Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. П. Захаров 9 страница



Последние три рассмотренные игры требуют меньшего количества участников, чем предыду­щие. В "сражении" их двое — родитель и ребенок, "выясняющие отношения" друг с другом в процес-

Дневные страхп

се игры и уменьшающие их напряженность путем заострения, драматизации и эмоционального отре-агирования. "Поединок", "Стрельба из лука" и "Сражение" помогают также существенно умень­шить страхи боли, уколов и неожиданного воздей­ствия. А просто ослабить напряженность в отно­шениях между взрослыми и детьми помогают и всем известные игры в бадминтон, теннис, волей­бол, простое бросание мяча, летающей тарелочки или даже кепки, если они сопровождаются наро­читыми угрозами и шутливыми репликами.

Заключительная игра из рассматриваемой се­рии — противоборство с игрушечными заводными роботами или другими игрушками, олицетворяю­щими бездушие, насилие, зло. Один из играющих заряжает игрушечные пистолеты и кладет рядом с собой, занимая отмеченную чертой исходную по­зицию. В полуметре от него находится другая чер­та, переход за пределы которой роботов означает поражение. Несколько роботов заводятся другим участником игры в пределах 1,5-2 метров от обо­роняющегося и по команде запускаются все сразу, одной шеренгой. От защищающегося требуется немалая выдержка, чтобы подпустить роботов по­ближе, когда они начинают падать от попадания резиновых присосок. Только так можно остано­вить нашествие, поскольку количество выстрелов лимитировано количеством пистолетов. Тот, кто заводил роботов, находится сзади них, собирая пу­щенные в его сторону присоски. Таким образом, от обоих участников игры требуются самооблада­ние и отсутствие страха.

J

Использование игры для преодоления страха 167

Все рассмотренные предметно-ролевые игры составляют второй этап преодоления страхов (пер­вый — их рисование). Они просты и доступны и, снимая страхи в общении, способствуют лучшему контакту со сверстниками и взрослыми.

Приведем еще комплекс игр, который мы проводим с несколькими семьями сразу, чтобы закрепить и усилить достигнутые результаты в преодолении страхов. Многое из этих игр окажет­ся полезным и для одной семьи, где есть несколь­ко детей, бабушки и дедушки.

Начинается комплекс с игры "Мяч в кру­гу" — бросания мяча друг другу стоящими в кругу детьми и взрослыми. Каждый ребенок располага­ется напротив своего родителя, а не рядом, что подразумевает большую самостоятельность дей­ствий и дает возможность лучше выразить чув­ства. Прежде чем кинуть мяч, нужно поймать взгляд другого участника игры и сказать любое пришедшее в голову слово: "на", "держи", "пой­май", "зайчик" и т. д. Тот, кто теряется и не мо­жет быстро найти слово, все равно получает мячи от других, поскольку происходит обмен взгляда­ми. Постепенно он накапливает мячи (или кегли, что предпочтительнее для этой игры) и должен быстрее от них освободиться, что стимулирует иг­ровую активность. Усложнение игры состоит в по­иске слов из названий только цветов, мебели, жи­вотных, сказочных персонажей или в назывании любых цифр. Далее все начинают двигаться по кругу, продолжая бросать мячи. В конце игры особого поощрения заслуживают дети, участвую-

I

Дневные страхи

щие в игре наравне со взрослыми. Цель игры: снять торможение, возникающее при необходимо­сти быстро отвечать, в том числе в группе детского сада и в школе.

Следующая игра — "Проникновение и вы­ход из круга", образуемого сцепленными руками взрослых и детей. Все закрывают глаза и твердо заявляют, что никто не проникнет в их царство-государство без ведома, особенно ловкие и смелые мальчики и девочки (уже этим поощряются реши­тельные действия детей). Все играющие по очере­ди ходят с наружной стороны круга и пытаются проникнуть в него, незаметно проскользнув через одну из пар. Но охрана начеку и быстро реагирует приседанием и опусканием рук на всякий подо­зрительный шум, тем более случайное прикосно­вение, то есть осуществить "коварный" замысел и проникнуть незамеченным весьма непросто. Если же цель достигнута, и ребенок (или взрослый) уже находится в центре круга, он хлопает в ладоши, все открывают глаза и с удивлением обнаружива­ют проникшего в их закрытое от всех царство. Те­перь задача — выйти из круга. Все снова закрыва­ют глаза и повторяют не менее решительно, что ни за что никого и никогда не выпустят. Следует не­сколько попыток, и ребенок, очутившись вне кру­га, радостно хлопает в ладоши. Все опять широко открывают от изумления глаза и отдают должное ловкости и храбрости того, кто решился на это. После того как в роли "нарушителя" побывают все дети и взрослые, игра повторяется при движущем-

