Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





П. И. Чайковский Романсы и песни.



 

           Фортепианные сочинения. Чтобы понять место и значение фортепианной музыки Чайковского, важно вспомнить, что эпоха, в которую жил и творил композитор, была ознаменована расцветом домашнего музицирования. Пианистов - любителей среди представителей высших кругов общественности было достаточно много. В ХХ веке домашняя игра начала всё больше вытесняться звукозаписью. Во времена Чайковского фортепиано, этот универсальный инструмент, стал весьма распространенным атрибутом быта культурной городской семьи. Сначала педагоги - иностранцы, а потом и воспитанники консерваторий давали уроки целой армии молодых людей и барышень. Пьесы Чайковского, таким образом, были адресованы уже тысячам любителей музыки и нашли в их среде горячий душевный отклик. Многие из пьес для фортепиано Чайковского, такие как "Сентиментальный вальс", или Романс, ор.5 внешне непритязательны, но, и по эмоциональному складу, и по музыкальному языку отвечали запросам современников (вальс, романс). Да и сегодня их нельзя слушать без волнения и душевного трепета. Многое в фортепианной музыке шло от Шумана, которого Чайковский так любил и который умел так точно передавать тончайшие душевные волнения.   Но в мелодике, напоминающей русский романс, пела "русская душа", а в образном строе, в темах многих пьес отражались жизнь, быт, характерные настроения русского человека. Эти лирические миниатюры написаны в типичных для романтического пианизма жанрах: романс, ноктюрн, экспромт, юмореска, песня без слов. Многие написаны в танцевальных жанрах: мазурка, полонез и, конечно, вальс. Для фортепиано Чайковский писал всю жизнь. Самое раннее фортепианное сочинение - "Анастасия -вальс" создан четырнадцатилетним мальчиком; 18 пьес, ор.72 написаны в последний год жизни, практически в одно время с Шестой симфонией. В фортепианной музыке Чайковского широко представлены пьесы в русском народном духе - бытовые сценки, картины природы. Это и "Русское скерцо", ор.1, "В деревне" и "Русская пляска из ор.40, "Думка", это и "Сельский отзвук" и "Приглашение к трепаку" из последнего фортепианного цикла из восемнадцати пьес ор.72, написанных в год смерти. ФОРТЕПИАННЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Свыше 100, в том числе: Романс фа минор ор. 5, Вальс фа-диез минор ор 40, «Ната-вальс», «Думка», «Детский альбом» (24 легкие пьесы, 1878), «Времена года» (1876), Соната до-диез минор, Большая соната соль мажор, Шесть пьес ор. 19, Шесть пьес ор. 51, 18 пьес ор. 72.                                                 Фортепианное трио «Памяти великого художника» (1882)    3 концерта для фортепиано с оркестром (1875, 1880—1893, 1893)

 

 

