Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Распад Версальско-Вашингтонской системы»



 

Предмет Дата занятия Группа № занятия
История 18.01.2021 г. 3 ВГ 28 (в расписании 2)

Тема: «Распад Версальско-Вашингтонской системы»

Цель:продолжитьформирование исторического сознания школьников и исторического стиля мышления через осмысление темыраспад Версальско-Вашингтонской системы.

Задачи:

Образовательная: раскрыть причины нарастания международной напряжённости.

Развивающая: развивающий аспект: развитие у обучающихся познавательного интереса, творческих способностей, речи, памяти, внимания, воображения.

Воспитательная: формирование у обучающихся научного мировоззрения, положительного отношения к общечеловеческим ценностям, нравственных качеств личности.

Тип: изучение нового материала.

План

1. Распад Версальско-Вашингтонской системы

1. Распад Версальско-Вашингтонской системы

Экономический кризис 1929-1933 гг. и порожденное им желание всех пострадавших от него как можно быстрее, любой ценой преодолеть его хотя бы самые негативные последствия вызвали массу проблем. Кризис обострил до предела шедшую на протяжении всего ХХ века полемику о наиболее перспективных направлениях общественного прогресса, а следовательно, заметно повысил роль идеологического фактора в процессе формирования политического курса великих держав, в определении иерархии их интересов на международной арене. А это, в свою очередь, неизбежно увеличивало конфликтность всей совокупности международных отношений, усиливало деструктивные тенденции в их развитии, обостряло и без того многочисленные споры.

+В феврале 1923 г. после большой подготовительной работы, долгих препирательств между участниками в Женеве открылась конференция по разоружению. С самого начала выяснилось, что между ведущими державами существовали серьезные разногласия в подходе к этой проблеме. Так, Франция настаивала на создании международной армии под эгидой Лиги Наций. Германия же требовала ликвидации всех дискриминационных ограничений, наложенных на ее вооруженные силы Версальским договором. Англию интересовали проблемы, связанные с уничтожением подводного флота и запрещением использования химического оружия. США волновала проблема сокращения сухопутных вооруженных сил. СССР добивалось постановки вопроса о всеобщем вооружении. Италия предлагала ограничиться введением годичного моратория на любое наращивание вооруженных сил, а Япония настаивала на том, чтобы в великие державы признали ее особую роль в бассейне Тихого океана. Такие разные позиции предопределили работу конференции: она закончилась ничем.

Пока шли оживленные дискуссии на различных международных форумах, появились державы, готовые в одностороннем порядке идти на слом существовавшего статус-кво. Первой на этот путь встала Япония. Не дождавшись признания другими державами своей особой роли в Китае и на Тихом океане, она в октябре 1931 г. осуществила оккупацию Маньчжурии – одной из наиболее развитых провинций Китая. Эта акция являла собой грубейшее нарушение всех норм международного права и договорных обязательств Японии. Такое поведение Японии поставило в сложное положение Лигу Наций: по сути, был совершен акт агрессии, и против агрессора следовало применить санкции, но организовать их в условиях кризиса, когда великие державы были заняты разрешением своих внутренних проблем, было крайне затруднительно.

Япония это прекрасно понимала и действовала все более агрессивно. Осенью 1932 г. она заявила о выходе из Лиги Наций, продемонстрировав свое решительное несогласие с остальным миром и готовность на любые действия для реализации своих программно-целевых установок в сфере внешней политики. На Дальнем Востоке возник опаснейший очаг международной напряженности.

Нарастала напряженность и в Европе. Ключевые события разворачивались в Германии. В январе 1933 г. к власти там пришел Гитлер. Новый лидер Германии не скрывал, что видит основную задачу в сфере внешней политики в том, чтобы демонтировать существующую систему международных отношений и утвердить «новый мировой порядок», в котором Германия играла бы ключевую роль.

+В октябре 1933 г. Германия вышла из Лиги Наций, показав тем самым, что готова бросить вызов мировому сообществу и не собирается считаться с существующим порядком вещей и нормами, действующими в сфере межгосударственных отношений. Невзирая ни на какие договорные ограничения, в Германии шло наращивание военной мощи, а в 1935 г. была введена всеобщая воинская повинность.

Ситуация в Европе быстро накалялась. Середина 30-х годов была отмечена борьбой трех тенденций в сфере международных отношений. Первая – это то, что наиболее трезвомыслящие политики не могли не видеть нарастания военной угрозы и искали возможности для нейтрализации этой зловещей опасности. Так в мае 1935 г. был подписан договор о взаимной помощи между СССР и Францией, а чуть позднее Советский Союз заключил сходное соглашение с Чехословакией.

Олицетворением второй тенденции выступала Англия, в центре внимания которой был вопрос о подключении Гитлера к процессу модернизации Версальской системы. Однако Германия не спешила идти навстречу британскому плану, предпочитая двухсторонние переговоры, и в итоге добилась в июне 1935 г. согласия Англии на заключение англо-германского морского соглашения, согласно которому официально получила право на строительство военного флота.

Третья тенденция – ее представляли Германия, Италия и Япония – была нацелена на скорейший демонтаж Версальско-Вашингтонской системы путем откровенного разрушения ее базовых уложений. 3 октября 1935 г. итальянские войска вторглись на территорию Эфиопии, суверенного африканского государства, являвшегося членом Лиги Наций. При этом Италия заручилась поддержкой Германии.