Использование игры яля преодоления страха 169

ся круге — хороводе. Игра "Проникновение" по­могает устранить страх замкнутого пространства.

Эту же цель преследует и игра "Сжатие". Круг участников игры остается прежним, но те­перь все, сделав угрожающие лица и тесно сплотив ряды, начинают суживать пространство, чтобы стиснуть, сдавить, разделаться, как с букашкой, с тем, кто стоит посередине круга. Более того, угро­жают сделать из него лимонный или апельсиновый сок, кому как нравится. Но не тут-то было! По пра­вилам игры, обороняющийся широко расставляет руки и отталкивается спереди и сзади от наступаю­щих, уже вплотную приблизившихся к нему и ис­полняющих роли недоброжелателей и агрессоров одновременно. Как только защищающийся прика­сается к наступающим, те, сразу отпрянув, как от удара электрическим током, отступают. Далее сле­дует новая волна наступления, но обороняющийся не дает себя в обиду, и так несколько раз, пока "аг­рессоры" не убедятся в недостижимости своей цели и надежности защиты и отпора.

Другая игра — "Пролезание" через ряд сту­льев, столиков и парт. Участники игры запускают­ся с небольшим интервалом времени, так что мож­но догнать замешкавшегося или уйти от погони. Цель игры, как и предыдущей, — в преодолении страхов замкнутого пространства и нападения.

"Автобус". Об этой игре мы уже говорили. Участники игры, держась руками друг за друга, образуют как бы каркас автобуса с водителем впе­реди. "Автобус" подкатывает к "остановке", забира­ет волнующихся от ожидания пассажиров в един-

Дневные страхп

ственную, да еще плохо работающую "дверь" и "едет" с объявляемыми водителем остановками по всем комнатам и коридорам, включая узкие прохо­ды между мебелью. Соответственно пассажиры должны сжаться, как "сельди в бочке", ведь авто­бус "не резиновый". Радостного оживления и сме­ха здесь, конечно, хватает и уже не до тесноты, скученности и прочих некомфортных условий. Доехав до цели, автобус "разваливается" на части, и "обломки" лежат на полу, в то время как пасса­жиры с облегчением идут по своим делам. Игра рассчитана на преодоление страха замкнутого пространства, особенно в транспорте.

Страхи нападения и животных (собак), боли, неожиданного воздействия и отчасти замкнутого пространства получают свое эмоциональное отреа-гирование в игре "Коридор". Играющие (родители и дети) распределяются на два лагеря. Образуется живой коридор, но поскольку играющие изобра­жают собак, то встают на четвереньки напротив друг друга так, чтобы в броске вперед оказаться лицом к лицу. "Собаки" начинают лаять, посте­пенно входя во все больший раж, но оставаясь на месте, как на цепи. Один из детей находится в на­чале коридора и должен бесшумно или шумно-бы­стро пробежать его, чтобы схватить приз в конце и так же вернуться. Сделать это можно только при временном затишье, когда "собаки" как бы спят с закрытыми глазами, но чутко реагируют на про­носящегося мимо и могут подпрыгнуть, схватить и укусить. Обычно на первый "прогон" решаются не все дети и даже взрослые, но, увидев, как мож-

_____Использование игры для преодоления страха 171

но преодолеть коридор, опередив реакцию "со­бак", совершают и свою попытку, почти всегда за­канчивающуюся успехом. Как в этой, так и во всех остальных играх используется негласный принцип — неудачная попытка проигрывается снова с большей поддержкой участников, до тех пор, пока не будет достигнут ожидаемый, но не требуемый обязательно результат.

