Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Место клавирной музыки в творчестве Баха.



1. Место клавирной музыки в творчестве Баха.

 

В XVII-XVIII веках клавесин был достаточно популярным инструментом, который имел самое различное предназначение:

1. концертный инструмент (в качестве аккомпанирующего инструмента солисту или в составе ансамблей, оркестров)

2. инструмент для домашнего музицирования

3. инструмент для обучения музыке

 

И.С.Бах был одним из лучших исполнителей на клавесине в XVIII веке. Для самого композитора клавирная музыка (музыка для клавесина) стала областью экспериментов – в области темперированного строя, гармонии, формы.

 

 

2. Сочинения и жанры клавирной музыки Баха.

 

  • Сюиты (6 Французских, 6 Английских, 6 Партит (Итальянских))
  • Вариации («Гольдберговские вариации»)
  • Различные пьесы (токкаты, фугетты, маленькие прелюдии и фуги, «Тетрадь Анны Магдалены Бах» и другие)
  • Двух- и трехголосные инвенции
  • Хорошо темперированный клавир (два тома)
  • Крупные циклические произведения («Хроматическая фантазия и фуга», «Прелюдия и фуга на тему BACH», «Музыкальное приношение», «Искусство фуги» и другие)

Жанровый состав клавирной музыки И.С.Баха включает танцевальную сюиту, различные миниатюры (характерные для той эпохи), малый полифонический цикл, вариации.

 

3. Новаторство Баха в области клавирной музыки:

 

1.

1. Бах является основоположником жанра клавирного концерта.

2. Ввел в клавирную музыку новую образность – прежде всего, драматическую и лирическую.

3. Довел до классического совершенства форму фуги.

4. Разработал новую манеру игры на клавесине – кантабельную(legato). С этим была связана новая баховская аппликатура и постановка рук:

§ Бах играл сам и учил своих учеников играть закругленными пальцами при свободной кисти

§ Ввел новый прием подкладывания 1-го пальца

§ Стал использовать в игре все пять пальцев

 

4.Строение танцевальной сюиты.

СЮИТА- последовательность, ряд пьес разного характера, расположенных друг за другом по принципу контраста. Сюита возникла во Франции в 16 веке как объединение 2-х контрастных танцев - медленной Паваны и быстрой Гальярды. Старинную сюиту 17-18 веков составляли 4 танца - Аллеманда, Куранта, Сарабанда, Жига. Они чередовались по контрасту характера и темпа и объединялись одной тональностью.

АЛЛЕМАНДА- название танца переводится с французского "немецкая"- танец, распространённый в Европе с середины 16 в. до конца 18 в. Её истоки - приветственная трубная музыка. Современники считали, что в ней много музыки и мало танца. Танцующие двигались парами, выстраиваясь в колонны. В танце вельможи показывали богатство и роскошь нарядов. Мелодические особенности аллеманды - плавная мелодия, неторопливый темп, затакт, размер 4/4, полифоническая фактура, характер величественный, торжественный.

КУРАНТА- в переводе с французского означает "текущая," "бегущая." Танец был придуман для балов, происхождение связано с Италией и Францией. Его танцевали в 16-17 веках. Особенно он был моден в 17 веке при дворе короля Людовика 14. Курантой открывали балы, её исполняла пара танцоров. Танец был красивым, изящным, сложным, состоял из скользящих шагов, мелких движений. Во время танца дама могла подарить кавалеру шарф – как  знак внимания. Мелодические особенности танца - скользящая безостановочная мелодия, подвижный темп, затакт, размер 2,4.

САРАБАНДА - испанский или мавританский танец. В эпоху Средневековья его танцевали во время уличных увеселений только женщины - озорно, живо, темпераментно, под аккомпанемент кастаньет, гитары или пение. В16 в. церковь запретила такую сарабанду, нарушительницы жестоко карались. Прообразом придворного танца, вошедшего в моду в 17 в., очевидно стал траурный обряд(скорбное шествие). Сарабанда стала парным шествием без поворотов и поклонов в сторону. Её танцевали в Испании, Англии, Франции. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ танца - торжественный, величественный, строгий характер, узорчатая мелодия, медленный темп, отсутствие затакта, размер 3/4, полифоническая фактура.

 ЖИГА- этот танец родился в Англии. Считается, что его придумали английские, шотландские матросы, которые дурачились во время отдыха и плясали шутливый, комический танец на пятках под аккомпанемент старинной скрипки, по форме напоминающей окорок (жига). В17-18 веках жига стала придворным парным танцем, очень отличающимся от народного. МЕЛОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ инструментальной жиги - энергичный характер, быстрый темп, триольное движение, пунктирный ритм, размеры 3/4, 3/8, 6/8, 2-х голосная полифоническая фактура. ДОПОЛНИТЕЛЬНО между Сарабандой и Жигой для смягчения контраста могли вводиться другие танцы - МЕНУЭТ, ГАВОТ, БУРРЕ, АНГЛЕЗ, МЮЗЕТ, ПОЛОНЕЗ.

 МЕНУЭТ - маленький шаг - французский танец, который называли "танцем королей" и "королём танцев" 18 века. Шаги менуэта изящны, легки, танцующие будто скользят, едва касаясь пола, основные движения танца - поклоны, реверансы. Не смотря на кажущуюся простоту, танцу обучались годами. Темп менуэта мог быть умеренным или подвижным, но размер всегда ¾.

ГАВОТ- старинный французский танец, стал придворным в 17-18 веках. Темп подвижный, размер 4/4 с затактом. Его называли "непризнанным королём".

 БУРРЕ - вязанка мелких дров - французский шутливый, прыжковый, подвижный танец. Его размер 4/4, ритмический рисунок - строгий. Был популярным придворным танцем  в 16-17 веках.

 

И.С.Бах написал шесть «Английских сюит» и шесть «Французских сюит». На данный момент времени собрания сочинений по праву считаются шедеврами мировой классической музыки. Традиционно сюита состоит из 4 основных номеров: аллеманды, куранты, сарабанды и жиги. В некоторых сочинениях композитор расширяет цикл, добавляя прелюдию, менуэт, бурре или гавот.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.