|
|||||||
Таблица классификации ошибок на письме и их причиныТаблица классификации ошибок на письме и их причины (по лекциям В.К.Воробьевой, 2004 г.) 3
Ошибки у детей с ОНР | Причины | ||||||
Ошибки на уровне записи буквы | Срисовывание буквы с образца, а не написание по образцу | Буква отсутствует в представлении как определенный графический образ; ребенок не перешел от устной речи к письменной, которая предполагает усвоение системы графических знаков; нет соотнесения звука с графическим образом, т. е с буквой. | |||||
Неусвоение пространственного расположения отдельных элементов буквы | При написании вопросы типа: В какую сторону рожки у К писать? | Нарушение пространственной ориентировки | |||||
Неправильное расположение буквы на строке | зеркальное написание буквы | ||||||
Ошибки на уровне записи слова | Ошибки фонетико-фонематического плана | Пропуски букв | Пропуски гласных: Кша(каша) Человк (человек), гнздо (гнездо) Брт (брат), овщ (овощи), овц (овцы) | Нарушение дифференциации названий буквы и произнесения звука (буква К (название «ка»), а звук [к]); Несформированность слоговой структуры слова – произнесение переносится на письмо ([человк] при произнесении происходит звуковая элизия); Н.П.Карпенко, П.Я.Гальперин – невнимание, отсутствие контроля → формирование внимания в виде контроля | |||
Замены букв | Нушна (нужна), шурчат (журчат), доварищ (товарищ), дожтя (дождя), щелые (целые) Щелые (целые), истугался (испугался), пишу (пищу), вдриг (вдруг) Черёмука (черемуха) | Акустическое сходство соответствующих звуков; Оптическое сходство букв при написании (количество элементов различно, а способы соединения одинаковы; сходство написания 1-го элемента (Садовникова квалифицирует данную ошибку как кинестетическую и считает ее наиболее частотной)); Артикуляционное сходство звуков ([к] и [х] – заднеязычные, но различаются по способу образования: [к] – смычный, а [х] – щелевой – место образования преграды одинаково); | |||||
Наиболее частотной является фонематическая дисграфия / акустическая дисграфия; Левина – самые частотные ошибки – это ошибки фонематического характера; причина фонематической / акустической дисграфии – несформированность фонематического слуха; Корнев: ошибок фонематического плана выделяется около 30%, из них 16% обусловлено несформированностью фонемного анализа. | |||||||
Лурия, Токарева: если у ребенка обнаруживается оптическая дисграфия, когда наиболее частотными ошибками оказываются замены букв на основе оптического сходства → серьезное мозговое заболевание → нарушен не только речеслуховой и рече-двигательный анализатор, но и самый молодой, зрительный анализатор. | |||||||
Чаще всего замены по артикуляционному сходству будут отмечаться у алаликов. Дизартрики, как правило, не допускают замены артикуляционного характера, т.к. (Н.И.Жинкин) фонетический слух у них сохранен → сохранность контроля за собственным произнесением. | |||||||
Добавление букв | Девочика (девочка) | Из-за несформированности и трудности произнесения в стечения согласных добавляются гласные; согласные добавляются крайне редко (случайно). | |||||
Перестановка букв | Бегер (берег) | Нарушение фонемной программы слова → Несформированность упреждающего синтеза (Н.И.Жинкин) – запомнить то, что написал и предвосхитить в нужной последовательности элементы → упор в работе на пофонемный / побуквенный анализ | |||||
Уподобление | В комнуту (в комнату), настутило (наступило), фабкика (фабрика), скздь (сквозь), мисьмо (письмо), пятьня (пятна), тетлые (теплые), родмыми (родными), приграсили (пригласили) | ||||||
Ошибки записи слоговой структуры слова | Пропуски слогов | Работут (работаю); светр (светлый); деж (дежурный); весе (весело), кряка (крякает), таващи (товарищи), дере (дереве) | Нарушение слоговой структуры слова | ||||
Добавление слогов | Напопополам (напополам) | ||||||
Послоговой повтор не обеспечивает правильного письма. | |||||||
Раздельное написание частей слов | Насту пил (наступил); чере муха (черемуха), смо три (смотри) | Незнание семантики слова – из нового слова выделяются тот кусочек, который наиболее знаком | |||||
На ступил (наступил); за мерзла (замерзла) | Нарушение дифференциации между предлогом и приставкой | ||||||
Ошибки комбинированного характера | Сасыжана (засыпанный) | ||||||
Ошибки на уровне записи предложений | Слитной написание слов или их частей | Уелушитсий (У елки пушистый зайчик.), Ушклыгроп (У школы сугроб.) | Несформированность лексико-семантического анализа | ||||
Слитное написание слов (контаминация) | Красими (красивый мишка) | ||||||
Слитное написание целых слов | Теплые лучи (теплые лучи) | ||||||
Несоблюдение графических знаков | В начале предложения не пишется заглавная буква, а в конце предложения не ставится точка | Не вычленение смысловых частей (предложений) – трудности смыслового декодирования в процессе воспроизведения диктанта. | |||||
Пропуск значимый для понимания предложения слов | Лена и Вова стирают с парт. (Лена и Вова стирают пяль с парт); Мамай свой труд (любит); Звонко жук (гудел); Кот полез (гнездо) | ||||||
Повторение слов в предложении | Вот упал снежный снежный ком. | ||||||
Ошибки грамматического характера (грамматика соединяет слова в предложении) | Нарушение глагольного управления | У друзев (в друзей); на деревьев растут (на деревьях растут) | Несформированность зависимости предлога от глагола и падежа от предлога: глагол требует определенного падежа от зависимого слова – глагол управляет выбором предлога, а предлог управляет выбором падежа → двойная зависимость → сложность → частые нарушения данной зависимости; на уроках отрабатывается лексическая сочетаемость глагола с последующим предлогом + предлог с окончанием | ||||
Нарушение отношений согласования | Много птица (много птиц) | ||||||
До революции существовало 7 падежей: существующие ныне и изъяснительный (во лбу, на дому), после революции данный падеж объединили с предложным → наиболее труден для усвоения | |||||||
Ошибки морфологического характера | Апельсячий сок | Несформированность морфемного анализа | |||||
Ошибки на уровне записи текста | Ошибки смыслового плана | Большие смысловые пробелы (Н.И.Жинкин) | Пропуск целых смысловых отрезков | Нарушение фактологической программы | |||
Малые смысловые пробелы (Н.И.Жинкин) | Пропуск отдельных предложений или их отрезков | ||||||
Смысловая персеверация | Инертное застревание на одном и том же смысловом отрезке | ||||||
Ошибки речевого плана (дизорфографические) | |||||||
Стилистические ошибки | Из изложения по «Му-му» Тургенева: Герасим пригласил Му-му в трактир. Му-му съела полтарелки, а потом отказалась и т.д. | Несформированность лексико-семантического анализа | |||||
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|