и центроплана (на реальном самолете) связаны между собою тросами. Соединение же элеронов верхних крыльев с элеронами нижних крыльев образует замкнутую цепь в тросовой проводке управления элеронами. Без межэлеронных лент управление самолетом бипланом (в нашем случае - Gloster Gladiator ) по крену не возможно.

Рис.31.Межэлеронные ленты соединяющие элероны на левых плоскостях верхнего и нижнего крыла

Сборка шасси

Бесподкосная стойка шасси собирается из двух деталей (С12 и С10; С11 и С13) (разделение по продольной плоскости) между которыми вставляется деталь имитирующая пружинный амортизатор (детали D25 и D24) соответственно. Тормозное колесо собирается из левой и правой половины (детали С15 и С16). В собранное колесо вставляется деталь D16 имитирующая тормозной барабан колеса.

Рис.32 Сборка стойки шасси

Ну и на последок, после сборки шасси переходим « к самому вкусному» - сборке двигателя Bristol Mercuru IX и капота, который выполнен по схеме – кольцо Тауненда.

 

 

Сборка двигателя

Bristol Mercury IX — британский поршневой 9-цилиндровый авиадвигатель воздушного охлаждения, разработанный в 1925 году Роем Федденом на основе одной из предыдущих конструкций компании Bristol Aeroplane Company, Jupiter. Мощность модификаций с редукторным нагнетателем достигала 830 л.с. (около 619 кВт). Интересной особенностью данного двигателя является то, что выхлопные патрубки были направлены не по потоку, а против него (на фотографии места присоединения выхлопного патрубка закрыты заглушкой близкой к треугольной форме.

Рис.33 двигательBristol Mercury IX

На модели двигатель собирается из 6 деталей: детали D33 и D38 – передние и задние части картера с 9цилиндрами, D34 - деталь имитирующая впускной коллектор, D36 – деталь имитирующая направляющие толкателей, D36 – втулка винта, которая вставляется в деталь С19 – переднюю крышку картера.

Рис.34 сборка двигателя

Учитывая вышеназванную особенность двигателя, на Gloster Gladiator выхлопной коллектор находился впереди звезды из цилиндров. Производитель предлагает красить выхлопной коллектор D41 в темную сталь, но мне кажется, вернее был бы цвет «жженый металл». Переднюю часть капота  (деталь D40), которая непосредственно находится близко с выпускным коллектором, я бы тоже красил в цвет «жженый металл», а не в цвет «бронза», как его указывает Производитель.

Рис.35 сборка выхлопного коллектора

 

 

Рис.36 капот с деталями выхлопной системы двигателя (хорошо видны участки с жженым металлом)

Производитель хорошо продумал членение силовой установки (двигатель, капот, винт), позволяющие установить собранную и окрашенную (отдельно от планера) силовую установку, что существенно облегчает процесс окраски и установку на модель расчалок (указаны выше).

Рис.37 Завершение сборки двигателя с капотом и выхлопными патрубками

Выводы: Модель вызывает противоречивые чувства: с одной стороны хорошо продумано членение модели, следы от толкателей находятся в местах, где на модели их видно не будет. Не замыленная внутренняя расшивка Хорошо с имитировано провисание обшивки на силовом наборе фюзеляжа, крыльев, оперения. Очень хорошо отлиты мелкие детали. Пластиковые детали, из которых изготовлены фонари кабин, БАНО, посадочные фары прозрачные, почти не искажающие предметы находящиеся за ними. Великолепен двигатель, капот, винт.

С другой стороны сильно огорчает «скупердяйство» Производителя: все рамки с деталями из темного пластика сложены в один пакет, что гарантированно приводит к отлому деталей и их повреждению; приборная панель, учитывая крупный масштаб, дана декалью (отсутствует фототравления на приборную панель); кресло пилота не проработано (излишнее членение, отсутствие привязных ремней); отсутствуют маски для фонаря; отсутствует фигура пилота. Личное пожелание, учитывая крупный масштаб модели, видеть на ней посадочные щитки.

На мой субъективный взгляд, модель не будет широко распространена на территории нашей страны, так как:

1)  Gloster Gladiator не так известен как Supermarine Spitfire, Hawker Hurricane либо De Havilland Mosquito.

2) Для нашего моделиста, ближе самолеты созданные у нас в стране (к примеру, мне ближе самолеты ОКБ Николая Николаевича Поликарпова:  И-15 либо И-153).

3) Крупный масштаб модели (Учитывая наши «огромные квартиры», в нашей стране преобладает 72 масштаб (либо набирающий популярность – 48).

4)Трудоемкость изготовления расчалок.

 

Не смотря на все, истребитель Gloster Gladiator все же харизматичен и уверен, что найдется достаточное количество моделистов желающих приобрести его модель. Цена за модель этого самолета в магазине у Даниила Трефилова, не такая уж сильно высокая, чтобы быть препятствием для приобретения этой модели.

В заключении, выражаю огромную благодарность Даниилу Трефилову  (магазин «Сборные модели в г.Ижевск. ТЦ "Леон" 1-ый этаж) за возможность ознакомиться с моделью и сделать на нее обзор.

С уважением к модельному сообществу Игорь Вахрин.

06.02.2020 год



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.