Теперь самое время перейти к подвижным играм "Футбол" и "Регби", для чего, по желанию самих участников, образуются две команды. В од­ной из них родители, в другой дети и наоборот. Ставятся ворота — два стула или предмета. Если позволяет число играющих, то их защищают вра­тари. Отличие регби от футбола — в допустимости захватов, бросков руками и неизбежной "куча ма­ла". Прочие атрибуты — свисток судьи, удаление с поля, штрафные удары — не столь важны, как шутливое использование угроз по отношению к сопернику, типа "не трогай", "зачем взял", "ну-ка, положи", "отдай по-хорошему", "не мешай", "отойди", "не попадайся лучше", "отступай, пока не поздно", "я что сказал", "ты почему не слуша­ешься" и т. д. Накопившийся эмоциональный за­ряд родительских угроз может быть таким обра­зом безболезненно отреагирован со стороны как родителей, так и детей. Футбол и регби одинаково эффективны в плане устранения страхов внезап­ного воздействия, боли и замкнутого пространства (в последнем случае из-за кутерьмы и плотного ок­ружения со всех сторон).

Дневные страхи

Развивают ловкость, быстрые координиро­ванные действия, а заодно и устраняют страхи глубины и высоты две последние игры.

"Кочки". Расставляются на расстоянии одно­го шага (для ребенка) стулья, повернутые разными сторонами. Вместе они образуют одну прямую или изгибающуюся змейкой линию. Сами стулья — это как бы камни, выступающие из воды. Тот, кто ос­тупается, неизбежно попадает в воду, но должен подняться и продолжать путь, а затем снова повто­рить его, чтобы достигнуть цели — перейти на дру­гой берег. Затем расстояние между стульями уве­личивается, с тем чтобы можно было перепрыги­вать с одного берега на другой. Взрослые и осталь­ные дети стоят по обе стороны стульев и всячески драматизируют ситуацию, нагнетают обстановку словами: "зря это", "все равно не получится", "обя­зательно свалишься", "лучше вернуться, пока не поздно" и т. п. Другими словами, это выражение родительского недоверия, которое в данном случае как раз стимулирует активность, особенно упря­мых, с точки зрения родителей, детей.

Затем все участники игры встают на четве­реньки по обе стороны стульев и пугают проходя­щих мимо, внезапно вскакивая, махая руками, из­давая угрожающие звуки, но не дотрагиваясь при этом руками.

Третий раз путь становится еще более труд­нопреодолимым, поскольку нужно идти не только по стульям, но и там, где они отсутствуют, по спи­нам взрослых. Четвертая попытка осуществляется вообще без стульев, только по спинам. Детей 3-4 лет можно придерживать слегка рукой, если

_____Использование игры для преодоления страха 173

они вначале затрудняются идти подобным обра­зом, или могут не идти, а ползти. И, наконец, са­мый сложный маршрут нужно преодолеть по слег­ка качающимся спинам взрослых. Это, собствен­но, и есть "кочки" на болоте, по которым прыга­ют, пока они "не ушли под воду". Успешно пре­одолевший маршрут получает приз, рукопожатие, похвалу. Игра рассчитана на преодоление страхов глубины и чудовищ, живущих в болоте, всяких там кикимор, водяных змей, даже крокодилов и пираний.

Заключительная игра, направленная на уст­ранение страха высоты, — "Восхождение". Са­мый высокий взрослый встает впереди, осталь­ные, прислонившись и крепко обхватив друг дру­га руками, стоят за ним, наклонив голову вбок, как при игре "чехарда". Получаются как бы сту­пеньки, по которым карабкается ребенок, все вы­ше и выше, пока не очутится на "вершине" — пле­чах взрослого, стоящего в начале. Можно еще встать в полный рост (при поддержке за ноги) и, подняв руки, дотронуться до "неба" — потолка или абажура лампы. Все кричат "ура", и ребенок спрыгивает вниз на руки страхующего взрослого. А далее его качают, как героя, подбрасывая вверх, что окончательно устраняет страх высоты, если он и был вначале.

В конце восхождение совершается в более сложных условиях — на пути встречаются ущелья (стоящие приседают) или скалы (подымаются). Может ни с того ни с сего начаться землетрясение (колебания взрослых в разные стороны), но и тог­да нужно не теряться и продолжать путь, ползти

Дневные страхи

по спинам, преодолевая опасности. Обычно после этой игры полностью проходит страх (ожидание) землетрясения, как и страх высоты.

