|
|||
Особенности организации местного самоуправленияЗадание 13 (01.06.2020) Особенности организации местного самоуправления на отдельных территориях Особенности организации местного самоуправления обусловлены видом муниципального образования, отличительными чертами его правового статуса, закрепляемого федеральными законами, историческими и иными местными традициями, другими факторами. Положения ст. 79 Федерального закона 2003 года, регламентирующие особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения, имеют особую актуальность. Это обусловлено статусом данных городов, ведь Москва, Санкт-Петербург, Севастополь – не просто городские поселения, а крупнейшие мегаполисы со сложной социально-экономической инфраструктурой, имеющие статус субъектов Федерации. Москва также является столицей России, в ней сосредоточены основные органы государственного управления, представительства иностранных государств и международных организаций. Федеральный закон №131–ФЗ устанавливает, что в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе в соответствии с уставами указанных субъектов РФ местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Установление и изменение границ внутригородских муниципальных образований, их преобразование в городах федерального значения осуществляются законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга с учетом мнения населения соответствующих внутригородских территорий. Перечень вопросов местного значения, источники доходов местных бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяются законами субъектов РФ - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга исходя из необходимости сохранения единства городского хозяйства. Установленные Федеральным законом №131–ФЗ, другими федеральными законами источники доходов местных бюджетов, не отнесенные законами субъектов РФ (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) к источникам доходов бюджетов внутригородских муниципальных образований, зачисляются в бюджеты субъектов РФ (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Предусмотренные федеральными законами полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в том случае, если соответствующие вопросы определены как вопросы местного значения законами субъектов РФ (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга определяется законами субъектов РФ (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с ч.1-3 ст.50 Федерального закона 2003 года и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов РФ (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Значительными особенностями обладает местное самоуправление в закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО). Согласно ст. 80 Федерального закона 2003 года закрытые административно-территориальные образования являются городскими округами.Особенности осуществления местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях устанавливаются федеральными законами. Правовое регулирование отношений, связанных с особенностями местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях, осуществляется Законом РФ от 14 июля 1992 года №3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» (в ред. от 22.11.2011 г.). Согласно ст. 1 данного Закона закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее органы местного самоуправления административно-территориальное образование, созданное в целях обеспечения безопасного функционирования находящихся на его территории организаций, осуществляющих разработку, изготовление, хранение и утилизацию оружия массового поражения, переработку радиоактивных и других представляющих повышенную опасность техногенного характера материалов, военных и иных объектов, для которых в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства устанавливается особый режим безопасного функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан. В свою очередь ст. 2 Закона устанавливает, что территория и границы закрытого административно-территориального образования определяются исходя из особого режима безопасного функционирования организаций и (или) объектов, а также с учетом потребностей развития населенных пунктов. При установлении и (или) изменении границ закрытого административно-территориального образования и при его преобразовании требования законодательстваРоссийской Федерации об учете мнения населения не применяются. Таким образом, все правила Федерального закона 2003 года, когда речь идет и территории и границах, не действуют. Более того, границы закрытого административно-территориального образования на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов Российской Федерации. Населенные пункты, расположенные в закрытом административно-территориальном образовании, входят в состав городского округа. Решение о создании, преобразовании или об упразднении ЗАТО принимается Президентом Российской Федерации на основании предложения Правительства РФ по согласованию с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся соответствующие территории. Особенности организации местного самоуправления в закрытом административно-территориальном образовании закреплены в ст. 4 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании». Необходимо отметить, что данный Закон также определяет специфику: а) формирования бюджета закрытого административно-территориального образования (ст. 5); б) составления, утверждения и исполнения бюджета (ст. 5.1). Кроме этого, указанный Закон регламентирует особенности землепользования в ЗАТО (ст. 6). Так же, как и ЗАТО, наукограды в соответствии со ст. 81 Федерального закона №131–ФЗ наделяются статусом городских округов(Федеральный закон №154–ФЗ не упоминал об особенностях организации местного самоуправления в наукоградах). В настоящее время правовой статус и особенности осуществления местного самоуправления в наукоградах определяются Федеральным законом от 7 апреля 1999 года №70–ФЗ «О статусе наукограда Российской Федерации» (с посл. изм. от 27 декабря 2009 года). Так, согласно ст. 1 данного Закона наукоград представляет собой муниципальное образование со статусом городского округа, имеющее высокий научно-технический потенциал, с градообразующим научно-производственным комплексом (совокупность организаций, осуществляющих научную, научно-техническую, инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники Российской Федерации). Муниципальное образование, претендующее на присвоение статуса наукограда, должно иметь научно-производственный комплекс, расположенный на территории данного муниципального образования, который должен быть градообразующим и отвечать критериям, установленным в ст. 2.1 Федерального закона №70–ФЗ. Статус наукограда присваивается муниципальному образованию Правительством РФ с установлением срока этого статуса. Присвоение муниципальному образованию статуса наукограда является основанием предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством РФ (ст. 8). Установление и изменение границы наукограда осуществляются в порядке, определенном законом соответствующего субъекта РФ (ст. 9). Муниципальное образование, имеющее статус наукограда, должно способствовать развитию международного научного и научно-технического сотрудничества организаций научно-производственного комплекса, используя свое право осуществлять международные и внешнеэкономические связи в соответствии с федеральным законодательством. Значительными особенностями обладает местное самоуправление и на приграничных территориях.