             «Времена года» Это известный фортепианный цикл П. И. Чайковского, состоящий из 12 характеристических картин, опус 37 bis. Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Николаю Матвеевичу Бернарду (1843-1905), издателю журнала «Нувеллист», сыну М.И.Бернарда, с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл. Письмо Бернарда не сохранилось, однако его содержание легко себе представить на основании ответа композитора от 24 ноября 1875 года: «Получил Ваше письмо. Очень благодарен Вам за любезную готовность платить мне столь высокий гонорарий. Постараюсь не ударить лицом в грязь и угодить Вам. Я пришлю Вам в скором времени 1-ю пьесу, а может быть и разом две или три. Если ничто не помешает, то дело пойдет скоро: я очень расположен теперь заняться фортепианными пьесками. Ваш Чайковский. Все Ваши заглавия я сохраняю». Следовательно, названия пьес, то есть сюжетов-картинок были предложены композитору издателем. В декабре того же года в журнале «Нувеллист» появляется объявление об издании в следующем году нового цикла пьес Чайковского. О работе композитора над циклом почти ничего не известно, кроме того, что начал работу он в Москве. 13 декабря 1875 года композитор писал Н. М. Бернарду: «Сегодня утром, а может быть и вчера еще Вам высланы по почте две первые пьесы Я не без некоторого страха препроводил их к Вам: боюсь, что Вам покажется длинно и скверно. Прошу Вас откровенно высказать Ваше мнение, чтобы я мог иметь в виду Ваши замечания при сочинении следующих пиэс. <…> Если вторая пьеса покажется негодной, то напишите мне об этом <…> Если Вы пожелаете пересочинения „Масленицы“, то, пожалуйста, не церемоньтесь и будьте уверены, что к сроку, то есть к 15-му января, я Вам напишу другую. Вы платите мне такую страшную цену, что имеете полнейшее право требовать всяких изменений, дополнений, сокращений и пересочинений» Пьесы, очевидно, удовлетворили Н. М. Бернарда, так как были изданы точно в положенный срок и в полном соответствии с автографом. При издании пьес в журнале «Нувеллист» пьесы получили поэтические эпиграфы. По-видимому, инициатором этого был Бернард. Неизвестно, знал ли Пётр Ильич заранее о включении эпиграфов, и обсуждался ли с ним выбор стихов, но так как все прижизненные издания включали их, композитор так или иначе это одобрил. Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены. 13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы 2 пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского, в котором журнал открывала «Сербская походная песня» в переложении для фортепиано композитора В. И. Главача, что было откликом на антитурецкое восстание в Герцеговине. В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано опять таки Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

 

                    «Времена года» Подпиши второе (программное) название, автора стихотворения.  
  1.Январь     2.Февраль      3. Март     4. Апрель     5. Май     6. Июнь     7. Июль     8. Август     9. Сентябрь     10. Октябрь      11.Ноябрь     12.Декабрь    

 

          Опера «Евгений Онегин» Выписать главных действующих лиц и голоса.                                    Наиболее известные номера.   Известные исполнители главных ролей.    

       П. И. Чайковский Романсы и песни.

 Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, и среди них романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова А.Фета, вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции. Цикл романсов ор.73 на стихи Д. Ратгауза сочинен весной 1893 года, и это последний вокальный опус Чайковского и одно из самых последних сочинений композитора. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио). Это собрание отличается большим жанровым разнообразием. Мы встречаем здесь и лирические романсы - их больше всего, и колыбельные песни, серенады, элегии, балладу, мазурки, цыганский романс и, наконец, детские песни.Чаще всего Чайковский объединял вокальные пьесы в группы, опусы, по 6,7, 12,16, хотя встречаются и единичные обращения к жанру романса и песни. Почти всегда группы романсов и песен обладают внутренним единством, формирующим их в цикл. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников - А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов),Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др.. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов ор.65 написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N. В поэзии, которую избирал композитор, его привлекали прежде всего близость, родственность основных психологических мотивов, контраста

счастья и горького одиночества (6 романсов ор.73),любви ("Хотел бы в единое слово", "Нет, только тот, кто знал", "День ли царит"), в 7 романсах ор.47 слияния с природой ("Благословляю вас, леса", "То было раннею весной").

В одном из писем к поэту К.Романову Чайковский подчеркивал: "главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений" (3 августа 1890). С этим высказыванием тесно связано и другое: "В сущности стихи и музыка так близки друг к другу! (к Н.Ф. фон Мекк. 24 марта/5 апреля 1878).

Романсное творчество Чайковского тесно связано с другими жанровыми сферами - прежде всего с оперой, Здесь, в романсах, как в своего рода лаборатории, формировались многие черты будущих арий, более того - черты будущих героев. В свою очередь, "послеонегинские" романсы очень часто отличаются от написанных до "Онегина".Но не только опера тесно взаимодействует с романсом у Чайковского. Много образных параллелей между романсами ор.6, включающем такие шедевры, как "Ни слова, о друг мой", "Нет, только тот, кто знал" и симфонической увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта". Тесно свзязаны с Четвертой симфонией и "Евгением Онегиным" и 6 романсов ор.38. Можно усмотреть черты сходства между Шестой симфонией, симфонией "жизни и смерти", и романсами ор.73.Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а, главное, запечатление чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни, делают романсы Чайковского, этот лирический дневник композитора, одной из самых популярных и любимых областей его наследия.

