|
|||
Философия откровений
Основные положения философии Ф. Шеллинга
1. Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 — 1854) был видным представителем объективного идеализма немецкой классической философии. Осмысливая достижения естествознания, Шеллинг ищет источник единства природы, пытается разгадать тайну жизни. Он высказывает мысль о взаимосвязи всех процессов и явлений природы; о том, что природа не сотворенная, а творящая. Источник развития природы в ее способности к раздвоению. Природа сама по себе не материя и не дух, не бытие и не сознание. Она — то и другое, вместе взятое.
В 1800 г. Ф. Шеллинг издает «Систему трансцендентального идеализма», где поднимает вопрос о необходимости дополнить натурфилософию трансцендентальной философией. Главная цель философии Шеллинга — понять и объяснить "абсолютное",то есть первоначало бытия и мышления.
2. В своей натурфилософии Шеллинг дает объяснение природы и делает это с позиций объективного идеализма. Суть философии природы Шеллинга в следующем: • прежние концепции объяснения природы неистинны, поскольку в первом случае (субъективные идеалисты, Фихте) природа выводится из сознания человека, а во всех остальных дается ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются "втиснуть" природу в какие-либо рамки); • природа есть "абсолютное" — первопричина и первоначало всего, охватывающее все остальное; • природа есть единство субъективного и объективного, вечный разум; • материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума; • природа есть целостный организм, обладающий одушевленностью(едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет); • движущей силой природы является ее полярность - наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие .
Шеллинг мыслил природу как слепой механизм, который тем не менее удивительно целесообразен. Перед современной ему натурфилософией Шеллинг ставит 2 важных вопроса: 1.Разногласие между целесообразностью и слепым творческим механизмом. Согласно его размышлениям, в человеке, который вполне себе порождение природы существует «извечное разногласие» между необходимостью и свободой. В то же время у растений такого разногласия нет, так как: «свободное в нём необходимо, а необходимое свободно» 2.Противоречие между «Ставшим и становлением». Шеллинг считал, что природа диалектична. Одна часть этой двойственной противоположности – продуктивность. Она подразумевает конечные продукты созидательной природной деятельности. Исследованием этой части природы занимается научное ответвление естествознания. Вторая часть – понимание того, что природа не стоит на месте и непрерывно развивается.
2. Логическим развитием взглядов Ф. Шеллинга явилась его «Философия тождества». По его убеждению, нельзя рассматривать в качестве первоосновы мира ни бытие, ни мышление. Нужно исходить из тождества природы и духа, объекта и субъекта. В этом единстве природа выступает как объект и как субъект. Как субъект, природа обретает статус творца, который творит (созидает и разрушает) в меру своего сознания.
Философия откровений в этом периоде Шеллинг вплотную занялся изучением религии. По своему содержанию, философия откровения делится на 2 части: Общая. В этой части Шеллинг формирует основные положения своей новой «позитивной» философии, противопоставляя её старой «негативной». Специальная. По большей части она посвящена проблемам религиозного характера, разбору христианского учения и эсхатологии. Негативной Шеллинг называет всю свою старую философскую систему за то, что она так и не смогла избавится от субъективной точки зрения. Ведь в каждой философской системе прежде всего присутствует точка зрения субъекта, поэтому познавать вещи мы можем только с субъективной точки зрения. Она представляет собой креационистское учение, в основе которого лежит триединый Бог, который являет собой сочетание трёх потенций. Эти силы заранее формируют подход творца к будущему созиданию к этому моменту ещё не созданного бытия. Вот эти потенции: · Дух в себе – определяет для будущего сущего «способность быть» · Дух для себя – потребность бытия · Дух у себя – долг бытия
4. Практическая философия Шеллинга решает вопросы социально-политического характера, хода истории. Главной проблемой человечества в целом и главным предметом философии, по Шеллингу, является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека и является главной целью всего исторического процесса. Другой важнейшей проблемой практической философии Шеллинга является проблема отчуждения. Отчуждение — противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. (Пример: перерождение высоких идеалов Великой Французской революции в противоположную реальность — насилие, несправедливость, еще большее обогащение одних и обеднение других; подавление свободы). Философ приходит к следующим выводам: • ход истории случаен, в истории царит произвол; • и случайные события истории, и целенаправленная деятельность подчинены жесткой необходимости, которой человек бессилен что-либо противопоставить; • теория (замыслы человека) и история (реальная действительность) очень часто противоположны и не имеют ничего общего; • в истории часто встречаются случаи, когда борьба за свободу и справедливость приводит к еще большему порабощению и несправедливости.
В конце жизни Шеллинг пришел к иррационализму — отрицанию какой-либо логики закономерности в истории и восприятию окружающей действительности как необъяснимого хаоса.
Шеллинг один из самых неординарных мыслителей немецкого идеализма. В первую очередь из-за частой смены деятельности. Занимаясь натурфилософией он много времени уделял естественным наукам и был в курсе последних достижений медицины своего времени.
|
|||
|