Рассмотренные предметно-ролевые игры по­дошли к концу, но только на бумаге. Воплощение их в жизнь, проигрывание в домашних условиях требуют определенной выдержки и самообладания от самих родителей, готовности затратить реаль­ное время на воспитание ребенка и коррекцию его страхов.

Для преодоления оставшихся, длительносу-ществующих и влияющих на характер страхов предназначен третий, заключительный, этап их психологической коррекции в виде ролевых игр-драматизаций. Предыдущие предметно-ролевые игры облегчили процесс принятия ролей, имею­щих скорее не конкретный, а абстрактно обобща­ющий характер, вроде роли обороняющегося, на­падающего, ведущего игру и т. д. Теперь необхо­димо научиться не только брать, но и играть роли более сложного психологического содержания, причем позитивного и негативного плана. Когда ребенок сам играет в сказки, он одновременно представляет себя в различных ролях, становясь по ходу сюжета то Иванушкой, то Бабой Ягой. После подобной игры он уже не так боится Бабы Яги, поскольку не она, а он управлял ею. То же относится к пугающим вначале образам Кощея, Волка, Водяного и т. п., с которыми, оказывается, также можно справиться в игре, чтобы потом ска­зать: "Не так страшен черт, как его малюют". Он действительно не так страшен, ибо живет только в сказках, рассказываемых с целью ознакомления

_____Использование игры для преодоления страха 175

детей с жестокостью, злом, коварством и насили­ем, существующими в реальной жизни. Посред­ством сказок ребенок учится распознавать жиз­ненные аналоги отрицательных сказочных обра­зов и в известной мере противостоять им, подобно тому, как он представляет при слушании или чте­нии сказок себя в роли главного героя, одержива­ющего победу над силами зла и страха. Поэтому знакомство со сказками и создание условий для их проигрывания дома облегчают устранение страхов посредством игры. Но здесь взрослым нельзя "пе­регибать палку" и назидательно читать перед сном двухлетнему ребенку, как Баба Яга уносит к себе непослушных детей, чтобы расправиться с ними. В этом возрасте дети еще настолько наивны, что воспринимают все происходящее в сказках бук­вально, и вторым их действием является сон, где Баба Яга, Волк и Бармалей получают полную власть над ребенком. После 3, а еще лучше после 4 лет, когда ребенок начинает понимать услов­ность, вымышленность сказочных персонажей, можно знакомить его днем и со страшными сказ­ками, не забывая чередовать их с веселыми и шу­точными. Если же предложить детям отобразить некоторые перипетии сказочного сюжета в совмес­тной с родителями игре или самостоятельно, то со­ответствующие страхи заметно ослабнут или не возникнут вовсе. Не следует также забывать, что упорный страх Бабы Яги, Кощея, Змея Горыныча и Волка нередко отражает страх перед слишком строгими, принципиальными, неотзывчивыми и наказующими взрослыми.

Оневные страхи

Определить наиболее подходящую тактику преодоления страхов посредством игры помогает наблюдение за самостоятельной игрой ребенка в естественных для него условиях. При игре предос­тавляется возможность выбирать то, что хочется, из разнообразного репертуара тряпичных кукол, надеваемых на пальцы, фигурок-изображений животных. Вначале заметно, как ребенок избегает тех из них, которые отображают страх. Скажем, в упор не видит игрушечного волка, а предпочитает мишку или обезьянку. Не хочет быть и зайчиком, подчеркивающим его страх, пугливость, беспо­мощность, беззащитность. Но даже при взятии индифферентных ролей боящийся ребенок испы­тывает напряжение и скованность. Постепенно он разыгрывается и, эмоционально вовлекаясь в иг­ру, начинает вести себя все более свободно и не­принужденно. Более того, незаметно для себя, так сказать, по потребности, он может использовать для игры и тех кукол, которые выражают его страх. Здесь как раз самое подходящее время для присоединения к игре взрослого. Первоначально не имеет значения, в какой роли он будет высту­пать. Лучше не претендовать вообще ни на какую роль, подыгрывая ребенку и исполняя то, что тре­буется по ходу игры. Главное — наладить паритет­ные отношения в игре и достаточно серьезно отно­ситься к происходящим в ней событиям, то есть смотреть глазами ребенка. Тогда игра становится деятельностью, которая признается и разделяется всеми ее участниками. Должно пройти какое-то время, чтобы возникла сыгранность и действия партнеров не противоречили друг другу. Посте-

