|
|||
Конспект НОД педагога и детей в старшей группе «Космическая ракета»Конспект НОД педагога и детей в старшей группе «Космическая ракета» Конспект НОД педагога и детей. Старшая группа «Космическая ракета» Цели: Уточнение и систематизация знания и представления о космических кораблях, космонавтах, космических полетах; Объяснение на основе экспериментальной деятельности работы реактивного двигателя космической ракеты; Совершенствование умений классифицировать множества по трем свойствам (цвет, размер, форма); Развитие логического мышления, творческого воображения, фантазии, внимания, воображения, умения рассуждать, доказывать свою точку зрения; Формирование у дошкольников интереса к явлениям, выходящим за пределы их жизненного опыта; Развитие речевой деятельности детей, активизация и обогащение словаря детей: ракета, сопло, орбитальная станция, скафандр; Развитие коммуникативных навыков; Развитие навыков познавательно – исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности. Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие». Материалы: Кукла Незнайка; иллюстрации по теме «Космос», фотографии К. Э. Циолковского, С. П. Королева; воздушные шарики; блоки Дьенеша; счетные палочки, цветные крышки, квадраты Воскобовича, аудиозапись «Космическая музыка». Используемые технологии: Развивающие; Здоровьесберегающие; Информационно-коммуникационные; Составлен воспитателем Васильевой Наталией Викторовной Содержание НОД: - Ребята, когда я сегодня утром шла в детский сад, встретила странного человечка. Отгадайте,кто это был: В шляпе с круглыми полями И в штанишках до колен Занят разными делами, Лишь учиться ему лень. Кто он, быстро угадай-ка, Как зовут его? (Незнайка). - Незнайка решил отправиться в космическое путешествие на самолете. Я пригласила его к нам, чтобы мы с вами объяснили, на чем же можно полететь в космос. Появляется Незнайка (игрушка). Здоровается с детьми. - С давних времен, у человека, когда он смотрел на небо, возникало много вопросов - о звездах, о планетах, о вселенной и, конечно, он мечтал полететь в космос. На чем можно полететь в космос? А на самолете можно? Почему нельзя? (ответы детей). - А вы знаете, что… первую в мире ракету изобрел русский ученый – Константин Эдуардович Циолковский. Он жил в городе Калуге и работал учителем в школе. Константин Эдуардович очень любил наблюдать в телескоп за звездами, изучал их и мечтал до них долететь. (воспитатель сопровождает рассказ демонстрацией портрета К. Э. Циолковского). - Задумал он сконструировать такой летательный аппарат, который мог бы долететь до планет. Ученый проводил расчеты, делал чертежи и придумал такой летательный аппарат. Он изобрел особенную ракету, которая заправляется жидким топливом. Топливо сгорает и образуются огненные газы. Которые с большой скоростью вырываются из трубы - сопла позади ракеты. Газы летят назад – а ракета – вперед, то есть газы толкают ракету. В космос попасть не так уж и просто. Помните, мы с вами говорили о земном притяжении? Наша земля очень сильная, все притягивает к себе и никуда от себя не отпускает. Циолковский рассчитал, с какой скоростью должна лететь ракета, чтобы преодолеть силу земного притяжения и вырваться в космос. Но, к сожалению, изготовить этот аппарат у него возможности не было. И только через много лет другой русский ученый, С. П. Королев, смог сконструировать и изготовить первый космический спутник, в котором вокруг Земли сначала летали собачки, а потом, в 1961 году полетел человек. (воспитатель показывает портрет С. П. Королева). - Почему же только ракета может улететь от земли! Ракета – самый быстрый вид транспорта, потому что у ракеты особый двигатель – реактивный. Космическую ракету делают из нескольких частей. Эти части называются ступенями. В каждой ступени свой бак с горючим и свой ракетный двигатель. Перед стартом баки ракеты загружают горючим. По команде зажигания горючее вспыхивает и начинает гореть, превращаясь в раскаленный газ. Струя газа летит в одну сторону, а ракета от его толчков в другую Если в первой ступени кончилось горючее, долой ее, отбросим лишний груз! Включается двигатель второй ступени. Он разгоняет облегченную ракету еще быстрее. Кончилось горючее во второй ступени? И ее тоже долой! Проведение опыта с воздушным шариком. - Что у меня в руках? Правильно, воздушный шарик. Он очень похож на ракету, потому что умеет летать, как она, давайте это проверим. Надуваю шарик, отпускаю его, он двигается вперед, пока вытекает воздух и толкает шарик вперед, потом падает (дети повторяют опыт с шариками). Ребята, почему шарик упал? – правильно, потому что вышел весь воздух. Так и работают реактивные двигатели – есть горючее – ракета летит, закончилось горючее в ступени, она уже не нужна, ее отбрасывают, включается следующая ступень космического корабля. До космоса доберется только третья ступень, маленькая и легкая. Она – то и выведет на орбиту кабину с космонавтами, которая состыковывается с космической станцией(показ космической станции). – У космонавтов есть второй дом – в космосе. Космический дом особенный. Он называется орбитальная станция. Космический