Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кибанова (Хомякова) Мария Михайловна (08.01.1938г.) Ветеран труда.



Кибанова (Хомякова) Мария Михайловна (08.01.1938г.) Ветеран труда.

Мария Михайловна родилась в деревеньке Пальники за Камой в шести километрах от Басима.В деревеньке из двадцати шести дворов был организован колхоз.

Отец - Хомяков Михаил Степанович был призван на финскую войну14 января 1940 г.

Последнее письмо от него было датировано 23 февраля 40-го года. Больше известий от отца не было. Сослуживец - Александр ИвановичЛапаев, вернувшийся домой после ранения, рассказал маме - Марфе Семёновне, что её муж (первый номер пулемёт) в районе Выборга был убит. Случилось это 8 марта 1940 года во время боя.

    Мама с утра до ночи работала в колхозе, практически жила на ферме. Все хлопоты по воспитанию детворы легли на плечи бабушки.

- Было нас у мамы трое детей. Старший брат Николай, я и младшая  Катя. Воспитывали в строгости. Подворье, как и у всех было небольшое, но кормило семью: корова, свинья, пару овечек, птицы.

Спали на печи. Солому набивали в тканые большие наволочки, которые служили матрасами, а подушки были перовые, т.к. были свои курицы. Одеяла все были тканые. Вечером уляжемся, а бабушка молитвам учит: «Живые помощи», «Отче наш».

Вечером в избе жгли лучину, от которой потолок становился чёрным. Бабушка и мама заставляли чистить потолок веником, а потом мыть его с водой. Хоть в доме и была лампа «троечка», но мама экономила, зажигала её редко.

Полы были деревянные, их тоже шоркали, а потом уж и мыли.

Малы были, таскать ведро с водой было тяжело, так иной раз и обманывали, что помыли. Мама принесёт воды, разольет, да и заставит снова мыть. Так к порядку и приучали.

Никто никогда в домах не закрывал двери, когда уходил на работу. Ухват поставят у дверей, значит закрыто.

Мало что помню  о начале войны. Была мала… из рассказов знаю, что известие о начале войны пришло из газет, так как радио в деревне не было.

В послевоенное время жили плохо. Хлеб напекут, так он зелёненький стоит. Соберём пестики, натолчём их в ступе, высушим, через сито просеем, смешаем с мукой и печём. Всё мешали и крапиву, и лист смородины.

 Хорошо вспоминается, как привозили большими плитами из города соль, затем их кололи, пережигали в печи, а после мололи.

Помнится, как ходили в лаптях, носили тканое, самодельное. Дома был ткацкий станок. Сами сеяли лён, рвали, сушили, мяли, трепали, чесали, пряли, а потом уж и ткали.

Детворой бегали на реку, ловили мелкую рыбу «яргиши», что-то на вроде кильки. Возьмём у мамы юбку, пояском её завяжем, получается ловушка. Наловим этой мелкоты, да так сырой рыбой и наедимся у реки. Были счастливые и довольные.

Чтобы  какие игрушки были, да и не было ничего. Насобираем цветных стёклышек и играем. Платки перевяжем нитками, вот и кукла получилась. Как-то раз, у мамы изрезала шёлковый кусочек из ткани, так попало изрядно.

С восьми лет Маша работала наравне с женщинами и старухами на полях, помогала полоть хлеба, работать в колхозе. А что было делать, налоги были большие: нужно было сдавать шерсть, яйцо, молоко.

В десять лет мама отдала Машу в няньки ухаживать за двоюродным братом  своей сестры. За работу крёстная сшила ей ситцевую юбку с кофтой, так называемую «пару» и «сухманку» (тканая юбка из шерсти), да коты из кожи.  Нянька прыгала до потолка.

-А когда крёстная отдала мне бусы, так я всю деревню оббежала, всем похвастала. Такой красоты я и не видала никогда.

Уж в тринадцать лет заставляли самой доить корову. Мама говорит: «Ты, её справа только дои, так как слева она лягается», - Я к корове подошла, стою и не знаю, а котора у неё левая, котора правая сторона… - вспоминает Мария Михайловна.

Все в деревне говорили: «Надо было Марфе парнем родиться, а Кольке девкой», - старший брат был тихий и не любил за боевой характер и острый язык сестрёнку.

    В свои восемнадцать лет Мария ушла работать в город. В колхозе по большому блату выдали справку, на основании которой она в городе получила паспорт.

    Работала в пошивочной мастерской «Красная зоря» на Красном, куда пристроила год спустя родная тётка.

     Что и говорить, трудовая биография обширная: работала нянечкой в детском саду, фасовщицей на сользаводе в Боровой и на заводе «Урал» в резинотехническом цехе № 1.

На заслуженный отдых ушла из совхоза «Соликамский» в Тохтуева, где работала телятницей.

    Общий трудовой стаж Марии Михайловны – 41 год.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.