Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Тема: «Игорь Стравинский-революция в музыке»



 

Всё что выделено цветом записать! Выполняем в тетради, приносим в среду 13.01.2021

 

Урок в 7 классе: 11.01.2021

Тема: «Игорь Стравинский-революция в музыке»

 

-Композитор, о котором сегодня пойдет речь говорил о себе так: ...Я был рожден не вовремя. По темпераменту и склонностям мне надлежало, как и Баху, хотя и иного масштаба, жить в безвестности и регулярно творить для установленной службы и Бога. Я устоял в мире, в котором был рожден... я выжил... несмотря на торгашества издателей, музыкальные фестивали, рекламу...

Это Игорь Федорович Стравинский. Возможно, некоторые из вас даже не знали о нем. Это не страшно. Ведь как только зазвучит музыка этого композитора все сразу вспомнят, что хоть раз, но слышали ее. И.Ф.Стравинский был одним из величайших композиторов ХХ столетия, игравшим ключевую роль в развитии самых разных направлений в музыке на протяжении почти полувека...

 

Родился 17 июня 1882 г. в Ораниенбауме (ныне город Ломоносов) в семье известного оперного певца Ф. И. Стравинского. Музыкантом становиться не собирался и в 1900 г. поступил в Петербургский университет на юридический факультет.

В студенческие годы Стравинский познакомился с Н. А. Римским-Корсаковым и с 1903 г. стал брать у него уроки. Эти занятия продолжались до смерти учителя в 1908 г.

Уже в 1910 г. Стравинский написал свой первый балет «Жар-птица», поставленный в Париже по инициативе С. П. Дягилева в рамках «Русских сезонов» за границей. 

 

О чем этот балет?

«Мрачно в зачарованном царстве Кащея. Издалека приближается Черный всадник — Ночь. В полутьме вырисовывается волшебный замок, окруженный заповедным садом с высокой стеной. С зарей в саду загораются таинственным светом волшебные золотые яблоки и появляется Жар-птица. Она кружится вокруг чудесной яблони, не замечая Ивана-царевича, который тайком перебрался через стену. Иван-царевич ловит Жар-птицу. Она мечется, но царевич держит ее крепко. Тогда Жар-птица переходит от борьбы к мольбам, и Иван-царевич уступает: Жар-птица улетает, оставив в руках юноши три своих пера, а из заколдованного терема Кащея в сад выходят его пленницы-царевны. Царевны играют вокруг яблони, и затаившийся царевич хватает одну из них. Царевна рассказывает ему, что злой Кащей похитил ее из родного дома и держит здесь в плену. Иван-царевич решает освободить прекрасных пленниц. Белый всадник — Утро — уже проехал мимо сада. Совсем рассвело, царевны, покорные воле Кащея, скрылись в тереме. Появляется Кащей, которого ведут под руки слуги. Он движется прямо на царевича, которому грозит участь всех, посмевших нарушить границы Кащеева сада: он превратится в камень. В последний момент Иван-царевич вспоминает о волшебных перьях Жар-птицы. И вот она уже рядом. Тем временем царевич добывает яйцо, в котором заключена смерть Кащея, и разбивает его, Кащей падает замертво. Сад озаряется волшебным светом, свободны царевны, оживают и витязи, обращенные в камни. Жар-птица подает руку освободителю.»

-Сейчас мы просмотрим отрывок из балета «Жар птица»

 

Следующий балет Стравинского — «Петрушка» (1911 г.) также стал событием «Русских сезонов» и принёс композитору мировую известность. Премьера балета  состоялась в 1911 в Париже.
О чем этот балет?

«Гулянье на масленице в Петербурге. Балаганы на Царицыном лугу. Здесь пестрая толпа: военные, купцы, петербургские франты, старая графиня с лакеем, воспитанники кадетского корпуса, горничные, мастеровые. Появляются шарманщики и уличные плясуньи. Они озябли, но все же начинают представление. Шум праздничной толпы прерывается барабанным боем. Два гренадера эпохи Николая 1 отодвигают толпу и открывают скрытый за ситцевой занавеской балаган. Появляется Фокусник чародей, одетый в восточный костюм. Он делает пассы и наигрывает на флейте. Внутри балагана видны три куклы на штативах: слева Арап, посредине Балерина, справа Петрушка. Куклы начинают плясать, вначале на месте, а потом среди толпы. Балерина, пустенькая кокетка, танцует то с одним, то с другим, а Петрушка, ревнуя ее к Арапу, ударяет соперника палкой. Гаснет свет. Падает занавес. Появляются гренадеры звучит барабанная дробь.

