|
|||
Зигмунд ФрейдЗигмунд Фрейд Бессознательное– все психические явления и процессы, протекающие вне сферы разума, неосознаваемые и неподдающиеся контролю воли. Сознательная информация может забываться, тягостные воспоминания вытесняются, а то, что воспринимается человеком как негативное, злое и отрицательное, подавляется. Все это и составляет содержание бессознательного. Граница между сознанием и бессознательным размыта, существует множество психических явлений, которые мигрируют из сознания в бессознательное и наоборот. Для того чтобы обозначить границу между сознанием и бессознательным, Фрейд вводит понятие подсознания. Подсознание – это те бессознательные психические явления, которые связаны с переходом на уровень сознания. Бессознательное прорывается наружу в виде сновидений, гипнотических состояний, оговорок, ошибок и неправильных действий, по этим "следам" мы и узнаем о бессознательном. Фрейд утверждал, что бессознательное первично по отношению к сознанию и определяет его. До Фрейда бессознательное считалось низшей формой психической активности, которая преодолевается благодаря сознанию. Фрейд отверг тезис о том, что сознание первично, а бессознательное лишь недоразвитое сознание, и подтвердил это богатым опытом наблюдения и лечения. Фрейд определяет сознательное как «Я» или сознание. Сознание — это то, что человек способен контролировать, что он использует, познавая, принимая решения, осознавая в творческой деятельности. Он думает, как изложить свои мысли на бумаге, подбирает слова и образы, переделывает текст. Это работа сознания. Однако параллельно в нем идет еще более интенсивная психическая работа, которую он не осознает, а только догадывается, что она идет, поскольку его будоражит нечто, останавливая или направляя, мешая думать или помогая, озаряя вдруг в самом неподходящем месте счастливой догадкой. Это — из области подсознания. Подсознание начинает наполняться в детстве. Это душевные потрясения, чувства или желания, пережитые ребенком, но забытые им, так как его сознание, по каким-либо причинам боится или стыдится воспоминания о них. Узнать о том, что находится в подсознании, можно через сны, оговорки или АССОЦИАЦИИ. Сознание разрабатывает проблему по горизонтали. Но прорыв в неведомое происходит по вертикали, и новая идея рождается сначала в бессознательном. В ведении бессознательного — интуиция, которая подсказывает: «не ходи туда», «уйди отсюда» или «ты на верном пути». Интуитивно человек выбирает лучшую из многих возможностей. Приспособительная функция подсознания направлена на решение актуальных проблем, связанных и с реализацией инстинктов. Если у человека доминирующий инстинкт направлен на сохранение потомства, в подсознании главенствуют дети и их заботы, если доминирует инстинкт исследователя, в подсознании главенствуют научные и творческие проблемы. Фрейд подметил, что подсознание, имея свои, только ему до поры до времени известные мотивы и установки, активно сопротивляется мотивам и установкам сознания. Он полагал, что в действиях человека не бывает ничего случайного, и если нам кажется, что что-то произошло случайно, Фрейд бы поправил нас, объяснив, что это работа подсознания и его «голос» нужно учиться слышать. По мнению Фрейда, главная функция бессознательного – охранять сознание и уменьшать груз тягостных переживаний. Содержание бессознательного носит сексуальный характер. В бессознательном формируются комплексы – устойчивые психические структуры, которые складываются вокруг сильных переживаний, а затем вытесняются и могут стать причиной психических заболеваний. Обнаружить комплекс, довести до сознания и тем самым избавить человека от него можно с помощью свободных ассоциаций или толкования сновидений. Бессознательное в человеке – совокупность его природных качеств, первобытных инстинктов, унаследованных от животных-предков. Эти-то инстинкты и определяют человеческие чувства, желания, мысли и поступки. Из всех бессознательных инстинктов наиболее сильным является половая, или сексуальная, страсть, которую Фрейд называет «либидо». В нем сконцентрирована вся жизненная энергия человека. Но, живя в обществе и в коллективе, а не в лесу и не в стаде, человек не может вполне исполнить или удовлетворить все свои сексуальные желания. Ему приходится сознательно их ограничивать, подавлять, бороться с ними. В этом случае его половая энергия устремляется в какое-либо другое русло: художественного творчества, научного поиска, общественно-политической деятельности, спортивных достижений и во что угодно еще. Такое вытеснение сексуальных желаний и преобразование их в иные виды деятельности Фрейд называет сублимацией(от лат. sublimare– «возносить или переходить»). Фрейд предложил собственную модель субъективности, в которой представлены и сознание и бессознательное. В субъективной реальности он выделяет: "Оно" или "Id" – глубинный слой бессознательных влечений личности, в котором главенствует принцип наслаждения; Ид (Оно) — это источник примитивных биологических влечений и