Использование игры для преодоления страха 177

пенно в игре возникает единство взглядов и дей­ствий, как и непринужденность, естественность, спонтанность в исполнении ролей. Тогда взрослый может в пределах отведенной ему роли воспроиз­водить некоторые из страхов ребенка, как бы под­талкивая его на исполнение противоположной, противостоящей страху роли. Скажем, взрослый, изображая пугливого зайчика, чрезмерно осторож­ного и рассудительного ежика или панически на­строенную, мнительную обезьянку, ведет себя соот­ветственным образом, ища защиты у доброго и сильного мишки, роль которого исполняет ребе­нок. Последний видит себя при этом словно в зер­кале, более адекватно воспринимая нежелательные для взрослых особенности своего поведения. Вмес­те с тем, проигрывание контрастной в отношении страха роли дает возможность отреагировать на возникшее из-за него беспокойство, действуя уве­ренно, решительно или агрессивно и коварно.

Таким образом, психологический механизм устранения страха заключается в перемене ро­лей, когда не боящийся в жизни взрослый и испы­тывающий страхи ребенок ведут себя противопо­ложным образом. Этим, а также самим эмоцио­нальным отреагированием обусловлен терапевти­ческий эффект воздействия подобной игры. Следу­ет ли пытаться еще раз переменить роли и сделать ребенка снова самим собой? Каждый раз нужно подходить к этому индивидуально, в зависимости от характера происхождения страха. Если он но­сит главным образом воображаемый характер, как, скажем, страх Бабы Яги, то повторной пере­мены ролей обычно не требуется. Другое дело —

Дневные страхи

при реальном страхе, особенно с угрозой насилия или имевшей место агрессией. Здесь необходима повторная перемена ролей, но с изображением ре­бенком себя как небоящегося.

В играх-драматизациях необходимо соблюде­ние ряда условий. Одно из них — непосредствен­ность и естественность поведения взрослых, кото­рые не должны разрушать игру своими замечани­ями, советами, предложениями, превращая ее в урок назидания и морали. Но не нужно и переиг­рывать, фальшивить, пытаться искусственно за­тягивать игру или обрывать ее словами "хватит", "довольно". Желательно создать такие условия, чтобы ребенок смог наиграться, получить от игры удовлетворение, потому что она в первую очередь рассчитана на него, а не на потребности и желания взрослых. Тем более игра не является принуди­тельным видом деятельности и проводится только тогда, когда сам ребенок испытывает желание из­бавиться от страха, то есть он должен быть готов к этому. Не нужно заранее рассказывать о цели иг­ры, о том, как следует себя вести в ней, что делать и говорить. Подобная заданность, как и жесткий режиссерский контроль, создает излишнее напря­жение, скованность, отсутствие инициативы и им­провизации. Тогда игры превращаются лишь в способ обучения навыкам правильного поведения, теряют терапевтическую направленность и не при­носят положительных эмоций ребенку. Наоборот, кульминацией терапевтически ориентированной игры является ее развязка — разрешение, эмоцио­нальное отреагирование аффекта страха за счет перемены ролей, когда ребенок испытывает радос-

_____Использование игры пая преодоления страха 179

тное возбуждение от сознания своей силы и реши­мости и тем самым окончательно устраняет свой страх. Важно похвалить за одержанную победу, пожать руку, сказать, что теперь он не будет бо­яться, короче, закрепить достигнутые результаты дружеским напутствием, выражением веры в его дальнейшие возможности и способности.

У школьников совместно со взрослыми и сверстниками разыгрываются различные ситуа­ции беспокойства, тревоги и страха, испытывае­мые в школе. Здесь также используется психоло­гический принцип перемены ролей, и боящийся, скажем учителя, ребенок выступает в его роли, ве­дя урок, вызывая к доске, ставя оценки, делая за­мечания и используя различные наказания и по­ощрения. Если дети первоначально отказываются выступать в роли учителя, то это делает кто-либо из взрослых, показывая образец игрового поведе­ния. Затем учителем становится боящийся ребе­нок, а сверстники и взрослые изображают учени­ков: отличников, двоечников, неусидчивых, не­послушных, драчливых, робких и неуверенных в себе. При этом зеркально отражаются некоторые из проблем "главного героя", и он решает их со­гласно своей роли. При желании он вызывает в школу родителей плохих учеников, и тогда игра­ющие дети (дети и взрослые) становятся родителя­ми учеников, которых они только что играли.

