|
|||
ЗнакомствоСтр 1 из 3Следующая ⇒
Тема: «Обзор периодов логики развития смены. Динамика задач и общее содержание деятельности вожатого в процессе развития смены. Подготовительный, организационный, основной, заключительный, постлагерный периоды».
Смена- это относительно короткий промежуток времени, который дети проводят в лагере. Но сколько всякого происходит в этот промежуток! Часто ребенок просто не может вспомнить, о каких-то деталях и событиях. И это вовсе не оттого, что «ничего не было». Было. И очень много было разных приключений, путешествий и, конечно же, эмоций. Уложив их в строгом порядке, систематизировав все виды деятельности, определив темп развития, мы можем говорить о логике лагерной смены. Какова логика смены в детском лагере? В её основе - благополучие и комфорт каждого мальчика и девочки, приехавших отдыхать в лагерь. Её критерий - физическое состояние и эмоциональное настроение. Её показатель - улыбка. Именно улыбка позволяет оценить успешность каждого ребенка в лагере. Как создать комфорт в жизни каждого ребенка? Мы исходим из того, что летняя жизнь ребенка кардинально противоположна школьной жизни и всему тому, что связано с ней. Мы не забывали о том, что новый день неизменно несет новые радости и огорчения. Мы помнили о том, что рядом с ребенком в лагере нет мамы и папы, которые всегда готовы прийти на помощь. Итак, как построить смену, как увидеть каждого в большой группе, как распознать интересы и желания, как предупредить плохое настроение и конфликты? Логика смены –это последовательность этапов, взаимосвязанных между собой и являющихся ступенями достижения поставленной цели, и, соответственно результата. Периоды смены: -подготовительный; - организационный; - основной; - заключительный; -постлагерный.
Это период подготовки, эмоциональной настройки вожатого на активную работу, а ребенка на интересный отдых. На данном этапе идет продумывание и построение содержания смены, основных форм работы; подбираются определенные методические материалы. Часто в данный период детские оздоровительные лагеря проводят для вожатых инструктивно-методические сборы, в которых будущие вожатые знакомятся с территорией лагеря и его программой; осваивают практические умения по взаимодействию с детьми, пополняют вожатскую методическую копилку. Регистрация детей в отряды происходит в день заезда за 2–3 часа до выезда в лагерь. Регистрация – это очень суматошные 1,5–2 часа, когда одновременно на узком пространстве собираются дети, родители. Это очень напряженные 1,5–2 часа, когда формируется контингент будущего отряда, когда вожатый беспрестанно задает вопросы и ему беспрестанно задают вопросы. От того, как вожатый будет вести себя во время регистрации, зависит отношение к нему родителей, которое тут же передастся детям. Первое, что необходимо вожатому при регистрации, – это профессиональное спокойствие и приветливая улыбка. Что же важно иметь при себе вожатому в момент регистрации? • форму вожатого (футболка, бейсболка, бандана, галстук, значок с символикой лагеря); • визитку с указанием полного имени, должности и номера отряда; • табличку с номером отряда; • список отряда; • рабочую тетрадь для записей; • визитки для детей (возможно необычной формы, одного цвета для своего отряда). Во время регистрации родители передают вожатому следующие документы для пребывания ребенка в лагере: • путевку в детский лагерь; • медицинскую справку; • анкету родителя. Важно помнить, что есть такие вопросы, которые лучше задавать в отсутствие ребенка, чтобы не смущать его и не заставлять краснеть при посторонних. Стоит выяснить у родителей информацию о здоровье ребенка: нет ли у аллергии на какие-то продукты, как переносит поездки в автобусе, не нужно ли будить ночью в туалет. Уместным будет вопрос родителям, на какие особенности поведения ребенка стоит обратить внимание. Вожатый сообщает родителям, когда родительский день, выражает надежду на приезд родителей, интересуется, нет ли каких вопросов. Какие неприятности могут ждать вожатого? Самое неприятное – это спонтанно возникшее у ребенка желание не ехать в лагерь или перейти в другой отряд. Первое желание вожатому нужно попробовать нейтрализовать самостоятельно, а в отношении второго самостоятельные действия лучше не предпринимать, а предложить обратиться к старшему вожатому. Когда закончится регистрация, вожатый быстро узнает своих ребят по «визиткам». Стоит собрать их вокруг себя, провести маленькую игру, построить парами, пересчитать и без суматохи начать посадку в автобус. Если ребята маленькие, то лучше им войти в автобус без вещей, вещи потом внесут родители. Возможные детские слезы и родительские причитания придется перенести стойко. С этого момента вожатый отвечает за жизнь и здоровье детей.
