|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка изменений в расширении СЗХ
Стратегические зоны хозяйствования (СЗХ) – это отдельное направление деятельности в рыночной среде, на котором предприятие действует или на какой хочет иметь выход.
Анализ и определение СЗХ для компании – первый шаг для формирования в условиях четко определенной рыночной среды диверсификационной стратегии предприятия, являющейся составляющей частью стратегического планирования на рынке.
Главные факторы, которые определяют СЗХ, это потребности и продукты, которые удовлетворяют эти потребности. Дополнительно стратегические зоны хозяйствования имеют определенные количественные и качественные характеристики:
– Емкость СЗХ, характеризуется объемами текущего спроса; – Динамические характеристики спроса: стабильный, возрастающий, изменяющийся за некоторый отрезок времени; – Конкурентная позиция предприятия в сегменте; – Ожидаемый объем продаж в текущем и перспективном периоде: – Особенности распределения и продаж; – Фактические (для действующих фирм) и прогнозные величины прибыли, рентабельности и других показателей;
Выбор СЗХ – достаточно сложная проблема, потому что требует сложного анализа параметров рыночной среды и диагностики внутренних возможностей предприятия по всем направлениям. Не менее сложным заданием является выбор параметров, по которым оцениваются факторы рыночной среды.
Принципы оценки привлекательности стратегических зон хозяйствования: 1. Необходимость глобального прогноза экономических, социальных, политических, технологических условий для СЗХ, которые интересуют предприятие. 2. Необходим анализ степени влияния важнейших тенденций и случайных событий на данную СЗХ и оценка степени нестабильности в этой зоне. 3. Необходима экстраполяция предыдущих тенденций роста рентабельности в СЗХ, которые рассматриваются. 4. Необходим анализ факторов, которые определяют спрос и оценка возможных изменений в расширении СЗХ. Оценка общих изменений в тенденциях роста на близкую и дальнюю перспективу, проводится с помощью балов интенсивности. 5. С помощью анализа степени конкурентного давления и экстраполяции данных по рентабельности находится оценка возможных изменений в тенденциях рентабельности.
По результатам анализа для каждой СЗХ можно сформулировать отдельные стратегии, которые следуют из характеристик СЗХ и возможностей предприятия действовать тем или иным способом на данном рынке.
Параметры описания СЗХ: 1. Перспективы роста определенного сектора экономики; 2. Перспективы рентабельности; 3. Факторы успешной конкуренции в будущем;
Данные параметры предполагают анализ конкурентных стратегий, таких как: – политика роста (рост вместе с рынком, захват рынка, расширение рынка, сегментирование рынка, стимулирование спроса); – стратегия рыночной дифференциации (захват лидерства на рынке, захват рыночных частей, которые обеспечивают конкурентность); – стратегия продуктовой дифференциации (патентная защита, высокое качество, надежность, работа под заказ и др.).
Факторы оценки привлекательности стратегической зоны хозяйствования: 1. Перспектива роста (П); 2. Рентабельность (Р); 3. Уровень нестабильности, который оценивается через анализ благоприятных тенденций (Б) и рыночных угроз (У).
Формула оценки привлекательности стратегической зоны хозяйствования:
ПСЗХ = аП + bР + сБ - dУ
а, b, с, d, - это коэффициенты веса каждого фактора, которые определяются экспертами по использованию шкалы с постоянной суммой
Оценка изменений в расширении СЗХ
Оценка изменений рентабельности в СЗХ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|