Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





в скобках приблизительные ответы детей)



Ход урока.

( в скобках приблизительные ответы детей)

Учитель: - Сегодня на уроке мы с вами продолжим раскрывать взаимосвязи музыки и литературы и рассмотрим подробнее интонационно-выразительные возможности мелодии в общих жанрах инструментальной и вокальной музыки.

Как вы помните, на предыдущих уроках мы с вами беседовали о фольклоре как литературной основе многих музыкальных произведений. Вспомните, о какой музыке шла речь?

Учитель: - Мы с вами выяснили, что композиторы используют разные средства музыкальной выразительности, чтобы передать различные образы. И у вас было задание: с помощью некоторых выразительных средств музыки описать образ любимого героя сказки. Покажите, как у вас это получилось.

Дети рассказывают о своих героях и объясняют свой выбор выразительных средств.

Учитель: - Как вы уже заметили, одним из главных выразительных средств в музыке является мелодия. Как вы думаете, почему?

(Дети: - Мелодия передаёт мысли и чувства человека. Через мелодию композитор нам о чём-то рассказывает.)

Учитель: - Совершенно верно. Поэтому говорят, что мелодия – это мысль, выраженная звуками.

В обычной нашей речи свои мысли мы передаём словами, они складываются во фразы и предложения. Тоже происходит и в мелодии: несколько звуков образуют мотив – маленькую частицу мелодии, несколько мотивов составляют фразу, а фразы образуют предложения. Поэтому так важно внимательно вслушиваться в музыкальную речь. Понятно, что проще понять музыкальное произведение, когда есть название или стихотворный текст, например в песне.

А теперь подумайте, что стало бы с песней без стихотворного текста?

(Дети: - Наверное, просто музыка, без слов. Содержание будет у каждого слушателя своё. А некоторым людям будет не всё понятно.)

Учитель: - Конечно, но останется самое главное – мелодия. А её можно просто пропеть или сыграть на каком-нибудь инструменте, правда? И получится песня без слов.

Так в музыке возникли жанры, где главенствует выразительная песенная мелодия.

Учитель: - Что это за жанр? Может быть, вы угадали и произведение?

Дети определяют, что это жанр вокализа

Учитель: - Действительно, это вокализ. И мы помним, что вокализ – это произведение для голоса с инструментальным сопровождением, исполняемое на тянущемся гласном звуке.(обычно «а»).

Есть вокализы, которые представляют собой специальные упражнения для развития голоса певца и его виртуозной техники. Но «Вокализ» С.В.Рахманинова это уже концертное произведение, имеющее большое художественное значение.

А какие чувства у вас возникли, когда звучало это произведение? Нужны ли здесь слова?

(Дети: - Лирические, немного грустные. Слова здесь не нужны, каждый слушатель слышит что-то своё.)

Учитель: - Да. Рахманинов посвятил этот вокализ певице А.Неждановой. Он говорил: «…Вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами». И действительно, как сказал А.Фет, «что не выразишь словами, звуком на душу навей».

И вот тут мы с вами должны вспомнить про интонацию как объединяющий стержень музыкальной речи и словесной. Напомните, что это за понятие и как вы его понимаете.

Дети вспоминают о понятии «интонация», перевод слова. Рассуждают о том, что по интонации можно отличить колыбельную песню от плясовой, русскую музыку от зарубежной, старинную от современной.

Учитель: - Действительно, по интонации мы можем прочувствовать характер произведения, понять музыкальный образ.

 Но есть песни без слов и в инструментальной музыке. Они нередко имеют названия, заимствованные у песенных жанров: мелодия, ария, романс, серенада.

Учитель: - И ещё немаловажно, что мелодичные, певучие интонации произведения мы воспринимаем как выразительную речь, как исповедь души человека. Этим инструментальный «Романс» Г.Свиридова близок к вокальному жанру романса.

Немецкий композитор XIX века Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни написаны в жанре баркаролы – песни на воде.

Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.(Слайд с картиной А.Боголюбова «Вид Венеции» и записью музыки).
А почувствовать атмосферу итальянской Венеции вам поможет картина художника А.Боголюбова.

Учитель: - Какие черты жанра баркаролы – песни на воде вы услышали в музыке?

Дети отмечают аккомпанемент, напоминающий плеск волн, а также красивую напевную мелодию.

Учитель: - Верно. Сегодня я хочу познакомить вас с романсом немецкого композитора XIX века Франца Шуберта, который называется «Баркарола». Созвучной с ним будет картина русского художника И.Айвазовского «Побережье в Амальфи

Учитель: - Так почему романс назван «Баркаролой»? Какие интонации мелодии помогают передать песню на воде?

Дети выясняют особенности мелодии и аккомпанемента, передающие образ баркаролы.

Итог урока.

Учитель: - О каких общих жанрах инструментальной и вокальной музыки мы сегодня говорили? (О вокализе, песнях без слов, романсе, баркароле). Что объединяет эти жанры, какое выразительное средство музыки? (Мелодия)

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.