Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Добрый день! Записываем число, тему урока. Далее чертим таблицу и ее заполняем.



Добрый день! Записываем число, тему урока. Далее чертим таблицу и ее заполняем.

Урок № 55                                                   9 класс                                                   Дата:09.04.2020
Тема:
Этапы развития органического мира на Земле. Этапы антропогенеза
.

Цель:  сформировать знания об основных этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношениях на разных этапах антропогенеза.

                                                                     Ход урока

 

Изучение нового материала:

На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с историей изучения проблемы происхождения человека. Рассмотрим для начала общие представления о происхождении человека.

а) Анаксимен, Аристотель выдвинули идею, что человек – "родственник животных". Аристотель также выявил различия между человеком и животными:

· Прямохождение;

· Головной мозг крупный;

· Речь и разум.

б) Карл Линней поместил человека наряду с высшими и низшими обезьянами в один ряд – приматы.

в) Жан – Батист Ламарк в 1809 году в книге "Философия зоологии" описывал происхождение человека: исходный предок "четверорукое" высокоразвитое существо, которое спустилось на Землю и постепенно превратилось в двурукое существо, способное к прямохождению.

г) Ч. Дарвин в 1871 году в труде "Происхождение человека и половой отбор" доказал на фактах близкое родство человека с антропоидами, указав на роль социальных факторов.

д) Ф.Энгельс в 1896 году в труде "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" писал: "Труд создал самого человека".

2. а) Антропогенез – эволюция человека и становление его как вида.

б) Антропология – наука, изучающая происхождение человека

(предлагаю просмотреть видеофильм "Антропогенез» ссылка https://www.youtube.com/watch?v=GuSin_CyRDI .)

3. Основные этапы эволюции человека.

Предки человека Где и когда жили Прогрессивные черты во внешнем облике Прогрессивные черты в образе жизни Орудия труда
Исходные формы – австралопитеки 10 – 15 млн. лет назад, в Африке Масса головного мозга не превышала 500 г., рост 120 – 130 см, масса тела 30 – 40 кг Достаточно свободно передвигались по открытой местности на двух ногах, полностью освободив от передвижения руки Использовали палки и камни в качестве оружия при защите и охоте на животных
Древнейшие люди – питекантропы (обезьяночеловек) Африка, Азия (Индонезия, Китай) и на юге Европы 1,5 млн. лет назад Рост их составлял примерно 160 см, головной мозг достигал 850 – 900 см³ Похожи на людей, активные охотники на крупную дичь, они открыли употребление огня и научились поддерживать его, но добывать огонь так и не научились Ручное рубило
Древнейшие люди – синантропы (китайский человек) 400 000 лет Объем головного мозга составляет 850 – 1220 см³, теменные доли мозга развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабо, правая рука была развита сильнее левой. Синантропы ходили достаточно прямо и передними конечностями о землю не опирались. Синантропы умели пользоваться огнем, находки антропологов указывают на то, что синантропы были людоедами. Орудия труда были небольших размеров и грубо обработаны, длина их не превышала 15 см.
Древние люди – неандертальцы Западная Европа, Алжир, Марокко, в долине реки Неан - дерталь Объем мозга составлял 1000 – 1600 см³, лобные доли были развиты значительно слабее, ростом были несколько ниже человека современного. Для них характерна сутулая походка, они держали ноги немного согнутыми в коленях Изготовляли одежду из шкур животных, жили в пещере или строили жилище. При помощи камней они изготовляли орудия труда более совершен - ные, чем те, которые изготовляли синантропы.
Первые современные люди – кроманьонцы Впервые останки этих людей были найдены во Франции в гроте Кро-Маньон Это были довольно красивые люди, рост их достигал 190 см, объем мозга доходил до 1800 см³ Научились обрабатывать землю и разводить домашних животных, строили дома и освоили гончарное производство. Они были отменными художниками и скульпторами. Каменные орудия труда, сделанные при помощи отжима, и не путем обкалыва - ния, а обтачивания

3. Закрепление изученного материала: формулирование выводов.

· Австралопитеки были первым этапом на пути от дриопитеков к человеку. В африканской саванне было достаточно жарко, спасительная тень деревьев была здесь редкостью, поэтому австралопитеки начали постепенно терять волосяной покров. В итоге сформировались прямоходящие, почти безволосые обезьяны. По своему виду они уже походили на людей.

· Именно питекантропы были переходным звеном от обезьяны к человеку. Недаром антропологи называют питекантропов древнейшими людьми.

· Неандертальцы не имели развитой речи, они лишь обладали зачатками речи. Орудия труда, которые они изготовляли легко можно разделить на ряд отдельных групп, в зависимости от тех трудовых операций, для которых они предназначены.

· Очень важным дополнением к находкам питекантропов являются находки другой группы древнейших людей – синантропов, сделанные в Китае, в пещере Коцетанг. У синантропов теменные доли мозга были развиты сравнительно сильно, в то время как лобные доли полушарий мозга развиты слабее и сохраняют черты сходства с лобными долями полушарий головного мозга у человекообразных обезьян. Изучение немногочисленных фрагментов бедренных и плечевых костей показало большое сходство этих костей с соответствующими им костями современных людей.

· В целом кроманьонцы мало, чем отличались от людей современного типа, и в палеонтологии соединяют ископаемых людей современного типа и современных людей в один вид – Человек разумный (Homosapiens).

4. Задание на дом: читать и пересказывать материал, с.140-141.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.