|
|||
Продолжение изложения нового материала
Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Цель урока:организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с основными правилами, приёмами и средствами композиции и законами восприятия цвета на примере предметов декоративного искусства. В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию. Композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность. В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное. Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д. Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной , которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3) Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”. “Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. ( слайд № 4, 5) Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму. Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение. По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:
Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)
В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. (слайд № 7) Примеры Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли, горизонтальной волнистой – воду, вертикальной волнистой – дождь, треугольником – горы, скрещивающимися линиями – огонь и молнию. Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга, квадрата и ромба. Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги. Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство. Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие. Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п. В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета. Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию. Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9) Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО. Средства композиции (слайды №10-12) Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д. Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д. Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира. Для создания предметов декоративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть стилизовать их. (слайд №13) Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника) 4 Продолжение изложения нового материала Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО. 1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим? (слайд № 14) 2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий) 3. Как получаются дополнительные цвета? 4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?. (слайды № 15,16) Цвета, расположенные напротив друг друга в цветовом круге, являются контрастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармония, если квадрат, — четырёхцветная. Виды цветовых композиций 1. ахроматическая (бесцветная) 2. монохромная (одноцветная) 3. из двух контрастных цветов 4. из трёх цветов Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых композиций?
|
|||
|