дом похож на огромную птицу, которая раскинула крылья и летит над землёй. Но крылья нужны не для полёта – это «домашняя электростанция». Блестящие пластины собирают солнечные лучи и превращают их в электрический ток, который питает все научные приборы, освещает и отапливает. - Как вы думаете, похожа космическая станция на квартиру? (ответы детей). Правильно, ведь здесь космонавты живут и работают. Есть ли в этой необычной квартире мебель? Похожа она на нашу? А в чем отличие? (ответы детей). Вся мебель на космической станции привинчена. Почему? (ответы детей). -Ребята, давайте поможем Незнайке собраться в космическое путешествие. Проводится игра «Подбери, что необходимо в космосе». -Можно ли отправляться в космос без специальной одежды? Как она называется? Для чего нужен скафандр? (Чтобы защитить космонавта от вредного воздействия солнечной энергии, чтобы космонавт мог дышать, так как в космосе нет кислорода.) Какой должен быть скафандр? (Тёплый, лёгкий, прочный, удобный, герметичный.) -Как называется головной убор космонавта? (ответы детей). Шлем плотно (герметично) прикручивается к скафандру и имеет особое темное стекло, как вы думаете, для чего? (защищает глаза от яркого солнечного света). -Еда космонавтов хранится в тюбиках, как зубная паста, хлеб, печенье крошечными кусочками упакованы в пакеты. Почему? (ответы детей). -Вы знаете, чем космонавты умываются? (влажными салфетками, потому что вода превратится в блестящие шарики и улетит). -Давайте представим, что мы находимся в космическом пространстве. (под музыку дети выполняют плавные движения) . -На космическом корабле должен быть пульт управления. И мы его сейчас нарисуем. Возьмите, пожалуйста, листок и карандаш. Ориентировка на листе. В середине листа мы нарисуем треугольник – это будет кнопка «Старт». В нижнем правом углу нарисуем квадрат – это будет кнопка «Стоп» Найдите верхний левый угол и нарисуйте прямоугольник – это будет кнопка связи с землей. В нижнем левом углу нарисуем кружок - это кнопка включения света. Молодцы! - В космосе очень ярко светят звезды, и глаза у космонавтов быстро устают. Поэтому космонавты делают специальную гимнастику для глаз. Давайте и мы с вами выполним эти упражнения. Космическая гимнастика для глаз: Мы звёздочку увидали, Глазки вверх подняли. Вот звёзды полетели, Глазки вправо посмотрели. Снова звезды полетели- Глазки влево посмотрели. А теперь звезда внизу. Глазки закрываем, Глазки отдыхают. -На космической станции много различного оборудования, ведь космонавты работают, проводят исследования. Все инструменты находятся в определенном порядке на своих местах. Давайте мы представим себя космонавтами и разложим необходимые инструменты. (дети выполняют задания с блоками Дьенеша: в зеленый обруч собрать все круглые, в синий - красные, в желтый - квадратные). -Молодцы, ребята, приглашаю всех на тренировочную базу. Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью) Дружно спортом заниматься: Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках) Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками) Приседать и вновь вставать (Приседают) И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх) Станем сильными, и завтра Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе) - Как вы думаете, с чего начинается изготовление ракеты? (Ответы детей.) Правильно, нужно начертить схему – чертеж космического корабля. Представим себя конструкторами. У вас на столах счетные палочки и цветные крышки - изобразите с их помощью свои ракеты.Анализ схем: из каких геометрических фигур, их количество. Речевая разминка «Космонавты». -Космонавты должны уметь расшифровывать радиосигналы, которые им посылает Центр управления полётом. Незнайка просит нас расшифровать радиосигнал и правильно составить предложения 1) корабль, на, летит, Луна; 2) яркие, на, небо, звезды; 3) мы, Земля, живем, планета, на; 4) девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет; 5) родную, на, космонавты, Землю, возвращаются (летят). -Давайте сделаем из наших волшебных квадратов красивые звездочки для Незнайки (дети делают звезды из квадратов Воскобовича). -Незнайка, теперь ты знаешь на чем можно отправиться в космос? -Ребята, чтобы Незнайка все запомнил, давайте повторим, что мы знаем о космосе и космических полетах: -Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? -Как называется двигатель ракеты? -Как называются части ракеты? -За счет чего ракета набирает огромную скорость? -Как называются трубы ракеты, из которых вырываются газы? - Откуда стартует ракета? -Как называется дом космонавтов? -Зачем он нужен? -На что похож космический дом? -Как звали первого в мире космонавта? -Как называется костюм космонавта? -Как называется и животное, и созвездие? -Как звали собак, которые первыми вернулись из космоса? -Какие планеты вы знаете? -Самая большая и горячая звезда во Вселенной? -Самая прекрасная планета во вселенной? -Молодцы ребята. Вам понравилось наше занятие? Какие задания оказались для вас сложными? Какие легкими? Теперь мы знаем, как сделать чертеж ракеты и обязательно построим ракеты из конструктора.
|
|||
|