Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Будьте внимательны! Любая часть сложноподчинённого предложения может быть осложнена обособленными или однородными членами!



 

Задание 19

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

Задание: Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В этом задании необходимо расставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении с придаточным определительным. Придаточные о пределительные отвечают на вопросы определений (какой? -ая?-ое?-ие?). Они относятся к определяемым существительным или другим словам, употреблённым в значении существительного. Придаточные определительные прикрепляются к определяемым словам союзными словами который, что, когда, где и др. (в заданиях ЕГЭ используются примеры предложений, в которых придаточная часть присоединяется только с помощью союзного слова который):

Свет (какой ?), который струился из окна дома, освещал куст сирени в глубине двора.

Придаточное определительное всегда стоит либо после главного предложения, либо внутри главного:

[Мы повторяем правила (какие?)                                                                                      ], без знания которых сложно сдать экзамен по русскому языку. ]

[Книга (какая?), (которую вы сейчас держите в руках), поможет вам справиться со сложными тестовыми заданиями].

Ø Обратите внимание!

· Придаточные определительные всегда стоят после существительных, которые они поясняют!  

А сейчас разберёмся, что означает «дистантное расположение союзного слова который»?

Рассмотрим два предложения:

1) Дом, в котором мы жили, раньше принадлежал известному купцу.

2) Коляска подъезжала к усадьбе барыни, о невероятной жестокости и жадности которойв округе ходили самые невероятные слухи.

В первом предложении союзное слово который стоит сразу после определяемого слова, а во втором — далеко (на дистанции) от него.

Поэтому будьте внимательны, определяя границы главного и придаточного предложений.

Ø Обратите внимание!

· Если зависимым словом при деепричастии является союзное слово который, то оно не отделяется запятой от деепричастия: запятая ставится перед деепричастным оборотом, а после слова который — нет.

Вот книга, прочитав которую _ ты многое для себя откроешь.

Зося видела в них единственную для себя защиту, потеряв которую _была обречена в этом поле.

· Никогда не ставится запятая после союзного слова который; сразу убирайте те варианты ответов, в которых указана запятая после этого слова.

· Союзное слово которыйнаходится только в придаточной части, поэтому ищите в главном предложении существительное или местоимение, которые придаточная часть характеризует или поясняет.

· Если придаточное предложение стоит внутри главного, то оно выделяется запятыми с обеих сторон.

Пример:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Могучая дальневосточная тайга (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались (4) простиралась до горизонта.

Определив грамматические основы и члены главного и придаточного предложения, находим границы этих предложений: Могучая дальневосточная тайга ... простиралась до горизонта— главное предложение; удивительной красотой которой мы любовались — придаточное определительное. Придаточное находится внутри  главного, значит, должно быть обособлено двумя запятыми. Правильный ответ — 1,4.

Можно рассуждать и так:

Могучая дальневосточная тайга (какая?) (1) удивительной красотой (2) которой (3) мы любовались) (4) простиралась до горизонта

Часть предложения, отвечающая на поставленный вопрос, и есть придаточное определительное, которое нужно выделить с обеих сторон запятыми:

Могучая дальневосточная тайга, удивительной красотой которой мылюбовались, простиралась до горизонта.

Правильный ответ — 2.

Ø Обратите внимание!

Если придаточные определительные однородные и соединяются не­повторяющимся союзом И, то между ними запятая не ставится!

Например:

Теплота, с которой дочь говорила о своей матери_и_которая освещала её лицо, невольно привлекала внимание.

Будьте внимательны! Любая часть сложноподчинённого предложения может быть осложнена обособленными или однородными членами!

Решите самостоятельно

1. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В 1898 г. Российский император Николай II обратился к правительствам Европы с предложениями подписать соглашение о сохранении всеобщего мира(1) и установлении пределов постоянного роста вооружений (2) и в 1899 и 1907 годах состоялись Гаагские конференции мира (3) отдельные решения которых действуют и по сей день.

