Дисциплина «Основы научно-методической деятельности»
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный педагогический университет»
Факультет естествознания, физической культуры и туризма
Кафедра анатомии, физиологии и безопасности жизнедеятельности
Дисциплина «Основы научно-методической деятельности»
Лабораторная работа № 2
По теме
«Определение конкретно-научные подходов, которые в большей степени могут найти отражение для исследования в рамках выпускной квалификационной работы (бакалавры)
Фахрулина. Т.Р
Специальность 44.03.01
«Безопасность жизнедеятельности»
Группа БЖ-1801z
Екатеринбург, 2021
Задание. Составить таблицу для методологических подходов, которые будут использоваться в исследовании.
Основные научные подходы, используемые при написании выпускной квалификационной работы
(в качестве примера рассмотрен системный подход)
№
| Наименование подхода
| Сущность
| Специфика
| Ведущие ученые
| | Системный подход
(пример)
| относительно самостоятельные компоненты рассматриваются как совокупность взаимосвязанных компонентов: цели образования, субъекты педагогического процесса: педагог и учащийся, содержание образования, методы, формы, средства педагогического процесса.
| учет взаимосвязи компонентов
| Карл Людвиг фон Берталанфи, Я. А. Коменский, А. А. Богданов, Г. Саймон, П. Друкер и А. Чандлер.и т.д.
| | Индивидуальный подход
| Всестороннее развитие личности ребенка, ориентировка педагога на гуманное отношение к ребенку, уважение его неповторимости, стремление понять его сложный духовный мир.
| ориентирующееся на личность ученика, на учёт его индивидуальных интересов и способностей.
учет возрастных
и индивидуальных особенностей обучающегося.
Творческое развитие.
| Я.А. Коменский,
Ш.А.Амонашвил
К.Д. Ушинский,
А.С. Макаренко,
Жан-Жак Руссо.
| | Личностно-ориентированный подход
| позволяющая посредством на систему взаимосвязных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддержать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
Концентрация внимания преподавателя на целостной личности человека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с чувственными, эстетическими, креативными задатками и способностями развития.
| Это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта.
| В.В. Сериков,
Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Т.В. Лаврикова, Т.П. Лакоценина, В.И. Лещинский, И.С. Якиманская.
Ш.А.Амонашвили
| | Компетентностный подход
| Развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.
| Овладение способностями и личностными качествами, необходимыми для эффективного выполнения рабочих функций на рабочем месте.
| В.А. Болотов, В.В. Краевский, В.В. Сериков, А.В. Хуторской
| | Деятельностный подход
| Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
| Учёт интересов учащихся.
| Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов.
| | Антропологический подход
| рассматривает воспитательный процесс как способ существования и развития личности, при котором самореализация и самоутверждение осуществляются посредством свободного выбора действий, через волевое становление, внимание, восприятие, умение справится с трудностями, препятствиями и противоречиями на основе протекания мыслительной деятельности.
Целостный процесс, направленный на целостное же развитие не только сознания, чувств и воли ребенка, но и на совершенствование его телесных, душевных и духовных стремлений, взаимосвязанных между собой.
| Направленность исследования на целостное познание человека в контексте определенной культуры.
развитие чувственной и волевой сферы личности человека, совершенствование всех сторон его развития: физической, духовной, нравственной, являющихся взаимосвязанными и взаимозависимыми
| Отто Фридрихом Больновом,
К.Д. Ушинский,
Н.И. Пирогов.
|
|