Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры



 

Министерство спорта Российской Федерации

Екатеринбургский институт физической культуры (филиал)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный университет физической культуры»

 

Кафедра Теории и методики адаптивной физической культуры

 

Контрольная работа по дисциплине «Клиническая психология»

Тема: «Разнообразие задач клинической психологии: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных. Типология изменений психических процессов: расстройство памяти»

 

Выполнил: студент АЗБ

13-31 группы

заочной формы обучения

                                                                                            Иванов В.В.

    

                                                                                      Проверил: к.м.н., доцент

                                                                                                          Иванов И.И.                                                                                                                          

 

Екатеринбург, 2018

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………..…….…3

Содержание………………………………………………………………...........4-8

Заключение…………………………………………………………………….….9

Список источников………………………………………………………………10

 

 

Введение

Клиническая психология (греч. Klinike - врачевание, kline –постель, ложе) - область медицинской психологии, изучающая психические факторы происхождения и течения болезней, влияние болезней на личность, психологические аспекты целебных воздействий.

Цель и задачи клинической психологии определяются потребностями клиники психиатрической, неврологической, соматической.

В центре клинической психологии (предмета) - человек с душевными "болями" и проблемами, с трудностями адаптации и самореализации, связанными с состоянием его здоровья. Эти связи имеют двусторонний характер:

1) особенности психики обусловливают трудности адаптации человека, приводящие к риску возникновения болезненных состояний (психосоматика, психические расстройства);

2) болезни и их последствия могут влиять на изменения психического склада человека, что ведёт к дезадаптации.

Структура клинической психологии в России - это нейропсихология, патопсихология, соматопсихология.

Задачи:

1. Раскрыть разнообразие задач клинической психологии: профилактических, лечебных, реабилитационных, консультативных.

2. Раскрыть типология изменений психических процессов: расстройство памяти

 

Содержание

Современная клиническая психология как дисциплина, изучающая психологическими методами различные нарушения психики и поведения, может применяться не только в медицине, но и в различных воспитательных, социальных и консультативных учреждениях, обслуживающих людей с аномалиями развития и психологическими проблемами. В педагогической практике клинико-психологические знания позволяют вовремя распознавать у ребенка нарушения психического развития или отклонения в поведении, что в свою очередь дает возможность избирательного и эффективного применения в отношениях с ним адекватных технологий воспитания, психолого-педагогической коррекции и создания оптимальных условий для развития его личности с учетом индивидуальных особенностей.

В качестве самостоятельной отрасли психологической науки современная клиническая психология имеет следующие Задачи:

— Изучение влияния психологических и психосоциальных факторов на развитие поведенческих и личностных нарушений у ребенка, их профилактику и коррекцию;

— Изучение влияния отклонений и нарушений в психическом и соматическом развитии на личность и поведение ребенка;

— Изучение специфики и характера нарушений развития психики ребенка;

— Изучение характера отношений аномального ребенка с ближайшим окружением;

— Разработка принципов и методов клинико-психологического исследования в педагогических целях;

— Создание и изучение психологических методов воздействия на психику ребенка в коррекционных и профилактических целях.

Клиническая психология, имея прикладной характер, направлена на решение трудностей в процессе адаптации детей и взрослых, разработку способов диагностики и психологической помощи в различных сферах и областях образования, воспитания, реабилитационных программ пожилых людей и людей, имеющих ограниченные возможности здоровья, а также жертв насилия и психологического стресса. Деятельность клинического психолога имеет целью повышение психологических ресурсов и адаптационных возможностей человека, имеющего трудности или нарушения в развитии, а также на гармонизацию психического развития, профилактику и психологическую реабилитацию, охрану здоровья. При этом клинический психолог выполняет ряд функций: диагностическую, экспертную, коррекционную, профилактическую, реабилитационную, консультативную, научно-исследовательскую и ряд других.

Как отрасль психологической науки, клиническая психология тесно взаимосвязана с различными ее ответвлениями и, в первую очередь, с общей психологией. Общая психология изучает закономерности психологического развития человека, особенности психических процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления), а также поведения, эмоционально - волевой сферы. Эти данные позволяют выявить различия между нормой и патологией у больных. Кроме того, клиническая психология позволяет решать проблемы соотношения социального и биологического в развитии психики; анализировать структуру психических процессов; изучать соотношение развития и распада психики; определять роль личностного компонента в структуре различных форм психической деятельности. Клиническая психология имеет взаимосвязь с рядом других дисциплин психологического профиля:

- возрастной психологией, которая изучает вопросы законов развития в онтогенезе. Данные сведения используются в клинической психологии для объяснения психического развития человека, страдающего различными нарушениями, на разных этапах его жизни.