Ответ: ____________________.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

На конкурсе музыканты должны были играть (1) фортепьянную пьесу Прокофьева (2) последняя часть (3) которой (4) считается очень трудной для исполнения.

Ответ: ___________________.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В 1852 году И.И.Шишкин поступил в Московское училище живописи (1) ваяния (2) и зодчества (3) после окончания которого продолжил свою учебу в Петербургской Академии художеств (4) сформировавшей его взгляды на задачи искусства.

Ответ: __________________.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Одинокий путник (1) приближение (2) которого (3) я слышал ранее среди чуткого безмолвия морозной ночи (4) соблазнился моим весёлым огнём.

Ответ: _____________________.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Мысли о неуклонном расширении Вселенной (1) высказаны в работах некоторых астрофизиков (2) исследования которых (3) представляют несомненный интерес для всех учёных мира.

Ответ: _____________________

6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Ищите людей (1) разговор (2) с которыми стоил бы хорошей книги (3) и книги (4) чтение который стоило бы любого разговора.

Ответ: _____________________

7. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Принесён был к чаю черничный пирог (1) от вида которого все оживились (2) задвигались (3) и весело заговорили.

Ответ: ____________________.

8. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В гостиной с большого портрета смотрело весьма выразительное (1) женское лицо (2) красотою (3) которого (4) нельзя было не восхититься.

Ответ: _______________.

9. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

«Папоротники в лесу» И.И. Шишкина исполнены с лёгкой живописной непринуждённостью (1) и свободой (2) в основе которой (3) лежит абсолютное знание художником всех форм растительного мира (4) поражающего своим разнообразием.

Ответ: ______________________.

10. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В начале проспекта (1) стоит большое высотное здание (2) у подножия (3) которого (4) приютилась маленькая церковь.

Ответ: _________________.

11. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Из всех народов (1) первым будет всегда тот (2) который опередит другие в области мысли (3) и умственной деятельности,

Ответ: ______________.

12. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Доброта — качество (1) излишек (2) которого не вредит (3) никому (4) и никогда.

Ответ: __________________.

13. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Сказки Корнея Чуковского счастливым эхом отдаются в душах детей (1) будят те добрые и чистые человеческие чувства (2) без которых (3)немыслима (4) просто не нужна детская литература.

Ответ: _________________________

14. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Огнём горят золоченые церковные главы (1) кресты (2) зеркальные стёкла дворца (3) и длинного ряда высоких домов (4) которые струной вытянулись по венцу горы.

Ответ: __________________.

15. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Несчастны те люди (1) которым всё ясно (2) и которые никогда не сомневаются (3) в своей правоте.

Ответ: ____________________.

16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

  Огромное значение для развития древнерусского государства имели походы на Константинополь (1) результатом которых (2) явилось установление экономических (3) и культурных связей с Византией (4) и принятие христианства.

Ответ: ____________________.

17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Эти события (1) свидетелем которых (2) я стал (3) случились незадолго до известного бунта Емельки Пугачева.

Ответ: ________________.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Царь Борис Годунов (1) во времена которого (2) в Кремле был сооружён водопровод (3) подававший воду (4) мощными насосами из Москвы-реки по подземелью на Конюшенный двор (5) был неравнодушен к разного рода изобретениям.

Ответ: _________________.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В один из тёплых осенних дней 1855 года (1) отдыхавший на водах (2) молодой австрийский композитор Иоганн Штраус (3) талант которого (4)становился всё более известным далеко за пределами его родной Вены (5) был представлен солидному господину в расшитом золотом мундире.

Ответ: ________________.

20. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

И немцы (1) и русские в сталинградских боях стали опираться на штурмовые сапёрные группы (2) основу которых (3) составляли огнемётчики (4) выжигавшие солдат противника из подвалов (5) взрывавшие здания динамитом.

Ответ: ________________.

21. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

К культурному наследию Ивана Грозного относится уникальный Лицевой летописный свод (1) организация книгопечатания в столице (2) а также Храм Василия Блаженного на Красной площади (3) и уникальная библиотека (4) судьба которой до сих пор неизвестна.