Дальнейшим развитием ролевой игры будет выполнение задания сочинить какую-нибудь фан­тастическую или вспомнить реальную историю, в которой нашли бы отражение оставшиеся у детей страхи. Дошкольники делают это устно, а школь-

18О

Яневные страхи

ники излагают историю на бумаге. Заранее гово­рится, что она будет проиграна и к ней можно сде­лать несколько рисунков, иллюстрирующих пери­петии происходящих событий, а также изготовить маски, муляжи страшных персонажей (или выле­пить их).

Задание это не такое простое, как кажется на первый взгляд. Нужно точно обозначить, сфокуси­ровать свой страх, связать его с определенным кру­гом обстоятельств, разработать сюжет, драматизи­ровать его и отразить себя если не прямо, то кос­венно в одной из ролей. Следует и потрудиться, чтобы изыскать подходящий материал для иллюст­раций, облечь его в требуемую форму и подгото­виться таким образом к игре. Подобные приготов­ления, раздумья, сомнения, опасения, творческий поиск позволяют не только постепенно соприкос­нуться со страхом, но и отвлечься от него, пере­ключить внимание с самого страха на его техничес­кое воплощение. При этом, как никогда, необходи­мы проявления известной смекалки, сообразитель­ности, воображения и гибкости вместе с целенап­равленным, волевым усилием и настойчивостью в преодолении возникающих в процессе выполнения задания трудностей.

Приготовленная история рассказывается (за­писывается) в семье или в группе из нескольких детей и родителей. Сам автор и распределяет роли среди всех присутствующих. Тем самым он берет инициативу в свои руки, руководит игрой. Если к тому же рассказчик принимает роль того, кого он боится, терапевтический эффект игры будет боль­шим. Если ребенок остается собой, то все проиг-

Использование игры дпя преодоления страха 181

рывается снова, но в противоположных ролях, и это помогает достичь желаемого результата. В та­ком случае не всегда требуется повторная переме­на ролей с изображением себя небоящимся. Как уже отмечалось, это имеет больший смысл при проигрывании страхов, возникших в реальных жизненных обстоятельствах.

Игра не обязательно строго следует сюжету. Нет и заученных реплик, декораций, грима. Любой предмет может напоминать о той или иной роли. Скажем, метелка и ведерко — это Баба Яга, палоч­ка с веревочками — Змей Горыныч, несколько сту­льев — дом, где происходит действие, и т. д. Осно­ва игры — импровизация, фантазия, воображение, когда игровые ситуации обозначаются (представля­ются) только в самых общих чертах. Взрослые мо­гут направлять игру лишь в пределах предостав­ленной им роли, а если и давать пояснения, то только после окончания игрового действия.

У дошкольников в качестве психологической (ролевой) разминки, еще до того, как они сочинят сказочную историю, взрослые могут предложить игру "Путешествие к Бабе Яге и Кощею". Внача­ле все вместе сооружают замок Кощея или избуш­ку на курьих ножках из стульев, диванных поду­шек, покрывал. Там и прячется ребенок или один из взрослых, кто как захочет. Теперь можно и в путь через горы, ущелья и долины. Соответствен­но приходится перебираться через нагроможден­ные табуретки, подушки, да мало ли что еще най­дется в доме. Вместе с преодолением препятствий нарастает и проявляемая в словах решимость рас­правиться с Кощеем и Бабой Ягой, чтобы они

Дневные страхи

больше никогда не пугали детей. Вот и встреча, заканчивающаяся сражением и победой над сила­ми зла. А "героя" можно даже покачать на руках, тоже полезно, заодно пройдет и страх высоты. В качестве другой игры-разминки может быть ис­пользован сюжет сказки "Красная Шапочка".

А теперь расскажем о случаях устранения страхов посредством игры.

