|
|||
Типы связи слов в словосочетании».Стр 1 из 2Следующая ⇒
Ребята, в период дистанционного обучения не забываем об экзаменах! Я посылаю вам консультации по вопросам, которые вызвали у вас затруднения на пробном экзамене. Внимательно рассмотрите теоретический материал и выполните упражнения в приложении. Мне на почту пришлите только выполненные упражнения. Будьте внимательны и читайте, пожалуйста, теорию!!!!!! С уважением Наталья Федоровна!
«Типы связи слов в словосочетании». 1. Словосочетание – это сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу. Например: любить животных, летнее утро, быстро писать. Словосочетания формируются в предложении и выделяются из него. Любое словосочетание состоит из главного и зависимого слова. Вопрос задаётся от главного слова к зависимому. Например: в словосочетании весенний день (день (какой?) весенний) главное слово день,зависимое – весенний. Существует три способа связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. При согласовании зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное, то есть согласуется с ним в роде, числе, падеже. При изменении главного слова аналогично изменяется и зависимое слово. Например: хорошее настроение, хорошего настроения, хорошему настроению. Как правило, главным словом в словосочетаниях с согласованием бывает существительное, азависимым – причастие, прилагательное, порядковые числительные или некоторые местоимения. Например: действующее правило, светлый образ, второй сорт, наш дом. Чаще всего согласуются определения. При управлении зависимое слово ставится при главном в определённом падеже. Изменение формы главного слова не вызывает изменения формы зависимого слова. Например: ведёт за руку, ведущий за руку, ведя за руку. Управление выражается окончаниями зависимых слов и предлогами. В таких словосочетанияхглавным словом бывает обычно глагол, глагольные формы (причастие, деепричастие), существительное, прилагательное, числительное, а зависимым – существительное, местоимение, числительное в косвенном падеже.
Но! В сочетании слов типа три дерева (с неодушевлённым существительным) числительное в И. п. и В. п. управляет существительным, а в остальных падежах согласуется с ним. В сочетании типатри дочери (с одушевлённым существительным) управление наблюдается только в И. п., а в остальных падежах – согласование. В предложении управляются чаще всего дополнения. Примыкание– это такой способ связи, при котором зависимое слово (обязательно неизменяемаячасть речи или неопределённая форма глагола) связано с главным только по смыслу, а также интонацией. Например: убежать далеко, очень милый, сказал волнуясь, желание учиться. В таких словосочетаниях главным словом бывает глагол, причастие, деепричастие, наречие, прилагательное, существительное, а зависимым – любое неизменяемое знаменательное слово (наречие, деепричастие, инфинитив, сравнительная форма). Например: яйцо вкрутую, рассказывать смеясь, стремление узнать, бегать быстрее. Но! Притяжательные местоимения его, её, их не изменяются и являются зависимыми словами в словосочетаниях с примыканием. Например: его тетрадь, её слова. В предложении чаще всего примыкают обстоятельства. 2. Не являются словосочетаниями: - сочетание самостоятельного слова со служебным (с предлогом, частицей) Например: благодаря помощи, около дома, пусть говорят; - сочетания слов в составе фразеологизмов Например: спустя рукава, бить баклуши; - грамматическая основа предложения Например: Взошло солнце. - составные словоформы Например: менее прекрасный, будет гулять. 3. Приёмы, помогающие найти словосочетания определённого типа в тексте: 1) чтобы найти словосочетание с согласованием, надо - выделить в предложении слово, отвечающее на вопрос какой?, а затем найти слово, от которого оно зависит; - изменить главное слово и посмотреть, изменяется ли зависимое слово; - проанализировать структуру словосочетания. 2) чтобы найти словосочетание с управлением, надо - найти слово (с предлогом или без), отвечающее на падежный вопрос (кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?), а затем установить главное слово; - изменить главное слово и посмотреть, изменяется ли зависимое слово; - проанализировать структуру словосочетания. 3) чтобы найти словосочетание с примыканием, надо - отыскать неизменяемое слово, а затем установить, от которого слова оно зависит; - проанализировать структуру словосочетания. 3. Следует помнить, что компоненты словосочетания могут быть отделены друг от друга. В таком случае объединить слова в словосочетание помогает вопрос. Например: в предложении И голос у мамы был нежный и бархатный, как будто нарочно созданный для таких чудесных песен находим словосочетание с управлением – созданный (для чего?) для песен. Приложение .
|
|||
|