Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Путешествие шахмат. I. Шатрандж. II. Поход в Азию



Путешествие шахмат

I. Шатрандж

На одном месте шахматы долго задерживаться не стали: после того, как Персия оказалась под покровительством Арабского халифата в середине VII века, игра «чатранг» была переименована в «шатрандж». До наших дней сохранились документы, в которых прописаны основные правила шатранджа:

1. Игрок считался победителем, если он провёл мат, пат, либо ликвидировал все фигуры противника;

2. При этом ферзь мог ходить на 1 клетку по диагонали в любом из направлений, а слон – через 1 клетку по диагонали в любом направлении;

3. Отсутствовала рокировка (особый ход в игре, который позволял горизонтально передвигать короля, аналогичного по цвету, в сторону ладьи).

4. Арабские мастера шатранджа начинали партию с упорядочивания на своей половине доски всех имеющихся фигур.

Далее данное развлечение перекочёвывает в Монголию, где его называли «шатар», либо «хиашатар». Потом, спустя время, шатрандж попадает к такому славному иранскому народу как таджики, где уже игра приобретает название «шахмат», что означает на русский диалект «властитель повержен».

II. Поход в Азию

Следующим направлением шатранджа стала Юго-Восточная Азия, а именно Таиланд, Япония, Китай, Корея. Жители данного региона были удивлены такому нововведению, правилам, по которым играли в это развлечение, так как у них уже существовали свои «изюминки» в подобных играх:

1. Отсутствие рокировки как в Европе;

2. Перемещения фигурок совершаются на, сравнительно, малые дистанции.

Поэтому под влиянием своих специфических черт и тех, которые пришли извне, возникла китайская игра «сянци» (слева), от которой в дальнейшем изобрели корейскую игру «чанги» (справа). Оба игрища неповторимы в своём дизайне и алгоритме действий, что является их основной отличительной чертой от других настольных игр:

1. Вариант размещения фигур на доске. Вместо клеток (полей) так называемые «пункты» - точки с пересекающимися на них линиями доски. На этих точках размещаются фигурки. Доска разделена на девяноста пунктов.

2. В Вашей армии прибавлена новая фигура «пушка», позволяющая атаковать по фигурам соперника путём перепрыгивания через них.

3. Присутствуют фигуры с определённым радиусом воздействия, т.е. их ход возможен лишь в пределах конкретной части доски.

4. В данных играх слон и конь не «перепрыгают» через клетки со стоящими на них фигурками, подобно шатранджу, а перемещаются в плоскости самой доски.

Помимо этого, позднее возникли таиландские шахматы «макрук», в большей степени похожие по своему алгоритму игры на чатурангу. Они отличаются тем, что ладья совершает ход как в шатрандже, а слон – как в чатуранге.

Макрук

Но на этом не останавливается развитие шатранджа (шахмат) в юго-восточном регионе: его завершающим компонентом является японская игра «сёги», которая считается предположительным родственником сянци и макрук. Особенности сёги:

1. Игровая доска стала буквальнее, то есть проста на глаз.

2. Игра поимела от западных капиталистов некоторые качества, тем самым став более похоже на европейскую модель: фигурки помещаются на клетки, а не на те самые пункты, поле расширилось до 9-и полей в длину и 9-и в ширину; близкородственно к макруку по изначальным положениям и ходам определённых фигурок.

3. В сёги, так же как и в макруке, наблюдается превращение. Что такое «превращение»? Превращение – это процесс, в котором плоская разрисованная фишка доходит до 1-й из 3-х крайних горизонтальных линий, при этом переворачиваясь и меняя свой рисунок на знак, говорящий о том, что Вы «перевоплотились». А далее перед нами открывается одна очень крутая способность: захваченные Вами фигурки противника имеют право быть выставленными вместо Вашего хода на любые клетки доски в качестве своих (Ваших). Именно по этой причине в данной игре все фигуры принимают 1 цвет, а, что касается их постановки, то они ставятся острым концом в направление оппонента.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.