инстинктов, целиком относящийся к сфере бессознательного. "Я" или "Ego" – сознание, посредник между бессознательным и внешним миром, в этой сфере действует принцип реальности; Эго (Я) — это рациональная и наиболее осознаваемая часть личности, призванная адаптировать побуждения Ид к социальным, экономическим и иным ограничениям, налагаемым внешним миром. "Сверх-Я" или "Super-Ego" – установки общества и культуры, моральная цензура, совесть. Супер-Эго (Сверх-Я)— это усваиваемая система норм, правил и ограничений, накладываемых на индивида семьей и обществом, которая частично осознается, частично остается в бессознательном. "Сверх-Я" выполняет репрессивные функции, а инструментом репрессии выступает "Я". "Я" – посредник между внешним миром и "Оно", "Я" стремится сделать "Оно" приемлемым для мира или привести мир в соответствии с желаниями "Оно". Под внешним миром понимается культура, которая как раз и состоит из требований "Сверх-Я", т.е. норм и правил, противоречащих желаниям "Оно". Чтобы проиллюстрировать взаимоотношения "Я" и "Оно", Фрейд предложил образ всадника "Я", который управляет лошадью – "Оно". Когда человек здоров, "Я" властвует над "Оно", превращает волю "Оно" в собственное действие. Но если противоречия между стремлениями "Оно" и установками "Сверх-Я" становятся непреодолимыми, то "Оно" вырывается из-под контроля "Я", это, по мнению Фрейда, и становится главной причиной неврозов. Инстинкты жизни (Эрос) включают в себя голод, жажду, сексуальную активность и направлены на самосохранение особи и выживание вида. Это созидательные, поддерживающие жизнь силы. Та форма психической энергии, в которой они проявляют себя, получила название либидо. Фрейд верил в то, что людям присуще и стремление к смерти. Карл Юнг 1. Коллективное бессознательное является одной из форм проявления бессознательного, единой для всего общества и являющейся продуктом наследуемых структур мозга на генном уровне. Основным отличие коллективного бессознательного от индивидуального является тот факт, что оно является общим для всех представителей человечества и не зависит от имеющегося у человека индивидуального опыта, полученного в процессе его жизнедеятельности. Оно представляет собой своеобразный «общий знаменатель» для различных людей. Юнг рассматривает коллективное бессознательное как неотъемлемую частью психики, которое не связано с личным опытом человека и «не является индивидуальным приобретением». «Если личное бессознательное состоит в основном из элементов, которые одно время осознавались, но впоследствии исчезли из сознания в результате забывания или вытеснения, то элементы коллективного бессознательного ни когда не были в сознании и, следовательно, ни когда не обретались индивидуально, а своим существованием обязаны исключительно наследственности». Таким образом, коллективное бессознательное является универсальным для всех «индивидов». Согласно концепции Юнга, индивидуальное бессознательное является частью «коллективного бессознательного». Индивидуальное бессознательное состоит из «эмоционально окрашенных комплексов», которые образуют «интимную душевную жизнь личности». Коллективное бессознательное состоит из «архетипов» или «архетипических мотивов». «Архетипические мотивы» - это формы и образы, которые являются источником мифологии, фольклора, религии, искусства. По мнению Юнга, любая существенная идея или воззрение опирается на «архетипическую проформу», «образы которых возникли, когда сознание еще не думало, а воспринимало». Юнг утверждает, что миф это в первую очередь психическое явление, «выражающее глубинную суть души». Древний человек переносил свои душевные переживания на процессы внешнего мира, т. к. его сознание не было отделено от бессознательного от природы. 1. Эго — это сознание человека, или всё, что мы имеем в виду, когда говорим «Я». Оно состоит из ощущений, воспоминаний, мыслей, перцепций. Эго отвечает за самоотождествление, и фактически является центром личности. 2. Под уровнем сознания находится личное бессознательное. Этот уровень бессознательного не слишком глубок, находящиеся там события могут быть восстановлены в сознании с помощью некоторых усилий. Личное бессознательное — это область бессознательного, содержащая в себе образования, прежде находившиеся на уровне сознания, но впоследствии забытые или подвергшиеся вытеснению. Оно состоит из всех воспоминаний, ощущений, страхов, импульсов и желаний, нечетких восприятий и другого личного опыта, подвергшегося вытеснению или просто забытого. Личное бессознательное постоянно наполняется новыми переживаниями, которые мы либо игнорируем, либо до конца не осознаем. Содержание личного бессознательного сгруппировано в определенные тематические комплексы: эмоции, воспоминания, желания и тому подобное. Данные комплексы проявляются в сознании в виде определенных доминирующих идей — идеи силы или идеи неполноценности — и таким образом оказывают влияние на поведение. Комплекс предстает чем-то вроде маленькой личности внутри личности человека как целого.
