Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание: изучить лекцию, оформить опорный конспект и выполнить домашнее задание, для оценивания работы присылать с указанием своей фамилии, группы и номера лекции на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637. Занятие № 17. Лекция №



 

Дата:  22.05.2020      

Группа: СП-18 1/9

Дисциплина: ОГСЭ.05 «Психология общения»

Преподаватель: Урина Н.В.

Задание: изучить лекцию, оформить опорный конспект и выполнить домашнее задание, для оценивания работы присылать с указанием своей фамилии, группы и номера лекции на электронный адрес страницы в контакте https://vk.com/id255720637

Занятие № 17

Лекция № 14

Тема: «Принципы профессиональной этики общения».   

 

Цель: познакомить студентов с понятием «профессиональная этика»; раскрыть этические принципы общения; познакомиться с кодексами профессиональной этики.

Задачи:

¾ применять теоретические знания на практике.

 

План

 

1. Понятие, содержание и предмет профессиональной этики.

2. Этические принципы общения.

3. Кодексы профессиональной этики.

 

ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И ПРЕДМЕТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

 

Трудовая деятельность является основной сферой общественной жизни. От ее нравственных целей и содержания зависит благополучие многих людей. При этом в профессиональной деятельности существуют специфические (общие для представителей одной профессии) отношения людей друг к другу, к обществу, а также нравственные нормы, которые регулируют эти взаимоотношения.

    Профессиональная этика – это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу.

    Предметом профессиональной этики выступают:

· качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессио-нального долга;

· нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);

· взаимоотношения коллектива организации с обществом;

· взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;

· цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Основным содержанием профессиональной этики выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:

· определение целей и мотивов трудовой деятельности;

· выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;

· оценку результатов труда и их общественную значимость.

ЭТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ОБЩЕНИЯ

 

К числу этических принципов общения относятся:

· альтруизм (бескорыстие, готовность пожертвовать своим интересом в пользу другого человека); добродетельность (способность строить отношения с другими людьми с позиции добра и блага); эгоизм (предпочтение в общении с людьми собственных личных интересов);

· аскетизм (самоотречение, отказ от жизненных наслаждений ради достижения какого-либо идеала); героизм (поведение, связанное с решением исключительных по масштабам и сложности общественных проблем или преодолением экстремальных ситуаций);

· стоицизм (самоотречение, строгое выполнение моральных требований как основного долга в отношениях с людьми);

· квиетизм (пассивно-созерцательное и безразличное отношение ко всему происходящему); утилитаризм (достижение наибольшей выгоды и пользы, потребительство);

· подвижничество (стойкое перенесение трудностей и препятствий, самопожертвование); конформизм (приспособленчество, некритическое следование стандартам и стереотипам поведения, отказ от личностной позиции);

· пробабилизм (моральная беспринципность, оправдание антигуманистических действий); самоотверженность (добровольный отказ от собственных интересов ради интересов других людей, самопожертвование);

· требовательность (предъявление высоких требовании к выполнению морального долга, признание ответственности за его выполнение) и др.

 

КОДЕКСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ

 

Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики. Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму.

    Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи. Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых — это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения.

    Если профессиональный кодекс призван служить основой, позволяющей данной профессии претендовать на автономию от непрофессионального общественного контроля (например, врачи и юристы), которому подвержены другие группы, такой кодекс должен обладать следующими свойствами.

    1. Кодекс должен быть регулятивным, целенаправленным. Включение в него идеалов не возбраняется. Но в нем следует точно определить, какие его положения представляют собой идеалы, а какие носят дисциплинарный, карательный характер. Если кодекс фактически не регулирует поведение членов профессии, она фактически не располагает публичной декларацией, служащей для общества основанием для признания ее профессией. Общество признает автономию профессии при условии, что она обязывает своих членов придерживаться более высоких норм по ведения, чем соблюдают члены других групп, а поэтому профессиональные нормы должны быть известны населению, их должны воспринимать как более высокие, чем другие нормы.

    2. Кодекс призван защищать общественные интересы и интересы тех, кого профессия обслуживает. Если общество не извлекает выгоды от предоставления профессии автономии, оно должно лишить ее этой привилегии. Кодекс не должен являться средством самообслуживания профессии. Кодексы могут быть использованы для служения интересам профессии за счет общества. Некоторые правила (например, правила, касающиеся установления размеров гонораров или ограничения рекламы) защищают профессию и противоречат интересам общества. Положения кодексов, препятствующие конкуренции внутри профессии, обычно не в интересах общества; они направлены на подчеркивание негативных, монополистических свойств профессии.

    3. Кодексы должны быть точно сформулированными и честными. Кодекс, который просто утверждает, что члены профессии не должны лгать, красть или обманывать, не требует ничего сверх того, что требуется от всех других людей. Когда кодекс составлен честно, в нем отражены аспекты профессии, характеризующие конкретные специфические искушения, которые могут испытывать члены профессии. Автономия предоставляется профессии потому, что ей известны возможные специфические ошибки, недостатки данной профессии — ее темные стороны, ее неэтичные, хотя и не совсем противозаконные методы. Если такие методы в кодексе точно не определены, профессия фактически не контролирует свою деятельность.

    4. Кодекс должен быть и контролируем, и контролирующим. Если кодекс не содержит положений о предъявлении обвинений и о применении наказаний, он представляет собой не более чем декларацию об идеалах. Если профессия не может всей своей деятельностью доказать, что она контролирует своих членов, у общества нет основания верить, что она это делает. В подобных случаях нет оснований для предоставления профессии особых привилегий. Соответственно, общество должно принимать законы, касающиеся деятельности членов данной профессии и устанавливающие контроль за их деятельностью, точно так же, как оно контролирует представителей других родов занятий.

    Хотя профессии и могут добиваться выполнения правил своих кодексов, они все же не являются судебными инстанциями. Нарушение профессионального кодекса влечет за собой лишь ограниченные дисциплинарные меры. Самым жестоким наказанием может служить исключение из состава профессии наряду с преданием публичной огласке проступка. Наиболее часто практикуется вынесение порицания.

    Профессиональные кодексы не содержат и указаний на то, какие должны последовать меры, когда сама профессия действует неподобающим образом.

 

Вопросы для самоконтроля
1. Что такое профессиональная этика?

2. Почему необходима профессиональная этика?

3. Назовите и охарактеризуйте основные принципы профессиональной этики.

4. Приведите примеры конкретной профессиональной этики.

 

Домашнее задание:  в старинных русских пословицах заложены определенные требования этикета. Как вы понимаете эти требования? Можно ли их использо­вать сегодня в профессиональной деятельности? Ответ обосновать.

 

Список используемой литературы

 

1. Капшук, О.Н. Этика и психология делового общения руководителя и

подчиненного. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 215 с.

2.   Каменская, Е. Н. Психология и этика делового общения: Конспект

лекций. – Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

3.   Кибанов, А.Я. и др. Этика делових отношений: Учебник. – М.:       

ИНФРА-М, 2004. – 368 с. 

4.   Коноваленко, М.Ю. Деловые коммуникации: учебник для бакалавров. –

М.: Из-во Юрайт, 2013. – 468 с.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.