Комната Петрушки, серая, неприглядная. В ней одиноко, как в тюремной камере. Раздается пронзительный вопль. Нога Фокусника вталкивает Петрушку в дверь. Он падает на пол жалкий, несчастный. Петрушка плачет. Чародей груб и жесток с ним, а Балерина, которую он любит, увлечена Арапом. Неожиданно появляется Балерина. Петрушка счастлив! Он кружится от избытка счастья. О радость, она наконец пришла! Но Балерина не намерена задерживаться в комнате Петрушки. Она не понимает его радости, испуганно пятится к двери и уходит.Петрушка опять одинок и никому не нужен. В отчаянии он бросается к портрету безжалостного хозяина Фокусника, грозит ему. Что делать? Выхода нет. В исступлении Петрушка пробивает стенку своей комнаты. Вдалеке слышны звуки гармошки. Там жизнь и веселье!

Темнота. Снова выходят гренадеры и бьют в барабаны.

Комната Арапа с пестрыми экзотическими узорами на стенах. Ленивый Арап, лежа на оттоманке, развлекается большим кокосовым орехом. Ему нравиться, что в орехе что-то шумит, и он пытается расколоть его своей саблей. Это ему не удается, тогда он начинает молиться. В орехе сверхъестественная сила божество для тупого Арапа.

Раскрывается дверь, и на пороге появляется Балерина. Она наигрывает веселую мелодию на корнете. Арап не доволен ее появлением и не скрывает этого. Но Балерина побеждает его своим кокетством. Арап пытается ее обнять. Внезапно дверь распахивается, и с пронзительным криком влетает Петрушка. Он в исступлении носится по комнате. Арап выталкивает Петрушку из комнаты. Балерина восторгается храбростью и силой Арапа и падает в его объятья. Дробь барабанов и гренадеров.

Снова масляничное гулянье. Вечереет. В медленном, как бы скользящем танце проходит вереница кормилиц, их сменяет поводырь медведя. Вбегают ряженные. Пляс и веселье обрываются. За ситцевой занавеской балагана что-то происходит: точно кто-то хочет вырваться наружу, на волю. Наконец, выбегает испуганный Петрушка, настигаемый Арапом. Арап убивает Петрушку. Зовут будочника. Но появляется Фокусник и объясняет собравшимся, что это лишь смерть куклы, не больше. Он показывает набитое опилками тело Петрушки. Все расходятся. Неожиданно в тишине раздается пронзительный крик. Освещенный луной, на крыше балагана появляется Петрушка, который грозит»

-Смотрим отрывок из «Петрушки»

 

Третий, написанный в 1913 г., балет — «Весну священную» — публика сначала не приняла из-за слишком новаторской постановки хореографа М. М. Фокина, отказавшегося от классического балетного танца.

-Эта музыка исполнялась на открытии Олимпийских игр в Сочи в 2014. Посмотрим, как это было.

 

В 1914 г. он покинул Россию; жил сначала в Швейцарии, а с 1920 г. — во Франции. Там родились его оперы «Мавра» (1922 г.) на сюжет «Домика в Коломне» А. С. Пушкина и «Царь Эдип» (1927 г.) на сюжет трагедии Софокла. В 1939 г. Игорь Фёдорович переехал в США, где обратился к традициям джазовой музыки. В 1945 году Стравинский стал гражданином США.

...Стравинский — истинно русский композитор... Русский дух неистребим в сердце этого настоящего подлинно большого, многогранного таланта, рожденного землей русской и кровно с ней связанного...
Д. Шостакович

 

Стравинский работал практически во всех современных ему жанрах. В его творческом наследии 4 оперы, 12 балетов,  симфонии, кантаты и оратории, концерты для солирующих инструментов с оркестром, камерная инструментальная и вокальная музыка.

 

Творческую карьеру Игоря Стравинского подразделяют на три периода.

