|
|||
ПЛАН-КОНСПЕКТ
ПЛАН-КОНСПЕКТ
проведения занятий по «тактике аварийно спасательных работ».
Тема:Технические средства, применяемые для поиска пострадавших.. Вид занятия:лекция Отводимое время:2 (ч.) Цель занятия:совершенствование теоретических знаний личного состава.
Развернутый план занятия: Обнаружение и идентификация человека в завале с помощью технических средств основаны на регистрации приборами таких характерных для жизнедеятельности человека проявлений, как дыхание, сердцебиение, движение, электромагнитное излучение и т.д. На этом принципе созданы приборы поиска нескольких типов, различающихся по способу фиксирования человека: · акустические; · радиоволновые; · регистрирующие продукты метаболизма. Наибольшее развитие и распространение получили акустические и сейсмические сигналы, издаваемые пострадавшими (крики, стоны, удары по элементам конструкций). Приборы этого типа, как правило, состоят из трех основных элементов: · приемного устройства (микрофона, датчика); · усилителя-пользователя; · выходного устройства (головных телефонов, индикаторов и т.д.). В нашей стране наиболее широко применяется акустический прибор типа ПА-12М, разработанный на базе давно известных промышленных течеискателей ТП-13 и ТП-15. Отличие сейсмических приборов от акустических заключается в том, что впервые предназначены для работы в средах, обладающих упругостью форм (горные породы, строительные конструкции, шахты). Приборы имеют помимо акустических еще и сейсмические датчики, устанавливаемые в процессе работы на твердую поверхность. Удары (в том числе и слабые постукивания), наносимые пострадавшими по элементам окружающих конструкций, поступают на поверхность в виде сейсмических колебаний и регистрируются датчиками. В настоящее время наиболее удачным сейсмическим прибором является прибор “Звук”, позволяющий улавливать сигналы, подаваемые пострадавшими, на расстоянии до 130 м. Организация поиска с помощью акустических приборов осуществляется командиром соответствующего подразделения. Район поиска (объект, здание) делится на отдельные участки. Перед началом поиска оператор проводит визуальный осмотр участка поиска, определяя маршрут движения по завалу и места предполагаемых замеров. В ходе движения по завалу оператор устанавливает приемные устройства на поверхность земли или железобетонных плит, обеспечивая плотный контакт датчика и среды. Вначале оператор производит несколько контрольных замеров, определяя точку, где сигнал максимален, затем в радиусе нескольких метров от этой точки проводит еще несколько измерений с целью определения направления на поступающие сигналы. Выбрав направление, оператор перемещается по завалу (насколько это позволяют условия) в сторону увеличения сигналов и устанавливает точку, где сигнал максимален, что должно соответствовать месту нахождения пострадавших. В случае применения приборов, оснащенных микрофонным зондом, оператор погружает зонд вглубь завала до 2 м (приближает микрофон к месту возможного расположения пострадавших), что снижает с несколько раз наружные звуковые помехи. Желаемая громкость прослушиваемых сигналов устанавливается с помощью усилителя, имеющего один или несколько акустических фильтров. Получение информации осуществляется либо непосредственно через головные телефоны по субъективным ощущениям оператора либо с помощью индикаторов, регистрирующих максимальное звучание в точках измерений. Акустическим приборам поиска присущи определенные ограничения по применению. Большое влияние на точность измерений и соответственно на результат поиска оказывают шумы, создаваемые работающими механизмами и оборудованием, перемещающимися по завалу спасателями, осыпанием грунта, капанием воды и т.п. Эти факторы должны быть учтены не только при проведении поисковых работ, но и при обучении операторов умению идентифицировать полезные сигналы на фоне шума. Кроме того, применение акустических приборов эффективно только тогда, когда пострадавший в состоянии заявить о себе криком, стоном, стуком. Если же пострадавший находится в бессознательном состоянии, применение поиска в акустическом диапазоне может не дать результатов. Необходим иной способ поиска, другие приборы, фиксирующие иные проявления жизнедеятельности человека.
Пособия и оборудование, используемые на занятии:учебное пособие, плакаты.
|
|||
|