Согласно ст. 82 Федерального закона №131–ФЗ особенности осуществления местного самоуправления на приграничных территориях устанавливаются федеральным законом, определяющим режим приграничной территории. В соответствии со ст. 16 Закона РФ от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» (с посл. изм. от 25 июня 2012 г.) пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе на суше, морскому побережью Российской Федерации, российским берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, и в пределах территорий островов на указанных водных объектах. В пограничную зону по предложениям органов местного самоуправления поселений могут не включаться отдельные территории населенных пунктов поселений и санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие знаки. Своеобразие местного самоуправления в приграничных муниципальных образованиях в основном обусловлено особым режимом пребывания, равно как и передвижения и осуществления хозяйственной и прочей деятельности на соответствующих территориях. Для содействия в обеспечении такого режима органы местного самоуправления в соответствии с полномочиями, устанавливаемыми законодательством РФ, организации (независимо от форм собственности) и их объединения, общественные объединения и их должностные лица: 1) предоставляют в соответствии с законодательством РФ земельные участки для нужд защиты Государственной границы, осуществляют контроль за использованием земли и соблюдением на этих участках законодательства РФ об охране окружающей среды; 2) оказывают помощь пограничным органам, Войскам противовоздушной обороны, Военно-Морскому Флоту, государственным органам, осуществляющим различные виды контроля на Государственной границе, исполняют их законные предписания, предоставляют необходимую для их деятельности информацию; 3) создают условия для участия граждан на добровольных началах в защите Государственной границы в пределах приграничной территории. Уставами муниципальных образований, расположенных полностью или частично на приграничной территории, могут быть предусмотрены должностные лица местного самоуправления по пограничным вопросам (ст. 37 Закона РФ № 4730-I).
Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции).Местное самоуправление в названных районах страны в целом строится на основах, установленных Федеральным законом №131–ФЗ. Это значит, что в этих районах также возможны указанные в Законе виды муниципальных образований. Дополнениями от 18 октября 2007 года в Федеральный закон №131–ФЗ включена ст. 82.1 «Особенности организации местного самоуправления в муниципальных образованиях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов (продукции)». При этом в данной статье каких-то особенностей именно организации местного самоуправления на указанных территориях не установлено. Закреплено лишь, что размещение и исполнение заказа на «северный завоз» - забота органов исполнительной власти субъектов РФ. А если что-то не включено в их перечень, тогда полномочия по размещению и исполнению заказа на поставки иных товаров и оказание иных услуг осуществляются органами местного самоуправления указанных муниципальных образований. Вместе с тем организация местного самоуправления в названных частях страны должна считаться – в определенной мере – с возможностями специфической организации жизни местного населения. В частности, в отношении лиц, принадлежащих к коренным малочисленным народам, надо считаться не только с их бытовыми обычаями, но и с ранее сложившейся, ныне возрождающейся самоорганизацией жизни, построенной на принципах общинного самоуправления. Федеральный закон от 20 июля 2000 года №104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (с изм. от 2 февраля 2006 года) устанавливает общие принципы организации и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, создаваемых в целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов указанных коренных малочисленных народов, а также определяет правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления. Внешне общинное самоуправление в чем-то похоже на территориальное общественное самоуправление (ТОС), предусмотренное Федеральным законом 2003 года, но все-таки ТОС включается в систему местного самоуправления, чего нельзя сказать об общинном самоуправлении. Органы местного самоуправления тесно взаимодействуют с коренными малочисленными народами, проживающими в границах территории соответствующего муниципального образования, с представителями их общин. НовеллойФедерального закона №131–ФЗ является ст. 82.2«Особенности организации местного самоуправления на территории инновационного центра «Сколково»,согласно которой особенности организации местного самоуправления на данной территории устанавливаются Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково» (в ред. от 28 ноября 2011 года). Данный Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечении жизнедеятельности на его территории. К отношениям, не урегулированным данным Законом, применяется законодательство РФ.
Вопросы: 1) Какие муниципальные образования входят в состав таких субъектов федерации, как города федерального значения (вспоминаем лекции вживую, мы об этом говорили и даже записывали, или уточняем в паутине)? 2) Какими муниципальными образованиями являются ЗАТО? 3) Учитывается ли мнение населения при изменении границ ЗАТО? 4) Кто принимает решение о создании, преобразовании или об упразднении ЗАТО? 5) При каких условиях муниципальное образование может претендовать на статус наукограда? 6) В пределах каких территорий может устанавливаться пограничная зона и какие территории и объекты не могут быть включены в нее? 7) Какого уровня власти занимаются формированием Перечня поставок товаров и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности жителей Крайнего Севера и приравненных к ним территорий и что входит в этот перечень? 8) На какую форму самоуправления похожа деятельность общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока?
|
|||
|