- психодиагностикой, исследующей вопросы использования методов исследования. Клинической психологией используются методы психологического характера.

специальной психологией, изучающей вопросы психического и личностного развития лиц с отклонениями в развитии. Данные специальной психологии позволяют оценить нарушения психического развития лиц, страдающих нарушениями развития, в период обострения соматических, нервно - психических заболеваний. Данное направление следует расшить, поскольку специальная психология имеет несколько подразделений: тифлопсихологию, сурдопсихологию и т.д. Каждая из них предоставляет клинической психологии знания о людях с тем или иным дефектом.

Нарушения памяти — наиболее часто встречающаяся клиническая проблема. Самые разнообразные нарушения психической деятельности могут маскироваться под кажущимися расстройствами мнестической функции: нарушения внимания мотивационной, волевой, эмоциональной сфер.

Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти. Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов. Не всегда расстройства памяти (особенно формальные) являются признаком психического заболевания. Они могут встречаться и у психически здоровых людей при особых условиях (в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т. п.). Но очень часто нарушения памяти входят в структуру психического дефекта при различных психических заболеваниях и аномалиях.

Гипермнезии — непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. При гипермнезии отмечается усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико­смысловой памяти. Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипнотическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях шизофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состояниях и пр.).

Гипомнезия — частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали («прорешливая память», когда пациент вспоминает не все, что должен был вспомнить, а только самое важное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры. Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый характер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т. п.).

Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорганического и др.), а также является симптомом врожденного или приобретенного слабоумия. Амнезия — полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии. Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.

По отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:

1) ретроградная — выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства); ретроградная амнезия может возникнуть, например, после черепно­мозговой травмы;

2) конградная — выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства);

3) антероградная — утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства); антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.

4) антероретроградная — выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства); скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе. По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий:

1) фиксационная — на текущие и недавние события;

2) анэкфория — неспособность воспроизведения информации без подсказки;

3) прогрессирующая — сначала наступают трудности в воспоминании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. Сначала страдает память времени совершения отдаленных событий, а затем страдает память содержания событий. Сначала — менее организованное знание (научное, языки). Затем — многократно случавшиеся события. Потом забываются факты с сохранением аффективной памяти. Затем идет распад праксической памяти — памяти навыков, и наступает апраксия.

По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии:

1) ретардированная — забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; человек какое­то время хорошо помнит информацию, но спустя короткое время — уже не может ее воспроизвести (например, короткий рассказ).

2) стационарная — стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени;

3) лабильная (прерывистая) — нарушения колеблются в течение времени — то возникают, то исчезают;

4) регрессирующая — амнезия с частичным восстановлением памяти.

Заключение

Клиническая психология - область профессиональной деятельности психолога.

В большинстве стран распространено понятие клинической психологии, а не медицинской. В клиническую психологию в США включаются психотерапия, психодиагностика, консультативная психология, психогигиена и реабилитация, некоторые разделы дефектологии, психосоматика.

В нашей стране К. К. Платонов рассматривал клиническую психологию как часть медицинской психологии. Клиническая психология, по его мнению, имеет прикладное значение, отвечая потребностям клиники: психиатрической, неврологической, соматической.

Большую роль в становлении клинической психологии сыграли идеи о предметной деятельности Л. С. Выготского, которые были в дальнейшем развиты в общей психологии его сотрудниками А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия, П. Я. Гальпериным. Сам Л. С. Выготский положил своими экспериментальными исследованиями начало изучению распада мышления. На основе положения Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития разрабатывается ряд методик обучающего эксперимента.

 

Список источников

1. Зверева Н. В. Клиническая психология детей и подростков: учебник. — М., 2013. — 270 с.

2. Кулганов В. А. Основы клинической психологии: учебник. — СПб. - 2013. — 455 с.

3. Орлова Е. А. Клиническая психология: учебник. — М., 2014. — 363 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.