Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список литературы



 

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования «Белгородская Православная Духовная семинария (с миссионерской направленностью)

православной религиозной организации Белгородской и Старооскольской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата»

 

 

Кафедра миссиологии

Эссе

Человек как предмет обществознания и естествознания

 

обучающегося по направлению подготовки Теология 48. 03. 01,

профиль подготовки «Православное богословие»

 

заочной/очной формы обучения

Паршутина Сергея Леонидовича /

иерея Паршутина Сергея Леонидовича /

 

Научный руководитель:
д.ф.н. Колесников С.А.
________________________
Рецензент:

к.ф.н. Капинос Р.В., протоиерей
________________________

 

 

 

    Белгород, 2021

 

 

Цель: сопоставить представления богословия и естествознания о человеке.

Концепция современного естествознания является одной из распространённых наук, которая изучает все сферы жизни человека от литературы, математики до философии. Концепция современного естествознания тесным образом связана с историей (изучает исторические личности и их вклад в развитие человечества), биологией (происхождение человека, физикой (пытается объяснить законы мира), обществознанием (законы общества), богословием (божественное происхождение мира).

Таким образом, разные науки изучают вопросы, касающиеся происхождение человека, что такое человек, какого его место во Вселенной, из чего был создан мир.

Физика и биология изучают многие законы мира, но им не полностью удается ответить на некоторые вопросы, несмотря на существование великих теорий и открытий. Биология утверждает, что человек «произошел от обезьяны». Но она не в силах подтвердить данный факт, так как не было обнаружено ни одного «подходящего» скелета. Так утверждают сторонники божественного происхождения человека.

Рассмотрим представления богословия и естествознания о происхождении человека.

Естествознание - это целая совокупность наук, которые изучают природу, ее законы. Таким образом, данный курс затрагивает одновременно математику, физику, химию, биологию, философию и т. д.[1]

Чарльзом Дарвином была разработана теория естественного отбора, которую приняли ученые-естествоиспытатели. До Дарвина теорию эволюции разработал Ж.Б. Ламарк, им было отмечено, что живые организмы в процессе исторического развития усложняются.

В 1831 году Т. Шванн разработал клеточную теорию, в которой доказал принципиальное единство живого мира. Это говорит о том, что перед созданием теории естественного отбора Чарльзом Дарвином уже существовала достаточная научная база. В своей книге, которая была раскуплена в первый же день продажи (тогда она уступала по «популярности» только Библии), Ч. Дарвин говорит, что материалом для естественного отбора является особь.

Дарвин говорит о том, что вид размножается в геометрической прогрессии: одна особь сельди выметывает в среднем до 40 тыс. икринок, осетр – до 2 млн икринок, лягушка – до 10 тыс. икринок, одно растение мака дает до 30 тыс. семян. Так почему же число взрослых особей остается относительно постоянным?[2].

Чарльз Дарвин объяснил это простой конкурентной борьбой между взрослыми особями и недостатком корма, нападением хищников, влиянием неблагоприятных природных условий. Борьба за существование неизбежно вытекает из большой скорости, с которой все органические существа имеют тенденцию увеличивать свою численность. Дарвин выделил три вида борьбы за существование:

1. Внутривидовая борьба (самая напряженная борьба, которая происходит между особями одного вида, которые живут в одинаковых условиях, имеют равные пищевые потребности, здесь выживают более сильные приспособленные особи,

2. Межвидовая борьба (борьба с другими видами живых организмов, с хищниками и паразитами, в результате такой борьбы слабые виды живых организмов умирают).

3. Борьба с неживой природой (борьба на выживание, природа не всегда благосклонна к животным, время от времени происходят наводнения, засухи, морозы)[3].

В 1856 году во Франции были найдены останки древнего человека, которого называли «дриопитек». В 1924 году в Южной Африке были обнаружены останки австралопитека. По мнению ученых – это ближайший родственник человека. Австралопитек был прямоходящим млекопитающим, возраст найденных костей, как выяснили специалисты, составляет примерно от 5 до 2,5 млн лет. Австралопитеки весили от 20 до 50 кг, рост их составлял примерно от 120 до 150 см.

Главным сходством человека с австралопитеком было хождение на прямых ногах и строение зубной системы. Мозг австралопитеков весил около 550 г.