       

 

Опера «Евгений Онегин» Опера «Евгений Онегин» – жемчужина русской оперы, одно из самых вдохновенных и прекрасных творений в мировой классической музыке. Она была написана в 1879 году, премьера оперы состоялась 17 марта 1879 года силами студентов Московской консерватории под руководством Н.Г. Рубинштейна. Жанр оперы: лирико – психологическая музыкальная драма. Композитор назвал её «лирическими сценами» Мысль о сюжете «Евгения Онегина» ( идея певицы Лавровской) поначалу показалась Чайковскому дикой, но, чем дальше эти мысли его преследовали , тем больше не давали композитору покоя. Он с трудом отыскал в букинистических магазинах томик с «Евгением Онегиным», всю ночь с восторгом читал роман и в результате к утру был написан сценарий». Либретто написал композитор при участии известного литератора Константина Шиловского.  Опера представляет собой лирические сцены в трёх действиях (семи картинах). Каждую картину открывает оркестровое вступление. 1д.1к. В доме и усадьбе помещицы Лариной. 1д 2к. В спальне Татьяны. 1д. 3к. В саду Лариных 2д 1к. День рождения Татьяны Ссора Онегина и Ленского. 2д.2к. Сцена дуэли. 3д. 1 к. Бал в Петербурге. 3д. 2 к. Дом Греминых . СТИЛЬ ОПЕРЫ: Чайковский создал совершенно новый для русского театра тип ариозного пения, который позволяет воплотить в музыке «интимную, но сильную» психологическую драму.

Сущность ариозного стиля заключается в последовательном широком развитии «зерна» - большей частью запоминающейся интонации. Слова А.С. Пушкина, музыкально распетые, приобрели новую эмоциональную воздействующую силу.

 

В «Онегине» Чайковскому удалось с такой полнотой и художественным совершенством удалось осуществить идеал «интимной, но сильной драмы». Герои оперы - живые реальные люди в обычных жизненных обстоятельствах. Если в русской литературе этот тип героя, внешне простого и обыкновенного, живущего и поступающего «как все», уже давно занял прочное место ко времени создания Чайковским «Евгения Онегина», то для оперы он был новым и непривычным. В этом смысле уже самый выбор сюжета свидетельствовал о творческой смелости композитора. Впервые на русской оперной сцене появились люди пусть не «сегодняшнего», но еще недалекого времени, образ мыслей и чувствования которых был близок и понятен зрителю.

В основе музыкальных характеристик главных героев лежит система лейтмотивов. Традиционные оперные номера (ария, ариозо), перемежаются со сценами – монологами.

Несмотря на разноречивые суждения критики, «Евгений Онегин» был горячо принят публикой и за короткое время стал самой популярной русской оперой, выдержав при жизни композитора шестнадцать постановок в ряде городов России и некоторых зарубежных стран. Широкая демократическая публика находила в опере Чайковского отзвук своих душевных тревог, радостей и разочарований, воспринимая ее героев как близких живых людей. Хорошо знакомые каждому образованному русскому человеку пушкинские образы обрели для нее новую жизнь, став в чем-то иными, но не утратив своей неотразимой поэтической прелести и обаяния.

 

П.И. Чайковский

Представление композитора

 

 

       

Представление композитора

План:
а). Дата и место жизни и смерти.
б). Деятельность композитора.
в). Перечень основных сочин .по жанрам.
г). Черты стиля. (Характер-ка творчества).
* творческое направление.
* основные темы творчества.
* основные жанры творчества.
* Особенности средств муз. выразит-ти.
д). Значение творчества

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.