Первый этап музыкальной карьеры Стравинского  – Русский - Отсчитывается от написания оркестровой фантазии "Фейерверк" и включает три балета, созданных им для труппы С. Дягилева ("Жар - птица", "Петрушка" и "Весна священная"). Эти произведения характеризуются рядом схожих черт: все они рассчитаны на большой оркестр, и в них активно используются русские фольклорные темы и мотивы. Композитор воскрешает в музыке первозданную суровость обычаев племени, возглавляемого Старейшим - Мудрейшим, возрождает обряды весенних гаданий, заклинаний сил природы, сцену умыкания девушек, древнейший обряд Поцелуя земли, величание Избранной и, наконец, орошение земли ее жертвенной кровью. Музыка "Весны священной" насыщена такой напряженной, стихийной силой диссонансов, какая никогда еще не возникала в партитуре ни одного композитора. Сложность гармонического языка, изощренные ритмы, непрестанно меняющих свои очертания, как полыхающее пламя, сплетающиеся мелодические потоки. Все это производит впечатление какой - то первобытной дикости, мира прапредков, в котором природа и человек нераздельно едины.

Мир русской ярмарки с её озорными плясками, балаганами, уличными наигрышами шарманки и гармоники нашёл своё яркое отражение в "Петрушке" на фоне праздничного разгула толпы представлены трагические смятения кукольного героя "Петрушки", обманутого ветреной Балериной.

Впечатление оглушительного взрыва произвела музыка "Весны священной" - балета, рисующего картины языческой Руси. "Весна священная" ознаменовала начало нового этапа в истории мировой музыки. Стремясь передать "варварский" дух далёкой древности, автор применил неслыханно дерзкие созвучия, стихийные ритмы, буйные оркестровые краски. В ряде его сочинений использованы необычные ритмы, оригинальные инструментальные эффекты.

Второй периодтворчества композитора- Неоклассический- приходится на годы после Первой мировой войны, когда он постоянно жил в Париже и в 1934 году принял французское гражданство. Для музыки этого периода характерно возвращение к стилю прошлых времён (от античности до классицизма).

Третий период - "серийный" период. В 1950-е годы композитор начал использовать в своих сочинениях серийную технику. Он был великим тружеником, не позволял себе расслабляться, и в случае необходимости мог, не отрываясь, заниматься по 18 часов. Он трудился тогда в возрасте 75 лет! - по 10 часов в сутки: до обеда над сочинением музыки 4-5 часов и после обеда 5 - 6 над оркестровкой или переложением.

 Высшее достижение Стравинского - Реквием "Заупокойные песнопения". В 84 года Стравинский создал произведение, отличающееся истинными художественными прозрениями. Музыкальная речь стала более ясной и одновременно образной, эмоционально контрастной. Реквием - это итоговое сочинение Стравинского, и не только потому, что это его последнее крупное произведение, но и потому, что оно вобрало в себя, синтезировало, обобщило многое из предшествующего художественного опыта композитора.

В 1969 году здоровье его резко ухудшилось. Однако продолжало биться сердце, продлевая угасающую жизнь. Он скончался 6 апреля 1971 года - за два месяца до своего 89-летия.

 Творчество Стравинского претерпело сложную эволюцию - от импрессионизма, присущего ранним произведениям композитора, к неоклассицизму 1920 - 1930 гг. и строгой додекафонии поздних сочинений - поскольку оно живо откликалось на новые веяния, открывало новые пути музыкального искусства XX в. Произведения Стравинского вызвали много подражаний и закрепили за композитором славу одного из лидеров мирового музыкального искусства.

 

 

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА:

1. Какие оперы стали вершиной в творчестве Стравинского?

2. Напишите названия трех самых известных балетов И.Ф.Стравинского.

3. Фамилия русского композитора, у которого И.Ф.Стравинский брал уроки музыки.

4. Кто был организатором «Русских сезонов» в Париже?

5. Где и когда в наше время звучала музыка из балета И.Ф.Стравинского «Весна священная»?

6. Сколько всего балетов в творчестве И.Ф. Стравинского?

7. Сколько этапов отмечают в творчестве И.Стравинского?

8. Как называется второй  этап творчества И. Стравинского?

9. Гражданином каких стран был И.Стравинский?

10.  Какое произведение стало итоговым в жизни и творчестве И. Стравинского7



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.