Эжен Дюбуа на острове Ява нашел останки человека прямоходящего, который был назван «питекантроп». Питекантроп был развитым человеком. Он существовал примерно от 500 тысяч до 2 млн. лет назад. Занимался земледелием, употреблял растительную пищу, охотился, пользовался огнем.

В Африке в 1960-1970-е гг. были обнаружены останки древнейших людей, которые пользовались простейшими орудиями труда из гальки. Этих людей назвали Ноmо hаbilis, т. е. «человек умелый». Просуществовал человек умелый всего лишь около 500 тыс. лет. Затем он эволюционировал и приобрел большое сходство с питекантропами[4].

Детьми питекантропов были неандертальцы. Их останки были обнаружены сначала в Германии, в долине реки Неандр, а затем по Европе, Азии, Африке. Неандертальцы были предками кроманьонцев, они были разделены на две группы.

Для первой группы неандертальцев был характерен небольшой рост, мощно развитая мускулатура, скошенный лоб, масса мозга до 1500 г. Ученые считают, что у этих предков современного человека появились зачатки членораздельной речи.

Вторая группа неандертальцев отличалась от первой тем, что представители были менее развиты физически, считали, что лучше охотиться группой, так безопаснее, у них увеличивался объемных лобных долей мозга.

Во Франции были обнаружены останки кроманьонца.

Кроманьонцы владели членораздельной речью; они были высокого роста (примерно до 180 см), а объем их черепной коробки равнялся в среднем 1600 см3.

Таким образом, согласно теории Чарльза Дарвина условия среды обитания, играют важную роль в образовании видов. По мнению Дарвина, движущей силой эволюции является неопределенная изменчивость. Даже незначительные изменения в одном поколении усиливают действия последующих мутаций. В целом, теория эволюции по Дарвину включает в себя тезис, что у всех живых организмов на Земле один общий предок и сложные виды эволюционируют от простых. Со временем в генетическом коде организма накапливаются полезные или перспективные мутации и возникает новый вид живого существа.

Опровергали данную теорию сторонники божественного происхождения человека. Противопоставление науки и веры сложилось исторически, оно не соответствует природе вещей. Ученые часто отказывают религии в возможности познания мира, подозревая в ней отсутствие объективности и критериев истины. Наука находится в постоянно поиске истины, не претендуя на обладание ею, тогда как религия, объявляя Истину во Христе, претендует на то, что Истина живет в Церкви.

Итак, христианство – одна из наиболее распространённых религий. Христианство утверждает, что Бог един в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Согласно христианству Бог - Отец – создатель Вселенной и всего живого в ней. Бог – Сын. Иисус Христос в Библии утверждает «Я и Отец – одно». Из этого можно сделать вывод о том, что Бог Отец неотделим от Бога Сына Бог – Святой Дух означает – вечное существование Бога. Он никогда не появлялся, так как существует вечно, Он – первопричина всего живого[5].

Человек был создан по образу и подобию Божиему. Первым человеком был Адам. Слово «adam» переводится как «человек». Согласно Библии, первые люди были созданы по образу и подобию Бога из праха («аdаm» еще можно перевести и как «прах»). А Ева была создана уже потом из ребра Адама.

Иисус родился примерно 2 тыс. лет назад. С его рождения идет современное летоисчисление. Его матери Марии ночью явился ангел, который сообщил ей о том, что у нее родится сын. Рождение мальчика было предсказано до его рождения. Иосиф, муж Марии, и сама Мария очень обрадовались этому. Им стало известно от ангела, что их будущий сын – Сын Божий. Именно он должен будет спасти человечество.

Ученые рассматривают христианство как общественное явление, приписывая ему политические задачи. Исследователи часто задаются вопросами о том, каковы стимулы веры и цель жизни по вере.

Богословы, проясняя истоки христианской веры говорили, что одним из них является первобытное религиозное чувство, возникшее на почве страха перед окружающим враждебным миром. Видя в силах природы одушевленные сущности человек стремился вступить с ними в отношения - в рамках определенного «культа» — жесткой системы обрядов и «морали» — системы запретов и предписаний. Вторым источником знаний является жажда познания, стремление ответить на вопросы бытия (путь греческой философии к теологии в Древней Греции. Третий исток идеи Бога – Откровение Бога в традиции еврейского народа. Этот путь предполагает личное доверие не только к Богу, но и к человеку. Сведение религии к первому источнику является источником искаженного представления о верующих как о невежественных людях.