Ответ: _______________________.

22. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Лев Толстой (1) как-то (2) говорил о музыке (3) после которой (4) «необходимо совершать необыкновенные поступки».

Ответ: __________________.

23. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Имея неоспоримый талант (1) современный испанский художник Жозе Ройо (2) картины которого необыкновенно ярки и мгновенно запоминаются (3) создаёт, неповторимые произведения (4) отражающие красоту мира.

Ответ:

24. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Лиза оказалась в большом (1) светлом зале в окружении гостей (2) среди которых (3) она увидела необычайно красивого молодого офицера.

Ответ: _________________.

25. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В XVII веке Оружейная палата (1) в которой (2) кроме иконописцев (3) ещё в XVII веке числились живописцы (4) была первой Академией художеств (5) ученики (6) которой были востребованы с началом реформ Петра.

Ответ: ________________________.

26. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Есть версии (1) по одной из которых (2) название Берлина связано со славянскими словами (3) означающими «преграда2 (4) «болото».    

Ответ: __________________________.

27. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Жители блокадного Ленинграда (1) о подвиге (2) которых знает весь мир (3) стали символом несгибаемой стойкости (4) и героизма.

Ответ: ___________________.

28. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Солдаты с завистью смотрели на проносившиеся мимо нас (1) товарные вагоны (2) из открытых дверей (3) которых (4) выглядывали лошадиные морды.

Ответ: _____________________.

29. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Софийский собор (1) согласно традициям романского строительства (2) представляет собой систему простых стереометрических объёмов (3) поверхность которых (4) расчленяется лопатками (5) и галереями.

Ответ: __________________.

30. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В 1722 году была введена «табель о рангах» (1) в соответствии с которой (2) все гражданские и военные чины были разделены на четырнадцать степеней (3) или рангов (4) и начинать службу нужно было с низшего ранга (5) независимо от происхождения служащего.

Ответ: ____________________________.

31. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Чехов мечтал (1) о новой прекрасной жизни (2) для создания (3) которой нам надо ещё двести (4) триста (5) тысячу лет трудиться.

Ответ: ____________________.

32. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

В середине XVII века царём России становится Алексей Михайлович (1) первый из династии Романовых (2) правившей государством по 1917 год (3) а в конце XVII века на трон России взошёл Пётр I (4) правление которого (5) в корне изменило судьбу страны.

Ответ: ____________________.

33. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Нужно беречь (1) драгоценные слова (2) и музыку наших великих предшественников (3) за творения которых (4) нас уважают (5) и любят во всём мире.

Ответ: _____________________.

34. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Моим любимым писателем был Корней Чуковский (1) на книгах (2) которого выросло (3) и воспиталось (4) не одно поколение.

Ответ: ___________________.

35. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Гора Килиманджаро (1) у подножия (2) которой исследователи разбили лагерь (3) своей вершиной уходила в облака.

Ответ: __________________.

36. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Саврасов (1) один из самых известных российских живописцев-пейзажистов (2) уже много лет остаётся одним из любимейших русских художников (3) картины которого (4) хранятся в сердце каждого русского человека.

Ответ: __________________.

37. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

На высоком (1) зелёном стержне столетника расцвели пышные гроздья белоснежных цветов (2) невиданной красоты (3) которые издавали неописуемый аромат (4) сразу наполнивший всю оранжерею.

Ответ: ____________________.

38. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Корреспонденты встретились с победителями олимпиады (1) о хорошей подготовленности (2) которых уже вовсю говорили (3) во всех институтах города.

Ответ: ________________.

39. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Звёзды засияли в небе (1) чёрную (2) и загадочную бездну (3) которого (4) так никогда и не удастся постичь человеку.

Ответ: __________________.

40. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры(-у), на месте которых(-ой) в предложении должны(-а) стоять запятые(-ая).

Знаменитый (1) оперный певец (2) выступления (3) которого с огромным успехом проходили во многих странах мира (4) принял участие в благотворительном концерте.

Ответ: ________________________.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.