Для первых трех-четырех дней смены придумано такое название: «организационный период» или «оргпериод». По отношению к нему существует педагогическое поверье: «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена». Как ко всякой народной мудрости, к этой вожатской примете нужно отнестись с серьезностью и вниманием - понапрасну люди говорить не будут. По крайней мере, если в первые дни ребята не привыкнут вовремя выбегать на зарядку, аккуратно заправлять постели и культурно принимать пищу в столовой, не ждите, что они исправятся и начнут все это делать к середине смены. Это проверено многократно и не стоит проверять еще раз на своем отряде. Основной целью оргпериода является адаптация ребенка к условиям и особенностям лагеря. Оргпериод - это переход из одной жизни в другую. Оргпериод - это время привыкания детей к новой жизни. Оргпериод - это время первых открытий и огорчений. В организационный период смены происходит адаптация детей к жизни в лагере, закладываются основы временного детского коллектива, формируется актив внутреннего детского коллектива. Отрядный вожатый должен изучать своих воспитанников, организовывать творческие дела, думать над отрядным планом работы. И в то же время на нем обязанности организации быта: он знакомит детей с режимом дня, рассказывает о внутреннем распорядке жизни в лагере, показывает, как правильно заправить кровать, что и как нужно складывать в тумбочку, где хранить обувь и т.д. Необходимо одновременно решать множество разнообразных задач, отвечать на самые непредвиденные вопросы. Для того чтобы не «утонуть» в мелочах, не упустить главного, важно точно представлять себе основные задачи первых лагерных дней. Одна из важнейших задач отрядного вожатого в организационный период - целенаправленное, заранее продуманное изучение детей, их интересов и запросов, особенностей характера и физического развития, умений и навыков. С первого дня важной задачей вожатого становится создание в отряде устойчивого климата открытости, доброжелательности, товарищества, взаимной поддержки. С первых минут нужно пресекать попытки создания «руководящих» группировок, игнорирующих принципы жизни отряда, проявление зазнайства, давления одних детей на других. В этот период необходимо создать у детей позицию активного участника, созидателя собственной жизни и организатора своего отдыха. Для чего вам необходимо задействовать детей в различных мероприятиях, создать ситуацию успеха и не оставлять эту тему без внимания. Организационный период - один из самых насыщенных в смене. Ни одна минута не должна быть свободной. Постарайтесь максимально занять детей разнообразной деятельностью. И ничего, если они жалуются на нехватку времени для личной жизни (если оно в данный период появится у них, то потом его не будет у вас из-за проблем с отрядом). Знакомство После того как все обустроились, соберите ребят на отрядном месте. Это ваш первый отрядный сбор. Основная его задача – это познакомить ребят, помочь ребятам почувствовать себя более свободно и раскованно. Поможет вам в этом, конечно же, игра. Используйте игры на знакомство, раскрепощение, снятие эмоционального зажима («снежный ком», «здравствуйте», «творческий круг» и т.д). Даже если все ребята знакомы друг с другом, не следует пренебрегать этим правилом. Помните, чем больше упражнений на «прикосновение», эмоциональность, подвижность (динамичность), тем больше уверенности, желания работать и т.д. Знакомство не стоит затягивать (всего 20-30 минут), иначе ребятам надоест играть и станет скучно. При подборе игр следует также учитывать количество, возраст ребят, знакомы они друг с другом или нет, в каком помещении вы работаете и т.д. Не стоит думать, что сразу все всех запомнят по именам. С целью повторения имен играть на знакомство, проводить КТД на узнавание друг друга нужно в течение всего оргпериода. Как говорит Д.Карнеги, для любого человека самый приятный звук - звук его имени. Обращение по имени - это первый шаг к взаимопониманию и дружбе. Вожатому необходимо постараться в первый же день запомнить имена детей, чтобы не испытывать постоянного чувства неловкости в тот момент, когда нужно обратиться к кому-то из ребят. Да это и не дело, когда в середине смены вожатый говорит: “Эй, мальчик, подойди сюда, ты из моего отряда?” Существуют приемы быстрого запоминания. Первый из них - “визитки”, которые вы прикрепили на грудь детям еще при первой вашей встрече. Они значительно облегчают общение в первые часы. Вы подходите к ребенку, бросаете взгляд на визитку и спокойно обращаетесь по имени, не терзая себя и ребенка глупыми фразами: “Э, так как тебя...”. Эти “шпаргалки” недолговечны, уже к вечеру второго дня визитки сохранятся лишь у шести-семи человек. Поэтому подстрахуйте себя. Например, составьте схемы детских палат, где на месте каждой кровати напишите имя ребенка. Точно такую же схему можно составить по столовой. Выполните эти схемы на плотной бумаге или картоне, чтобы можно было положить их в карман и постоянно носить с собой, время от времени доставая и сверяясь. Порой же, чтобы запомнить человека, достаточно откровенно поговорить с ним минут пять. Манера отвечать на вопросы, тембр голоса, выражение глаз - все эти детали, если, конечно, обращать на них внимание, будут высекаться в ячейках памяти и связываться с именем собеседника.
|
|||
|