Богословы отрицали, что христианство является общественным явлением, об этом говорит история его возникновения. Иисусу не нашлось места в человеческом обществе, что прослеживается во всей его жизни. Христианство дает силы побеждать условия, которые диктуются обществом. По мнению богословов, невозможно поставить христианство в один ряд с другими религиями. Оно родилось как откровение о новом человеке. Только в нем человек во Христе призван жить как Бог. Христианство – это вера в Бога и человека. Оно вносит качество в жизнь человека, в его отношение к другому, к Богу, миру, обществу. Суть христианства, его цель и смысл — это обретение человеком жизни как вечной ценности[6].

Христианство ставило человека в центр мироздания, утверждая, что человек – венец Творения. А ученые-атеисты утверждают, что человек – ничтожная величина. Для человека важен смысл жизни, он связан с ощущением ответственности человека в этом мире в отношении чего-то: семьи, рода, профессии. По мнению ученых занятия наукой достаточны для придания смысла жизни.

В ответ христиане говорят о единых сферах действий Бога – создание мира, тайна жизни и тайна человека. Человек, по вере христиан, есть образ и подобие Бога, а не наоборот. Когда богословие говорит о Божественных качествах, то называет Любовь, Свободу, Истину, Творчество, Дух, Свет. Когда христианское учение говорит о человеке, то мерой подлинной человечности оказывается проявление тех же качеств.

Смысл человеческой жизни в христианстве — это поиск, раскрытие и исполнение своего призвания, которое есть у каждого человека и дается Богом. Когда человек находит это призвание и посвящает ему свою жизнь, он испытывает настоящее счастье и радость бытия. Нельзя смысл жизни человека не соотносить с Богом, с Его Жизнью и той жизнью, которую Он дает человеку. Если не иметь представления о том, откуда всё, тогда вопрос о смысле жизни ставить просто некорректно.

Таким образом, нами были проанализированы представления богословия и естествознания о человеке, согласно биологии – человек появился в процессе эволюции, согласно богословию, создан по образу и подобию Божьему. Мы придерживаемся теории божественного происхождения мира.

 

 


Список литературы

1. Булгаков, С. Н. Сочинения : В 2 т. Т. 1 : Философия хозяйства. Трагедия философии. М. : Наука, 1993. – 604 с.

2. Концепции современного обществознания [Электронный ресурс] // Юридическая консультация. Режим доступа: https://ur-consul.ru/Bibli/Kontsyeptsii-sovryemyennogo-yestyestvoznaniya.html

3. Чарльз, Дарвин О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Сочинения, т.3»: Изд-во АН СССР; Москва; 1939. – 270 с.

4. Теория эволюции Дарвина - основные положения [Электронный ресурс] // Nauka.Club Образовательный портал Режим доступа: https://nauka.club/biologiya/teoriya-evolyucii-darvina.htmlhttps://nauka.club/biologiya/teoriya-evolyucii-darvina.html

5. Шпатаковская, Г.В. Возможные принципы диалога естествознания и христианского богословия // Вестник Свято-Филаретовского института. 2019. №31. С. 153-175.

6.


[1] Концепции современного обществознания [Электронный ресурс] // Юридическая консультация. Режим доступа: https://ur-consul.ru/Bibli/Kontsyeptsii-sovryemyennogo-yestyestvoznaniya.html (дата обращения 11.01.2020)

 

[2] Концепции современного обществознания [Электронный ресурс] // Юридическая консультация. Режим доступа: https://ur-consul.ru/Bibli/Kontsyeptsii-sovryemyennogo-yestyestvoznaniya.html (дата обращения 11.01.2020)

 

[3] Чарльз, Дарвин О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь. Сочинения, т.3»: Изд-во АН СССР; Москва; 1939. С.39.

[4] Концепции современного обществознания [Электронный ресурс] // Юридическая консультация. Режим доступа: https://ur-consul.ru/Bibli/Kontsyeptsii-sovryemyennogo-yestyestvoznaniya.html (дата обращения 11.01.2020)

 

[5] Концепции современного обществознания [Электронный ресурс] // Юридическая консультация. Режим доступа: https://ur-consul.ru/Bibli/Kontsyeptsii-sovryemyennogo-yestyestvoznaniya.html (дата обращения 11.01.2020)

[6] Шпатаковская, Г.В. Возможные принципы диалога естествознания и христианского богословия // Вестник Свято-Филаретовского института. 2019. №31. С. 161.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.