|
|||
Исследовательская и природоохранная деятельность школьников в рамках экологического образования
МБОУ «Елантовская основная общеобразовательная школа» Нижнекамский район Республика Татарстан
Доклад Исследовательская и природоохранная деятельность школьников в рамках экологического образования
Подготовила –Шурупова Н.А. Учитель 1 квалификационной категории
2010 год Сегодня ни у кого не вызывает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в то же время соответствовать возможностям школы. Экологическое объединение «Эколог» существует в нашей школе существует с 1990 года. За это время в нем участвует пятое поколение учеников. В объединении есть постоянные участники, на которых приходится основная работа – это члены экологического кружка, и свободные участники, которых интересуют экологические проблемы. Я планирую и осуществляю работу объединения по трем основным типам: --- индивидуальную, групповую и массовую. Индивидуальная работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы и дальнейшее написание рефератов. Такую форму мы применяем при подготовке и проведению круглых столов, семинаров, например мероприятие ко Дню воды – «Источники загрязнения воды». Групповая и массовая внеклассная деятельность успешно протекает в кружке. В экологическом образовании школьников велика роль конференций, праздников, ролевых игр. В игре ребенок психологически готовится к реальным экологическим ситуациям, учится понимать отношение людей к природе. Ежегодно мы отмечаем международные экологические даты: День Земли, День Здоровья, День Птиц, Всемирный день воды, Метеорологический день, День туризма и т.д. и делаем это в общешкольном масштабе, где принимают участие многие ученики 1-11 классов. Одним из путей творческого восприятия современных наук является систематическая научно-исследовательская работа по актуальным вопросам экологического образования. Классификация экологических научно-исследовательских работ: -- творческие работы--- сочинения, с использованием исследовательского аспекта; -- реферативные рабаты. Хороший реферат это то же научная работа с анализом предоставленного материала; -- исследовательские работы. Они подразумевают большую самостоятельность ученика при выборе методик и обработке собранного материала. -- комплексные работы. Во время экспедиций осуществляются исследования по различным направлениям. -- отчеты экспедиций и практики. Экологическая работа тесно связана с приобщением учащихся к чтению научно-популярной и специальной литературы и дальнейшее написание рефератов. Такую форму мы применяем при подготовке и проведению круглых столов, семинаров, например мероприятие ко Дню воды – «Источники загрязнения воды». К этому мероприятию готовилось 5 человек, каждый выбрал свою тему, по которой подготовил реферат. Старшие ребята начинают интересоваться исследовательской работой, с выполнением наблюдений, проведением экспериментов. Исследовательские работы мы делаем индивидуальные и групповые. Пример индивидуальных работ: «Определение состояния древесных пород растений по степени деградации фитоценоза» (Платонова Татьяна), «Наш школьный сад» (Денисова Вера). Примером групповых исследовательских работ является:
--- «Комплексная характеристика реки Шешма в районе села Елантово» (1992 год). Ребята произвели исследование режима реки, измерения глубин весной в разлив и осенью при межени Шешмы, изучили прозрачность и скорость течения. По окончании исследований составили комплексную характеристику реки. --- «Экологическая тропа» (1995 год). Длина маршрута составляет 4 км., тропа имеет 6 станций и включает в себя многообразные природные комплексы (лиственный лес, родник, оползень, река, болото, луг). В данное время тропа функционирует, сейчас мы ежегодно проводим экскурсии по ней. ---мониторинг «Экологическое состояние Елантовской средней школы» (2007 год). Ребята загорелись этой идеей, составили план работы, разбились на творческие группы и в течении месяца внимательно изучали документацию, производили измерения, расчеты. Результатам этой работы стала конференция, на которой присутствовали ученики с 5 по 11 класс. --- «Зимующие птицы села Елантова» (2008 год). Эту работу выполнили ребята 5 класса. Они изучили по справочникам видовой состав птиц, методику подкармливания зимующих птиц. С этой работой Звольская Валя выступала на районной экологической конференции. --- «Изучение колоний бобров в долине реки Шешма и Челна на территории СПК Елантово» (2008 год). В 2008 году члены кружка закончили наблюдение за колониями бобов, которое длилось несколько лет с 2004 года. Результатам этих наблюдений и явилась исследовательская работа. Ежегодно мы продолжаем наблюдение за колониями бобров. Разнообразные интересные исследования ребят вызывают интерес у учеников, не занимающихся в нашем кружке и повышает активность кружковцев.
И в заключении хочется сказать, что только сочетание всех видов внеклассной работы, позволит решить задачи стоящие перед учителем в плане экологического образования.
|
|||
|