Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





История изобразительного искусства



История изобразительного искусства

Эгейского мира

Под изобразительным искусством Эгейского мира понимают древнейшее искусство островов Эгейского моря и поселений на его берегах. Еще одно название данного периода – Крито-Микенский, поскольку главными центрами были остров Крит и город-государство Микены, расположенное на полуострове Пелопоннес.

Культура Крита – дворцовая культура. Поселения критян представляли собой города-дворцы с очень сложной, запутанной планировкой. Самым большим был Кносский дворец. Согласно древнегреческой мифологии, он был построен архитектором и инженером Дедалом по приказу царя Миноса, чтобы скрыть от людских глаз его сына, получеловека-полубыка Минотавра.

Кносский дворец занимал обширную территорию и постепенно переходил в окружающий ландшафт. Крепостных стен критяне не строили: от любых нападений их защищало море.

Дворец был не только домом царя. В нём находились жилища подданных, а также мастерские и торговые помещения. Залы дворца группировались вокруг световых колодцев (отверстий в кровле), служивших для освещения и вентиляции. В архитектуре Кносского дворца использовались критские колонны.

Критская колонна – предшественница античного ордера. Основные части греческой колонны в ней уже присутствуют. Это ствол колонны (название происходит от древесного ствола, поскольку первые колонны делались из дерева), база (небольшая подставка под ним), и капитель (верхняя, венчающая часть). Капитель критской колонны состоит из двух частей – эхина (в виде сплющенной бусины) и лежащей на нём абаки (дощечки, на которую опирается балка перекрытия).

Критские колонны полихромны (многоцветны). Цветом выделяются основные части, подчёркивается тектоника (строение) колонны. Ствол окрашен красным, а капитель чёрным (с желтым). Особенностью критской колонны является сужающийся книзу ствол. Когда колонны были деревянными, то древесный ствол вбивали в землю его тонкой частью; в каменных колоннах эта форма была повторена.

Кносский дворец был украшен фресками. Одна из главных тем росписи – море. Критяне – прекрасные мореплаватели, водная стихия была им родной. Об этом свидетельствуют сохранившиеся фрагменты росписей с резвящимися в волнах дельфинами.

Ещё одна тема – игры, состязания с быком. Нам недостаточно известен характер критских верований, но скорее всего, бык почитался как священное животное, с ним были связаны религиозные культы. На фреске «Игры с быком» мы видим головокружительные прыжки, которые совершают акробаты. Вероятно, действия эти носят ритуальный характер.

Самая знаменитая фреска из Кносского дворца – «Царь-жрец». Изображённый на ней правитель движется лёгким, танцующим шагом. Его поза, поворот, даже волны вьющихся волос пронизаны движением. В основе изображения фигуры хорошо виден египетский канон (контакты критян с египтянами несомненны). Однако никогда египетское искусство не отличалось такой динамикой, такой лёгкой стремительностью.

Движением, динамикой пронизано всё критское искусство. Излюбленный орнаментальный мотив критян – спираль; из спиралей рождается морской орнамент (волны). Критский художник не терпит строгой симметрии; если он изображает цветы или побеги растений, то каждый стебель клонится в свою сторону и ни один цветок не повторяет другой.

Еще одна область критского искусства – керамические сосуды, объединённые общим названием камарес. Форма их напоминает пластику живых существ (птиц, рыб). Роспись свободно располагается по поверхности изделия. Этим достигается ощущение живости, непосредственности, движения. Помимо геометрических мотивов, главная тема росписи сосудов камарес – морские обитатели (морские звезды, раковины, рыбы), но встречаются и вазы, украшенные изображениями цветов.

Совершенно иной была культура города-государства Микены, расположенного на территории полуострова Пелопоннес. Архитектура Микен – крепостная: город был опоясан несколькими рядами стен из огромных, неправильной формы камней. Столетия спустя  греки назвали такую кладку циклопической, считая, что возвести её способны только одноглазые мифические великаны – циклопы.

Массивные стены прорезаны воротами. Самые известные из них – львиные ворота, названные так потому, что над их притолокой помещены две фигуры львиц, опирающихся передними лапами о подножие колонны.

В Микенах был развит погребальный культ. Гробницы царей и вождей снаружи представляли собой курганы. Внутрь вёл полого спускающийся коридор – дромос. Гробница в плане была круглой, перекрыта в технике ложного свода (каждый следующий ряд камней сдвинут относительно предыдущего, затем камни отёсаны по форме свода).

Сохранились золотые погребальные маски микенских царей. Традиция эта была заимствована из Древнего Египта. Самой известной является маска царя Агамемнона (предводителя греческого войска при осаде Трои).

Характер изобразительного искусства Микен также отличается от критского. И во фресках, и в росписи керамики здесь господствуют статика (неподвижность) и симметрия.

Ещё одним центром эгейского искусства является древняя Троя. Сведения о Трое были получены из поэм Гомера «Илиада» (Илион – древнее самоназвание Трои) и «Одиссея». «Илиада» повествует о десятилетней осаде греками Трои (конфликт возник из-за похищения сыном троянского царя Парисом прекрасной Елены, супруги одного из греческих государей). Поэма описывает ряд больших массовых битв и череду отдельных поединков героев. Поскольку одна часть олимпийских богов была на стороне греков, а другая – троянцев, силы сражающихся оказались практически равны. Перевес в войне склонялся то на одну, то на другую сторону, однако одержать окончательную победу не удавалось никому. Тогда греки прибегли к хитрости. Они соорудили огромного деревянного коня. В него поместились лучшие греческие воины, а простодушные троянцы сами внесли это диковинное сооружение в город, себе на погибель.

«Илиаду» читали и переводили многие поколения европейцев, считая её мифологическим эпосом. Однако Генрих Шлиман, зачитывавшийся Гомером ещё на гимназической скамье (а в любой гимназии непременно изучался древнегреческий язык и поэмы Гомера читались в подлинниках), ни на минуту не усомнился ни в подлинности описанных событий, ни в существовании Трои. Шлиман решил отыскать Трою. Пользуясь косвенными указаниями, рассеянными в поэмах, а также ведомый наитием, он начал раскопки на холме Гиссарлык на территории Малой Азии. И через некоторое время действительно обнаружил древний город.

Шлиман не был профессиональным археологом. Его мечтой было найти ту самую Трою, которая описана у Гомера. Поэтому, разрушив несколько верхних культурных слоёв и сделав невозможным их серьёзное научное изучение, он проник к так называемому золоту Трои: большому количеству золотых вещей, использовавшихся в ритуальных целях. В составе клада, найденного Шлиманом, были диадемы и серьги, ритуальные топоры и сосуды.

Из-за своего непрофессионализма Генрих Шлиман вывез из Малой Азии только золотые предметы, оставив в разворошённой земле холма Гиссарлык все остальные, не менее важные в научном отношении вещи. Так, открыв Трою, он одновременно и погубил её.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.