В июле 1936 г. в Испании вспыхнула гражданская война, которая быстро переросла внутренние рамки. Испания стала своеобразным полигоном, на котором произошло первое открытое столкновение про- и антифашистских сил. Дело в том, что мятежников с самого начала почти открыто и очень активно поддерживали Германия и Италия, а республиканское правительство – добровольцы из многих стран Европы и США. Помогал им и Советский Союз.

В 1935-1937 гг. стало ясно, что три великие державы – Германия, Япония и Италия – взяли курс на развал существовавшей системы международных отношений. Общая стратегическая задача диктовала необходимость объединения их усилий. В 1936-1937 гг. оформляется так называемый Антикоминтерновский пакт, куда вошли Германия, Япония и Италия. «Державы оси» - так часто называли новый агрессивный блок – активно использовали антикоммунистическую риторику для камуфляжа своих истинных целей, которые заключались в установлении своей гегемонии в мировых делах. Летом 1938 г. Япония, успевшая создать солидный плацдарм в Маньчжурии, начала наступление в глубь Китая. Военные действия там захватили все большую территорию.

По существу, в 1938 г. «державы оси» овладели стратегической инициативой и своими действиями определяли общую динамику развития событий на международной арене, приближая развал ставшей им совершенно ненужной Версальско-Вашингтонской системы. Их основные потенциальные оппоненты – Англия, Франция, СССР, США – в этот критический момент, когда еще были шансы предотвратить сползание мира к новой глобальной войне, не смогли проявить должной воли, преодолеть разделявшие их разногласия и выступить единым фронтом против «держав оси». Каждый полагал, что в одиночку он лучше обеспечить свою безопасность.

Пользуясь этим, «державы оси» добились в 1938 г. решающих успехов в развале Версальско-Вашингтонской системы и подготовке для себя условий для начала новой мировой войны. В марте 1938 г. Гитлер осуществил поглощение (аншлюс) Англии, которая вошла, вопреки условиям Версальского мира, в состав рейха. В марте 1939 г. наступил переломный момент в гражданской войне в Испании, войска мятежников вошли в Мадрид.

Осенью 1938 г. Гитлер, используя в качестве предлога для давления на Чехословакию проблему судетских немцев, потребовал, чтобы правительство Чехословакии согласились на передачу исключительно важной в стратегическом отношении Судетской области Германии. 29-30 сентября в Мюнхене произошла встреча лидеров четырех европейских держав: А.Гитлера, Б.Муссолини, Э.Даладье и М.Чемберлена, на котором Англия и Франция дали добро на расчленение Чехословакии в обмен на словесные заверения Гитлера о том, что у него нет больше территориальных претензий к своим соседям, при этом они лишились важного потенциального союзника. В марте 1939 г., несмотря на заверения, немцы оккупировали Чехию и Мордовию, а в Словакии было создано формально независимое, но на деле подконтрольное Германии государство. К этому надо добавить, что в это время к Антикоминтерновскому пакту присоединилась Венгрия, а в апреле 1939 г. Италия захватила Албанию.

С каждым днем становилось все очевиднее, что мир движется к новой войне, по сути, весной 1939 г. он был уже на самом пороге. Весной 1939 г. японцы напали на Монголию, у которой был договор о взаимопомощи с СССР. Попытка Японии развернуть свою экспансию в северо-западном направлении обернулась для них суровым уроком. Советский Союз наглядно продемонстрировал, что он в состоянии организовать эффективный отпор любым агрессивным акциям в этом регионе.

К августу 1939 г. советско-английско-французские переговоры из-за явного недоверия друг к другу зашли в тупик. В этой обстановке советское руководство в целях обеспечения безопасности страны решилась на резкое изменение ориентации своего внешнеполитического курса. 23 августа 1939 г. мир узнал сенсационную новость: СССР и Германия подписали договор о ненападении.

+Западу пришлось заплатить дорогую цену за близорукую политику «умиротворения» - нежелание вести конструктивные переговоры с СССР о совместных действиях против возможного агрессора привело к тому, что он остался на один с Германией, и Гитлер не преминул этим воспользоваться. 1 сентября 1939 г., организовав провокацию на германско-польской границе, немцы напали на Польшу, у которой были договоры о взаимопомощи с Англией и Францией. Так началась Вторая мировая война.

Официальной датой ее распада считается конец 1938 года. Это привело к тому, что образовались два блока великих держав, а в конечном итоге – ко Второй мировой войне.

Домашнее задание: Записать тему, план и основные моменты по каждому пункту плана. Просмотреть презентацию к занятию.

Просмотреть видеоролики на сайте youtube:

п/п Название видеоролика на сайте Ссылка на видеоролик
1. Международные отношения в 1930-х годах: кризис Версальской системы https://www.youtube.com/watch?v=qMLdYPEbOCg

По всем возникающим вопросам обращаться:

А.По номерам мобильного телефона:

1. Лугаком - +380721668935;

2. MTC - +380952275771 (также на этот номер установлены WhatsApp, Viber, Telegram, Imo, Skype (ник - manonoka) );

Б. В социальных сетях:

1. "Вконтакте" - https://vk.com/svetlana_zimovets ;

2. "Одноклассники" - https://ok.ru/svetlana.gaponova ;

3. Мой мир (электронная почта/почтовый ящик) - https://my.mail.ru/mail/gaponova.svetlan/ ;

4. Facebook - https://www.facebook.com/gaponova.svetlan ;

5. Instagram - https://www.instagram.com/_svetlana_zimovets_/

6. Twitter - https://twitter.com/SvetaZimovets .

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.