Сравним с Фрейдом
Юнг открыл, что личное бессознательное содержит в себе комплексы чувств, представлений, мотивов и установок, которые были вытеснены из сознания индивидуума и/или из памяти его семьи, рода. Комплекс состоит из группы психических проявлений и чувств, привязанных к этим проявлениям. Комплексы могут быть частично осознаваемы или вытесненными в бессознательное. Комплекс вытесняется в силу душевной боли, связанной с воспоминаниями о травме, в результате которой образовался комплекс или в связи с неприемлемой репрезентацией комплекса. Юнг предположил, что комплексы являются фрагментами психики, осколочными психе. Источником происхождения комплекса является травма, эмоциональный шок или моральный конфликт. Юнг считал, что в ситуации травматического воздействия психика начинает образовывать множество различных комплексов, каждый из которых содержит определенный набор архетипических мотивов или образов в своей сердцевине, которые сформированы более глубокими «пластами» бессознательного, придающими им нуминозный характер. Диссоциация психического на комплексы это способ самосохранения, надежный, но разрывающий связь с реальностью, вплоть до актуализации психотического содержимого бессознательного. Иными словами Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, воспоминаний, существующая в личном бессознательном. У него есть ядро, действующее как своего рода магнит, притягивающий или "констеллирующий" различные переживания и психические проявления. Юнг назвал вытесненные эмоциональные конфликты комплексами. Он дал им название «комплекс». В аналитической психологии комплекс (лат. complexus — связь, сочетание) — совокупность отдельных психологических явлений, идей или образов. В психоанализе комплекс интерпретируется как совокупность полностью или частично бессознательных взаимосвязанных, эффективно окрашенных элементов (импульсов, идей, представлений), которая обусловливает структуру и направленность сознания. Комплексы накладывают отпечаток на психику и поведение человека. Они характеризуются аффектом, независимо от того, сознает это человек или нет. Они всегда относительно автономны. Фрейд описал Эдипов комплекс, комплекс кастрации, А. Адлер — комплекс неполно> ценности, К. Г. Юнг — комплекс Электры. Согласно Юнгу комплексы — это такие психические явления, которые лишены контроля со стороны сознания. Они вытеснены в подсознание, откуда могут постоянно препятствовать или, наоборот, содействовать работе сознания. Комплекс всегда содержит в себе нечто вроде конфликта или, по край> ней мере, является либо его причиной, либо его следствием. Во всяком случае, комплексу присущи признаки конфликта, подавленного желания, шока, потрясения, несовместимости. Это болевые точки, оказывающее существенное влияние на поведение и установки людей. Комплекс стал одним из основных понятий глубинной психологии. Комплексы являются в этом смысле центром или узловым пунктом душевной жизни, без них нельзя обойтись, более того, они должны присутствовать, потому что в противном случае душевная деятельность пришла бы в состояние застоя. Но комплексы означают также и область, где, по крайней мере, человек терпит поражение, где нельзя что>либо преодолеть или осилить, т. е., без сомнения, это слабое место. Цель психотерапии состоит не в том, чтобы избавиться от комплексов. Важно снизить его отрицательное воздействие на человека, указывая на ту роль, которую он играет в стереотипах поведения и эмоциональных реакциях.
Различия 1. Юнг определил концепцию либидо как общую жизненную энергию или жизненную силу, которая будет меняться в зависимости от того, что является наиболее важным в то время для биологической эволюции нашего организма: еда, смерть, секс. Но концепция либидо Фрейда была иной. Он сказал, что это была преимущественно сексуальная энергия, сконцентрированная в разных частях тела на протяжении всего психосексуального развития человека. 2. Для Фрейда психическая структура имеет три уровня: предсознательное, сознательное и бессознательное.Юнг, согласился c сознательным, но он говорил о двух бессознательных: личном и коллективном.
|
|||
|