Примеры начнем с девочки 3 лет, с которой произошла удивительная для родителей метамор­фоза. Обычно грустная, не по возрасту серьезная, боязливая и заикающаяся, она преобразилась пос­ле совместной с психологом игры в кегли, где ей было интересно и весело играть и где ее похвали­ли. Со слов матери, девочка на глазах изменилась настолько, что стала улыбаться, петь и громко, чисто говорить, то есть ожила, стала сама собой.

Почему же она была такой заторможенной? Для этого было много причин, и прежде всего зат­рудненный эмоциональный контакт с отцом, к ко­торому тянулась девочка, но отец сам находился в подавленном настроении и не пользовался ника­ким влиянием в семье. Его роль, по существу, вы­полняла мать, ставшая нервной от перегрузки на работе и дома и, к тому же, будучи по характеру тревожной и принципиальной. Последним она на­поминала более чем принципиальную бабушку — главу семьи, установившую опекунство над внуч­кой, без конца читавшую ей мораль, но забывав­шую похвалить при случае. Да и радоваться и ве­селиться она не умела, считая это крайне несерь­езным. Повышенная принципиальность бабушки в сочетании с выраженным беспокойством и тре-

_____Использование игры для преодоления страха 183

вожностью матери и есть наиболее характерное со­четание в семье у детей, подверженных страхам. Подобные крайности отношений взрослых к ре­бенку можно сравнить с музыкальным звуком, где были бы только высокие и низкие частоты, но от­сутствовали бы средние, свойственные голосу че­ловека. Звук тогда потерял бы свою гармонию, стал бы неестественным, а то и фальшивым, ис­кусственно сделанным. Чего же не хватает в рас­сматриваемом случае? Именно человечности — теплоты, доброты, искренности, отзывчивости и непосредственности в отношениях с девочкой, то­го, что мы обозначили ранее как дефицит эмоцио­нальности, подменяемой излишне рациональны­ми догмами. Для детей подобное отношение роди­телей противоестественно и способно само по себе вызвать беспокойство и страхи как ответ на невоз­можность развить собственное "я", не существую­щее в детстве без эмоций и являющееся сердцеви­ной формирующейся личности, отношения к себе и окружающим людям. И девочка, о которой идет речь, не могла развить свое "я", стать уверенной в себе. Вместо этого она должна была во всем соот­ветствовать принципам родителей и впитывать их беспокойство, к тому же была лишена любви отца и тепла матери.

Вот почему такой неожиданный эффект дала игра, где она смогла выразить эмоции, одержать победу, получить похвалу и где ее признали как личность. В дружеской и непосредственной атмос­фере игры она как бы раскрыла и обрела себя, по­чувствовала себя уверенной. Не исключено, что через несколько лет эта девочка потеряла бы спо-

Дневные страхи

собность вообще радоваться и веселиться, будучи боязливой и пессимистически настроенной. Вовре­мя проведенная игра дала толчок, сняла торможе­ние, активизировала эмоции и веру в себя. Да и взрослые в семье стали уделять больше внимания чувствам дочери, совместной игре с ней и одобре­нию ее действий. Неудивительно, что заикание так и не вернулось, а поблекшие страхи были уст­ранены семейными играми в пятнашки, жмурки, прятки. В подростковом возрасте мы уже не име­ли бы такого быстрого эффекта, особенно при раз­витии тревожных и мнительных черт в характере.

В другом случае к нам обратилась мать с жа­лобами на то, что ее сын 4 лет испытывает страх заболеть, не засыпает один, дверь должна быть от­крыта, а свет — гореть всю ночь. Наше предполо­жение о проявлении комплекса страхов одиноче­ства, темноты и замкнутого пространства подтвер­дилось: все подобные страхи с ведущим страхом смерти были присущи и самой матери. Она так охарактеризовала некоторые из них: "В детстве я боялась ходить по темным улицам одна. Когда из­дали показывался человек, то радовалась, что хоть кто-то появился, а когда он подходил побли­же, начинала бояться — вдруг он нападет на меня. Страх заболеть был всегда (сейчас у меня бронхи­альная астма). Параллельно с этим страхом был и страх боли. Особенно почему-то боялась аппенди­цита. Этот страх остался до сих пор. Потом стала считать, что "наболелась" достаточно, теперь, на­верное, умру..."



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.