|
|||
Дидактические игры как способ знакомства с звуковой культурой речи для детей с тяжёлыми нарушениями.Дидактические игры как способ знакомства с звуковой культурой речи для детей с тяжёлыми нарушениями.
В последние годы в детские сады коррекционной направленности поступают дети с тяжёлыми речевыми нарушениями, часто сопутствующими диагнозами становятся такие как: РДА, ДЦП, умственная отсталость. Сложность в работе заключается в том, что дети не понимают обращённую речь, не повторяют за взрослым звуки, не позволяют касаться своего лица. Основной задачей в данном случае становится вызывание у ребёнка интереса к звукам окружающего мира и в частности к звукам речи.
Связи с этим хочется поделиться накопленным опытом изготовления дидактических игр. Некоторые специалисты расстраиваются, что у них нет определённых пособий и материалов, а ведь на самом деле их можно сделать самим из подручных средств. Наши дидактические игры разработаны таким образом, чтобы задействовать сильные стороны детей – способность обучаться на практике, способность обучаться наблюдая. У детей есть возможность задействовать в работе все анализаторы. «Почтовый ящик». Этим названием обозначаем любую подходящую ёмкость с отверстием прямоугольной формы, для опускания в неё карточек, закреплённых на деревянной поверхности.
«Подарки».Важно, чтобы наглядность была не только печатная, но и предметная. Чтобы ребёнок мог трогать, изучать предметы. Действовать с ними и одновременно повторять за взрослым звуки, слова. Объёмный предмет помещается в прозрачный пластиковый шар из под новогоднего подарка и подвешивается на доске под аналогичной карточкой.
«Умные магниты».Для игр используются магнитные доски, формы-шаблоны букв и наборы магнитов. Начальный этап знакомства с магнитами предполагает, что дети будут выкладывать более крупные из них в прорезях трафарета.Потом добавляются магнитные счётные палочки и магнитная мозаика. Дети узнают, что магниты имеют различный цвет, форму, размер и для выкладывания каждой буквы требуется разное количество магнитов.
«Волшебные коробочки».Пусть дети учатся отвинчивать крышку коробочки. Скорее всего, при этом они будут использовать обе руки, причём одновременно - держать, а другой – открывать ёмкость.
«Магнитные карточки» Для обогащенияокружающей среды детей в помещении, где они находятся можно повесить на металлические поверхности магнитные картинки, буквы.
«Звуковые тетради»Можно буквы обводить, закрашивать, штриховать, лепить из пластилина. Важно, чтобы все действия, и ребёнка, и взрослого сопровождались речью. Успешное обучение наших выпускников в школах 8 вида, а также интерес родителей и общественности к проблемам детей с РДА, демонстрируют, что подобная работа способствует повышению уровня умений и навыков, а так же успешной адаптации детей.
|
|||
|