Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Жорж Бизе (1838-1875) - один из крупнейших композитора второй половины XIX века, создатель нового оперного жанра - это реалистическая музыкальная драма - опера «Кармен».



 

IV ЧЕТВЕРТЬ. УРОК № 1. ТЕМА 10: ЖОРЖ БИЗЕ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ. ОПЕРА “КАРМЕН”

Тема 10: Жорж Бизе. Творческий портрет. Опера “Кармен”

Жорж Бизе (1838-1875) - один из крупнейших композитора второй половины XIX века, создатель нового оперного жанра - это реалистическая музыкальная драма - опера «Кармен».

Родился в Париже, 25 октября 1838 года, в музыкальной семье: отец давал уроки пения, мать - уроки фортепиано. Жорж Бизе был вундеркиндом: в 4 года уже читал и книги, и ноты, обладал прекрасным слухом и голосом, неполных 10 лет (1848) поступил в Парижскую консерваторию. В детстве мечтал быть писателем, но родители видели в нём музыканта. Учился блестяще, ежегодно получал высшие премии, которыми отмечались лучшие ученики консерватории за успехи по разным учебным дисциплинам.

ГЛУБОКИЕ ЗНАНИЯ В ОБЛАСТИ ЛИТЕРАТУРЫ проявляются

· в смелом выборе сюжетов из европейской литературы прошлого и современности (Жан Батист  Мольер, Альфонс Доде, Альфред де Мюссе, Проспер Мериме, Камоэнс, Вальтер Скотт и др.).

· в стремлении к музыкальным жанрам, связанным со словом:

музыкально-театральные жанры - оперы, оперетты;

хоровая музыка - кантаты, небольшие произведения для хора,

вокальные жанры - песни с сопровождением фп.

Инструментальная музыка также входила в сферу интересов композитора. Ещё в консерватории он написал Симфонию №1, До мажор. (Но, увы, как и многие другие произведения, симфония не была исполнена при жизни композитора). Он был мастером оркестровки, к нему многие обращались за помощью и советом. Одним из первых (в 1878) определил ШЕДЕВРАМИ произведения Ж. Бизе (оперу “Кармен” и оркестровую музыку к драме Альфонса Доде) русский композитор П. И. Чайковский. Виртуозное владение игрой на фортепиано прокомментировал Ференц Лист, услышавший как Ж. Бизе играет его музыку: «Бог мой! Я считал, что это может исполнить один человек — я. Но оказывается, нас двое!»

Безукоризненным умением играть ноты без подготовки, “с листа” восхищались французские композиторы-современники Шарль Гуно и Гектор Берлиоз.

Разносторонняя образованность, широта интересов композитора сказывалась и в его любви к истории и живописи. 3 года в Италии композитор провёл (1857 - 1860) благодаря Большой Римской премии, полученной за кантату «Кловис и Клотильда». Там же, на вилле Медичи, в Риме познакомился с художниками-соотечественниками, общение с которыми продолжилось и по возвращении в Париж. Поездки по Италии познакомился с шедеврами итальянской архитектуры, скульптуры, живописи, с творениями великих художников эпохи Возрождения - Микеланджело, Рафаэля. Ж. Бизе называют представителем рафаэлевско-моцартовской линии в искусстве за оптимизм, человечность, демократизм ( простота, доступность широкому кругу слушателей) его творчества. Там же, в Италии композитор определеяет для себя театр как главный жанр: «Мой вкус решительно склоняется к театру, и я чувствую, как звенят во мне некие драматические струнки». Спустя годы, несмотря на провал «Арлезианки» по драме А. Доде (1872), известный французский композитор Жюль Массне написал Ж. Бизе: «Вы театральный человек и ваше воображение безошибочно».

Вынужденный вернуться в Париж в 1860 году, Ж. Бизе работает очень много. В «Театре лирик» показаны его оперы «Искатели жемчуга» (1863) и «Пертская красавица» (1867), в театре «Опера комик» - опера «Джамиле» (1872).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.