![]()
|
|||||||
Хокку (Мацуо Басё) ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Хокку (Мацуо Басё) "В небе такая луна, Словно дерево спилено под корень: Белеется свежий срез".
"Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке Это её душа". Это нерифмованные трехстишья, а называются они - хоккуилихайку. Своеобразные стихи, которые требуют вдумчивого отношения. Поэзия Японии в этом и сложна, что её надо домысливать. Японская национальная одежда для мужчин и женщин кимоно. Японские музыкальные инструменты звучат очень необычно. Один из таких самобытных инструментов рютэки – японская флейта - 02. Послушайте ее звучание и сравните с тембрами известных вам инструментов. Гора Фудзияма считается одним из главных мест почитания и поклонения. Поэтому японцы считают своим долгом хотя бы раз в жизни подняться на святую гору. Дерево, которое любят, берегут и почитают японцы, называется сакура (вишня). Традиционным праздником в Японии является день цветения сакуры. Он отмечается очень своеобразно. Люди терпеливо ждут, когда начнет распускаться первый цветок. Это момент не только любования, но и глубокого раздумья о красоте и хрупкости мира. Художники, поэты и композиторы посвящают свои произведения сакуре. Послушайте японскую народную песню «Сакура» – номер 03. Во время слушания постарайтесь выявить сходство и различия японской и русской песен. После прослушивания складывается ощущение незаконченности песни. Незаконченность – это и есть особенность японской музыки. В ней зачарованность и размышление. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987г.г.), побывав в Японии, был восхищен красотой вишневых деревьев и мелодикой японских песен. Очарованный красотой Японии он создает вариации на тему японской песни “Сакура” (Вишня). Вариации - это музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы: А, А1, А2, А3,…) Послушайте Вариации Д.Б. Кабалевского – номер 04. Сможете ли вы понять эту музыку? Слушайте сердцем. Музыка Кабалевского звучит драматично. Как вы думаете, почему композитор применил в своем произведении темные краски? Композитор "сломал" песню, а ведь песня - это душа народа. Значит, что-то произошло в душе японского народа? А произошла трагедия, которая потрясла весь мир. В августе 1945 года в небе над городами Хиросимой и Нагасаки блеснули вспышки ярче тысяч солнц. Это были взрывы атомных бомб. Погибли сотни тысяч людей, многие были обречены на долгую болезнь, не только взрослые, но и дети. Своими вариациями на тему японской народной песни «Вишня» Д.Б. Кабалевский хотел почтить память японцев, в том числе и японских детей, которые погибли или пострадали в страшной трагедии. Всему миру известна история японской девочки Садако, которая родилась в семье, пострадавшей от этой трагедии. Лучевая болезнь к ней перешла по наследству. Девочка очень хотела жить и однажды она спросила у доктора: “Буду ли я жить?”. “Да” - сказал доктор, “Если ты в день будешь делать по одному журавлику и насобираешь их 1000”. Она верила древней японской легенде, в которой говорится о том, что к тому, кто сложит из бумаги тысячу журавликов, вернется здоровье. Она делала журавликов, но не успела сложить все… На 639 журавлике девочка умерла. В память о Садако дети Японии сделали журавликов и их пустили в небо. В городе Хиросиме установлен памятник этой девочке. В день трагедии тысячи людей идут к мемориалу, чтобы отдать дань памяти погибшим и несут свои гирлянды из тысячи, миллионов бумажных журавликов, которые являются символом мира и дружбы. Люди не хотят повторения это чудовищной катастрофы. Пусть больше никогда тучи войны не закроют солнце над нашей Землей. В качестве призыва к сохранению мирной жизни спойте песню«Пусть всегда будет солнце» номер 05. Пусть музыка всегда звучит и помогает людям разных стран встречаться, общаться и жить в мире. Задание в тетради. Запишите: «Музыка Японии». Рютэки – японская флейта «Сакура» («Вишня») - японская народная песня Незаконченность – это и есть особенность японской музыки. Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (1904-1987г.г.) Вариации на тему японской песни “Сакура” (Вишня). Вариации - это музыкальное произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале темы: А, А1, А2, А3,… Д/з: подобрать цвета, соответствующие характеру звучания японской народной песни «Сакура» и раскрасить понравившуюся иллюстрацию (См. приложение – раскраски). Вклеить в тетрадь. Выполните тест по теме урока «Музыка Японии» https://docs.google.com/forms/d/1Sx-ky_nfmC_8KeunXv1kb_mWL585nC7nbhHR2hpLfwI/edit#responses Желаю успеха! С уважением, учитель музыки – Александра Александровна Гладышева
|
|||||||
|