|
|||
Урок №193 Толкование Корана шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади.Урок №193 Толкование Корана шейхом АбдуРрахмааном Ас-Саади. (Желательный к изучению урок).
Сура №2 «Бакара» аяты № 212-215.
212. Мирская жизнь кажется неверующим прекрасной. Они глумятся над теми, кто уверовал. Но в День воскресения богобоязненные окажутся выше них. Аллах дарует удел без расчета, кому пожелает.
Всевышний сообщил о том, что неверующие, которые отказываются уверовать в Аллаха, Его знамения и Его посланников и которые не придерживаются законов Его религии, обольщены мирской жизнью. Она представляется прекрасной их взорам и сердцам. Они довольны мирской жизнью и возлагают на нее большие надежды. С ней связаны их желания, помыслы и деяния. Они устремляются к ней и усердно трудятся ради приобретения мирских благ. Они возвеличивают земное богатство, почитают всех, кто разделяет их точку зрения, и презирают правоверных. Они насмехаются над ними и говорят: "Неужели среди всех нас Аллах оказал милость только этим?"
Причиной этого являются безрассудство и не проницательность неверующих, которые не понимают, что земной мир является обителью испытаний и искушений, и тяготы мирской жизни выпадают как на долю правоверных, так и на долю неверующих. Однако правоверный, когда его постигают несчастья, проявляет терпение и надеется на вознаграждение, и Аллах облегчает его участь благодаря его вере и проявленному терпению, чего не происходит с остальными людьми. Гораздо важнее, чтобы человек обрел истинное превосходство в мире вечном, и поэтому далее Всевышний Аллах сказал, что в День воскресения богобоязненные праведники окажутся выше неверующих.
Богобоязненные рабы поднимутся на высокие ступени и будут наслаждаться всевозможными благами, прелестями и усладами. А неверующие попадут на различные ступени Преисподней, где они будут подвергнуты наказанию и унижению, где их уделом станет вечное несчастье, которому не будет конца. Из всего сказанного следует, что этот аят приносит утешение правоверным и предвозвещает погибель неверующих.
Поскольку творения обретают блага в этом мире и в Последней жизни строго в соответствии с предопределением и волей Аллаха, далее Всевышний Аллах сообщил, что Он наделяет богатством без расчета, кого пожелает. Земное богатство перепадает как правоверным, так и неверующим, однако духовное богатство, к которому относятся истинное знание, правая вера, любовь к Аллаху, страх перед Ним и надежда на Него и другие прекрасные качества, достаются только возлюбленным рабам Аллаха.
213. Люди были одной общиной, и Аллах отправил пророков добрыми вестниками и предостерегающими увещевателями, ниспослал вместе с ними Писание с истиной, чтобы рассудить людей в том, в чем они разошлись во мнениях. Но разошлись во мнениях относительно этого только те, кому было даровано Писание, после того, как к ним явились ясные знамения, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Аллах по Своей воле направил тех, которые уверовали, к истине, относительно которой они разошлись во мнениях. Аллах наставляет на прямой путь, кого пожелает.
Все человечество исповедовало неверие, находилось в заблуждении и было лишено счастья. Люди были лишены света и веры, но Всевышний Аллах смилостивился над ними и отправил к ним своих посланников, которые приносили благую весть и увещевали. Тем, кто повиновался Аллаху, они сообщали благую весть о благом уделе, физической и духовной силе, благополучной жизни и других плодах праведных поступков. А самое главное, они сообщали им весть о благоволении Аллаха и Райских садах. Тех же, кто ослушался Аллаха, они увещевали материальными лишениями, слабостью, унижением, тяжкой жизнью и другими плодами неповиновения и ослушания. А самое главное, они увещевали их гневом Аллаха и адским пламенем.
Аллах отправил со своими пророками писания, которые содержали правдивые повествования и справедливые повеления. Все откровения этих божественных писаний были истинными и правдивыми и разрешали любые споры относительно основных и второстепенных вопросов религии. Именно поэтому при возникновении любых разногласий и противоречий мусульмане обязаны обращаться на суд к Аллаху и Его посланнику, ведь если бы писание Аллаха и Сунна Его посланника не могли разрешить любые противоречия, то Всевышний Аллах не приказывал бы Своим рабам обращаться к ним за решением.
После упоминания великой милости, оказанной людям Писания, которая заключалась в ниспослании священных писаний и обязывала их объединиться вокруг Божьего откровения, Всевышний Аллах сообщил о том, что люди Писания поступили несправедливо и впали во многочисленные противоречия. Они разошлись во мнениях относительно писания, которого им следовало придерживаться раньше всех остальных людей. Это произошло после того, как они узнали это писание и убедились в его истинности благодаря ясным знамениям и неопровержимым свидетельствам, и поэтому они впали в глубокое заблуждение. И только мусульман Всевышний Аллах наставил на прямой путь, разъяснив им истину, относительно которой люди Писания стали пререкаться друг с другом и впали в заблуждение. Аллах разъяснил мусульманам истину во своей воле, облегчив их судьбу и проявив к ним милосердие.
Всевышний указывает на прямой путь, кому пожелает. Он призвал на прямой путь абсолютно все творения, проявив высшую справедливость, доведя до сведения людей истину и лишив их возможности оправдаться, говоря: "К нам не приходили добрые вестники и увещеватели!" Однако только своих избранных рабов Аллах наставил на прямой путь, одарив их своей милостью и оказав им поддержку. Этих рабов Всеблагой и Всевышний Аллах почтил своей милостью и добродетелью, а со всеми остальными Аллах поступил, руководствуясь своей справедливостью и мудростью.
