Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Продолжение изложения нового материала



 

Тема: Основы композиции и законы восприятия цвета при создании

       предметов декоративно-прикладного искусства.

Цель урока:организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с

                 основными правилами, приёмами и средст­вами композиции и

                 законами восприятия цвета на примере предметов

                 декоративного искусства.

  В переводе с латинского “композиция” означает составление, соединение в одно целое отдельных частей в определенном, строгом порядке. Взятые вместе, эти части должны создавать определенную форму. В правильно построенной композиции все связанно, убрать какую-либо деталь невозможно без ущерба для целого, так как красота и цельность рисунка потеряются, и композиция утратит свою гармонию. Композицией в декоративно-прикладном искусстве называют расположение изобразительных элементов по определённой схеме, для того чтобы произведение приобрело наибольшую выразительность.

В композиции есть главное и второстепенное, соподчиненное.    Главное – это то, что в первую очередь должно привлекать внимание, заключать в себе идею, замысел данного мотива. Главная деталь узора должна быть логически связана и уравновешена со второстепенными деталями. Главное не всегда может быть расположено в центре композиции. Его можно выделить с помощью цвета, контрастного по отношению к второстепенным деталям узора, или за счет его величины, формы и т. д.

Композиция может быть статичной (замкнутой), которая передает состояние покоя, устойчивости, и динамичной , которая передает движение, ощущение простора. (слайд №3)

Чтобы научиться правильно строить композицию, необходимо познакомиться с некоторыми основными понятиями или средствами композиции. К ним относятся ритм, раппорт, симметрия и др. Все перечисленные понятия, в свою очередь, связаны с понятием “орнамент”.

“Орнамент” в переводе с латинского означает украшение. ( слайд № 4, 5)

Орнамент – это узор, элементы которого подчинены определенному ритму.

Часть орнамента, которая полностью повторяется через определенное расстояние, называется раппортом, что в переводе с латинского означает повторение.

По расположению и характеру композиции, которая всегда связана с формой украшаемого изделия, орнамент бывает:

  • ленточным
  • сетчатым, при котором вся поверхность заполнена узором;
  • центрическим, или розеточным, в котором отдельные элементы орнамента вписаны в квадрат, круг, ромб или многоугольник (розетку), расположенный в центре украшаемого изделия

Различают следующие орнаментальные мотивы: ( слайд №6)

  •  геометрический, состоящий из различных элементов;
  • меандровый – в виде беспрерывных ломаных линий, широко применявшийся в искусстве Древней Греции и получивший свое название от извилистой реки Меадр;
  • растительный, или фитоморфный, составленный из рисунков стилизованных цветов, плодов, листьев, веток и т.п.;
  • животный, в котором стилизованы фигуры зверей и насекомых;
  • птичий;
  • с изображением человеческих фигур и полуфигур;
  • шрифтовой (вязь), напоминающий стилизованные надписи.

 В старину орнаментальные узоры имели ярко выраженную символическую окраску. (слайд № 7)

Примеры

Прямой горизонтальной линией обозначали поверхность земли

горизонтальной волнистой – воду,

вертикальной волнистой – дождь,

треугольником – горы,

скрещивающимися линиями – огонь и молнию.

 Солнце и Луну – источники света – обозначали фигурками в виде круга,  

                        квадрата и ромба.

Женская фигура с поднятыми кверху или опущенными руками символизировала образ матери-земли, связанный с почитанием земли и влаги.

 Символом счастья и радости считалась в древности птица, сулившая наступление весны, урожай и богатство.

Олень и конь олицетворяли “жизнедающее светило” – солнце, которое приносило счастье и веселье, благополучие.

Основным символом был ромб, наделенный множеством значений. Ромб гладкий и с отростками являлся не только символом солнца и огня, но и символом плодородия, возрождения жизни, а цепочка ромбов означала “дерево жизни”. Ромб с продленными сторонами был знаком венца сруба деревянного дома; квадрат, разделенный на четыре части с кружочками или точками в каждой, обозначал усадьбу и засеянное поле и т.п. В давние времена малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу- это обережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи. Когда дети подрастали им шили свою одежду. Для девочки на понёве- женской шерстяной юбке- вышивали растительные орнаменты, а для мальчиков – символы огня и солнца, изображения животных, колокольчики – бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Сегодня орнамент выполняет чисто декоративную функцию.

Понятие о симметрии и асимметрии (слайды № 8,9)

Создавая декоративное изделие, нужно учитывать основные правила, приёмы и средства композиции, известные вам из уроков ИЗО.

Средства композиции  (слайды №10-12)

Фактура- внешнее строение поверхности материала. Фактура может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая и т. д.

Текстура- рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи и т. д.

Колорит- одно из самых важных средств эмоциональной выразительности, передающее цветовое богатство окружающего мира.

Для создания предметов де­коративного искусства очень важно уметь трансформировать реальные формы окружающих предметов в условные, то есть сти­лизовать их. (слайд №13)

Стилизация- изменение реальной формы (фигуры, предмета) ,её объемных и цветовых отношений. ( пример рис. 106, с. 160 учебника)

4 Продолжение изложения нового материала

Беседа о многообразии цвета на основе знаний, полученных на уроках ИЗО.

1. Какие цвета относят к хроматическим, ахроматическим? (слайд № 14)

2. Какие цвета являются основными? (красный, жёлтый, синий)

3. Как получаются дополнительные цвета?

4. Как называют круг, в котором расположены основные и дополнительные цвета?. (слайды № 15,16)

Цвета, распо­ложенные напротив друг друга в цветовом круге, являются кон­трастными и гармоничными. Если в цветовой круг вписать равнобедренный треугольник, получится трёхцветная гармо­ния, если квадрат, — четырёхцветная.

Виды цветовых композиций

1. ахроматическая (бесцветная)

2. монохромная (одноцветная)

3. из двух контрастных цветов

4. из трёх цветов

Вопрос: Какие геометрические формы применяют при создании цветовых

         композиций?

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.