|
||||||||||||||
П. И. Чайковский Романсы и песни.
П. И. Чайковский Романсы и песни. Чайковский писал романсы на протяжении всей своей творческой жизни. Первые вокальные пьесы, и среди них романс "Мой гений, мой ангел, мой друг" на слова А.Фета, вышли из-под пера юноши Чайковского - ученика Училища Правоведения во второй половине 50-х, и это были первые известные нам опыты композиции. Цикл романсов ор.73 на стихи Д. Ратгауза сочинен весной 1893 года, и это последний вокальный опус Чайковского и одно из самых последних сочинений композитора. Всего композитор написал 103 романса и песни, семь вокальных ансамблей (дуэтов и трио). Это собрание отличается большим жанровым разнообразием. Мы встречаем здесь и лирические романсы - их больше всего, и колыбельные песни, серенады, элегии, балладу, мазурки, цыганский романс и, наконец, детские песни.Чаще всего Чайковский объединял вокальные пьесы в группы, опусы, по 6,7, 12,16, хотя встречаются и единичные обращения к жанру романса и песни. Почти всегда группы романсов и песен обладают внутренним единством, формирующим их в цикл. Источники текстов Чайковский находил, по преимуществу, у русских поэтов 19 века, его современников - А.Плещеева (20 романсов), А.К. Толстого (12 романсов и дуэт), К.Р. (6 романсов),Д. Ратгауза (6 романсов), А.Апухтина (5 романсов), А.Фета (5 романсов), Я.Полонского (3 романса), Д.Мережковского (2 романса) и др.. Много писал Чайковский на стихи Г.Гейне и И.Гёте в переводах Л.Мея, Ф.Тютчева, М.Михайлова: 6 романсов ор.65 написаны на оригинальные тексты французских поэтов. Некоторые из романсов написаны на собственные стихи. Свое имя он скрывал за псевдонимом N.N. В поэзии, которую избирал композитор, его привлекали прежде всего близость, родственность основных психологических мотивов, контраста | счастья и горького одиночества (6 романсов ор.73),любви ("Хотел бы в единое слово", "Нет, только тот, кто знал", "День ли царит"), в 7 романсах ор.47 слияния с природой ("Благословляю вас, леса", "То было раннею весной"). В одном из писем к поэту К.Романову Чайковский подчеркивал: "главное в вокальной музыке - правдивость воспроизведения чувств и настроений" (3 августа 1890). С этим высказыванием тесно связано и другое: "В сущности стихи и музыка так близки друг к другу! (к Н.Ф. фон Мекк. 24 марта/5 апреля 1878). Романсное творчество Чайковского тесно связано с другими жанровыми сферами - прежде всего с оперой, Здесь, в романсах, как в своего рода лаборатории, формировались многие черты будущих арий, более того - черты будущих героев. В свою очередь, "послеонегинские" романсы очень часто отличаются от написанных до "Онегина".Но не только опера тесно взаимодействует с романсом у Чайковского. Много образных параллелей между романсами ор.6, включающем такие шедевры, как "Ни слова, о друг мой", "Нет, только тот, кто знал" и симфонической увертюрой-фантазией "Ромео и Джульетта". Тесно свзязаны с Четвертой симфонией и "Евгением Онегиным" и 6 романсов ор.38. Можно усмотреть черты сходства между Шестой симфонией, симфонией "жизни и смерти", и романсами ор.73.Искренность, выразительность музыкальных образов, яркость интонаций и интенсивность их развития, богатство фортепианной партии, а, главное, запечатление чувств, владеющих каждым человеком на протяжении всей жизни, делают романсы Чайковского, этот лирический дневник композитора, одной из самых популярных и любимых областей его наследия. | |||||||||||||
Опера «Евгений Онегин» Опера «Евгений Онегин» – жемчужина русской оперы, одно из самых вдохновенных и прекрасных творений в мировой классической музыке. Она была написана в 1879 году, премьера оперы состоялась 17 марта 1879 года силами студентов Московской консерватории под руководством Н.Г. Рубинштейна. Жанр оперы: лирико – психологическая музыкальная драма. Композитор назвал её «лирическими сценами» Мысль о сюжете «Евгения Онегина» ( идея певицы Лавровской) поначалу показалась Чайковскому дикой, но, чем дальше эти мысли его преследовали , тем больше не давали композитору покоя. Он с трудом отыскал в букинистических магазинах томик с «Евгением Онегиным», всю ночь с восторгом читал роман и в результате к утру был написан сценарий». Либретто написал композитор при участии известного литератора Константина Шиловского. Опера представляет собой лирические сцены в трёх действиях (семи картинах). Каждую картину открывает оркестровое вступление. 1д.1к. В доме и усадьбе помещицы Лариной. 1д 2к. В спальне Татьяны. 1д. 3к. В саду Лариных 2д 1к. День рождения Татьяны Ссора Онегина и Ленского. 2д.2к. Сцена дуэли. 3д. 1 к. Бал в Петербурге. 3д. 2 к. Дом Греминых . СТИЛЬ ОПЕРЫ: Чайковский создал совершенно новый для русского театра тип ариозного пения, который позволяет воплотить в музыке «интимную, но сильную» психологическую драму. | Сущность ариозного стиля заключается в последовательном широком развитии «зерна» - большей частью запоминающейся интонации. Слова А.С. Пушкина, музыкально распетые, приобрели новую эмоциональную воздействующую силу.
В «Онегине» Чайковскому удалось с такой полнотой и художественным совершенством удалось осуществить идеал «интимной, но сильной драмы». Герои оперы - живые реальные люди в обычных жизненных обстоятельствах. Если в русской литературе этот тип героя, внешне простого и обыкновенного, живущего и поступающего «как все», уже давно занял прочное место ко времени создания Чайковским «Евгения Онегина», то для оперы он был новым и непривычным. В этом смысле уже самый выбор сюжета свидетельствовал о творческой смелости композитора. Впервые на русской оперной сцене появились люди пусть не «сегодняшнего», но еще недалекого времени, образ мыслей и чувствования которых был близок и понятен зрителю. В основе музыкальных характеристик главных героев лежит система лейтмотивов. Традиционные оперные номера (ария, ариозо), перемежаются со сценами – монологами. Несмотря на разноречивые суждения критики, «Евгений Онегин» был горячо принят публикой и за короткое время стал самой популярной русской оперой, выдержав при жизни композитора шестнадцать постановок в ряде городов России и некоторых зарубежных стран. Широкая демократическая публика находила в опере Чайковского отзвук своих душевных тревог, радостей и разочарований, воспринимая ее героев как близких живых людей. Хорошо знакомые каждому образованному русскому человеку пушкинские образы обрели для нее новую жизнь, став в чем-то иными, но не утратив своей неотразимой поэтической прелести и обаяния. | ||
П.И. Чайковский Представление композитора
|
| ||
Представление композитора
План:
а). Дата и место жизни и смерти.
б). Деятельность композитора.
в). Перечень основных сочин .по жанрам.
г). Черты стиля. (Характер-ка творчества).
* творческое направление.
* основные темы творчества.
* основные жанры творчества.
* Особенности средств муз. выразит-ти.
д). Значение творчества
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|