214. Или вы полагали, что войдете в Рай, не испытав того, что постигло ваших предшественников? Их поражали нищета и болезни. Они переживали такие потрясения, что Посланник и уверовавшие вместе с ним говорили: «Когда же придет помощь Аллаха?» Воистину, помощь Аллаха близка.
Всеблагой и Всевышний Аллах сообщил о том, что рабы непременно будут подвергнуты испытанию благополучием, несчастьями и трудностями, подобно тому, как были подвергнуты испытанию предыдущие поколения. Таково установление Аллаха, которое всегда остается в силе и не подвергается изменению. Если человек начинает исповедовать религию и придерживаться Божьих законов, то он обязательно должен пройти испытание, и если он будет терпеливо выполнять повеления Аллаха, не обращая внимания на трудности, возникающие на этом пути, то он является правдивым верующим, который обретет наивысшее счастье и величие. Но если он примет искушение людей за наказание Аллаха и свернет с прямого пути по причине невзгод и трудностей, если испытания помешают ему следовать намеченным курсом, то его притязания на веру являются лживыми. Вера не зиждется на красивых словах, прекрасных пожеланиях и голословных заявлениях – она подтверждается или опровергается человеческими поступками и деяниями.
Всевышний сообщил, что предыдущие поколения людей поражали нищета и телесные болезни. Им угрожали смертью и изгнанием, лишением имущества и убийством возлюбленных, их подвергали мучительным пыткам, и трудности становились настолько невыносимыми, что правоверным казалось, что помощь Аллаха запаздывает, хотя они были твердо убеждены в том, что она непременно наступит. А поскольку Всевышний Аллах всегда ниспосылает облегчение после трудностей и помогает тем, кто оказывается в стесненном положении, Аллах сообщил о том, что божественная помощь близка.
Каждый человек, который начинает выполнять свои обязанности, неизбежно сталкивается с испытаниями, которые всякий раз становятся все сложнее и серьезнее. И если он проявляет должное терпение и продолжает выполнять свои обязанности, то испытания становятся для него милостью, а трудности сменяются благополучием и успокоением. Он одерживает победу над своими врагами и исцеляется от недугов, которыми страдала его душа. По этому поводу Всевышний сказал: «Или вы полагали, что войдете в Рай, пока Аллах не узнал тех из вас, кто сражался и кто был терпелив?» (3:142).
Всевышний сказал: «Алиф. Лям. Мим. Неужели люди полагают, что их оставят и не подвергнут искушению только за то, что они скажут: «Мы уверовали»? Мы уже подвергли искушению тех, кто был до них. Аллах непременно узнает тех, которые говорят правду, и непременно узнает лжецов» (29:1-3).
Одним словом, во время испытаний человек может обрести величие либо обречь себя на унижение.
215. Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: «Любое добро, которое вы раздаете, должно достаться родителям, близким родственникам, сиротам, беднякам, путникам. Что бы вы ни сделали доброго, Аллах знает об этом».
Люди спрашивали Пророка Мухаммада (салла Ллаху `алейхи уа салам) о том, что они должны раздавать в качестве пожертвований и кому полагаются их пожертвования. Любые большие и маленькие пожертвования в первую очередь должны достаться родителям, поскольку родители больше других заслуживают доброго отношения и поскольку человек больше всего обязан именно им. Делать добро родителям является обязанностью каждого мусульманина, и ослушаться родителей категорически запрещается. Материальная помощь родителям является одним из самых прекрасных проявлений доброго отношения к ним, а отказ в такой помощи им является самым ужасным проявлением непочтительного отношения к ним. А это значит, что состоятельный человек обязан материально обеспечивать своих родителей.
Вслед за родителями права на материальную поддержку имеют ближайшие родственники, причем их права определяются степенью родства и их материальным благосостоянием. И если человек помогает своим родственникам материально, то это засчитывается ему одновременно как пожертвование и поддержание родственных связей.
Пожертвования также полагаются сиротам, под которыми подразумеваются малолетние дети, лишенные кормильца. Совершенно очевидно, что обычно такие дети испытывают нужду, потому что они не способны самостоятельно удовлетворять свои нужды и потеряли человека, который должен был зарабатывать для них на пропитание. И поэтому заповедь помогать сиротам является проявлением Божьей милости и сострадания к Своим рабам.
Пожертвования также полагаются беднякам, которых нужда делает жалкими и униженными. Мусульмане должны помогать им материально для того, чтобы они могли приобрести все необходимое и не испытывали нужды.
Пожертвования также полагаются путникам, которые оказались в чужой стране и лишились материальных средств. Таких людей полагается обеспечить всем необходимым для того, чтобы они могли продолжить свое путешествие.
Поскольку Всевышний Аллах конкретно упомянул несколько категорий людей, которым полагаются пожертвования и которые чаще всего испытывают нужду, далее Всевышний Аллах ниспослал откровение с широким смыслом и возвестил, что любые пожертвования в пользу перечисленных категорий нуждающихся или других людей, а также любые праведные деяния и приношения, которые по праву относятся к числу добрых поступков, прекрасно известны Аллаху. Он сохраняет эти поступки и непременно вознаградит за них Своих рабов, причем размеры этого вознаграждения будут зависеть от их намерения и искренности, размеров пожертвований, людской нужды в этих пожертвованиях, их актуальности и пользы.
|
|||
|