Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕМА СОЗНАНИЕ



ТЕМА СОЗНАНИЕ

1. Проблема сознания в истории философии.

2. Теории сознания.

3. Понятие сознания.

4. Структура индивидуального сознания.

5. Проблема идеального. Самосознание.

1. Проблема сознания в истории философии

Ещё в первобытном обществе в рамках мифопредставлений сформировался взгляд на сознание как на проявление таинственного начала, управляющего телом человека. Это было связано с наблюдениями за теми процессами, которые происходят с человеком во время сна. Сновидения создавали иллюзию, что природа человека двойственна. Когда он бодрствует - это один человек, а когда спит - другой, причем совершенно неведомый первому, так как события, совершающиеся во сне, совершенно непохожи на события, совершающиеся наяву.

В античной философии этот взгляд был развит далее. Так, у Платона тело представлялось временным прибежищем бессмертной души и её рабом. В соответствии с космоцентризмом античной мысли, душа человека есть часть вечной духовной сущности Космоса. Душа, в содержательном плане, несет в себе отблеск вечный идей, носителем которых является Космос, Божественных идей. Космос заставляет вещи подражать Божественным идеям, а идеи присутствовать в вещах и определять их существование.

В Средние века на первый план выдвигаются мысль и воля надмирового бестелесного духовного начала, которое существовало до мира, создало этот мир усилием творческой воли, и человека сотворило по своему образу и подобию (в духовном плане). Душа человека есть искра Божия в нем, а разум является отблеском Божественного Логоса.

В Новое время такие немецкие философы как Готфрид Лейбниц, Георг Гегель, Георг Фихте полагали, что реальная действительность всецело зависит от деятельности особого нематериального начала - Абсолютного Духа, Абсолютной Идеи, которая на определенном этапе реализует свою деятельность посредством человека, его сознания. Сознание, по сути, является результатом развертывания этого начала, способом его самореализации.

Существовало и материалистическое объяснение феномена сознания. Так, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар считали, что сознание зависит как от деятельности тела человека, так и от воздействия на него окружающих тел. По Демокриту, в частности, сознание есть результат проникновения в голову человека тончайших атом, которые окружают всякий предмет, складываясь там в образ соответствующего предмета.

В ХVII веке Томас Гоббс писал, что сознание есть совокупность ощущений, которые представляют собой движение во внутренних органах человека, вызванное воздействием на них внешнего мира. В ХVIII веке Клодт Гельвеции утверждал, что все операции ума сводятся в конечном счете к ощущениям. В целом какой-то общепризнанной точки зрения на данную проблему не сложилось. Её нет и поныне. Но само видение проблемы со временем сильно изменилось.

Уже в ХУШ веке в философии разгорелся спор: возможно ли существование сознания вне материального носителя, сознания как такового. И если это невозможно, то откуда тогда берётся сознание? Джордж Беркли, в частности, утверждал, что внешний мир - это комбинация наших идей и существует в таком виде лишь в нашем воображении. Косная материя не способна породить в силу своей грубой природы такой тонкий феномен как человеческое сознание, человеческий дух.

Отвечая на вопрос, откуда же берется человеческое сознание, Дени Дидро высказал идею, которая активно прорабатывается и поныне, что в самом фундаменте материального мира есть особое универсальное свойство, по существу, сходное с ощущениями. Из этого свойства и возникает способность к . ощущениям, а затем и к мышлению. Это свойство - свойство отражения.

2. Теории сознания

В силу важности сознания для человеческого бытия возникло большое число теорий, объясняющих факт существования сознания. В данном случае мы не будем рассматривать теории, объясняющие сущность сознания посредством гипотез о возникновении человека в силу их принципиальной недоказуемости. В качестве объяснения сознания как уже существующего явления приведем теории физикалистского и гуманитарного толка, две из многих. Всякая теория (греч. - созерцание) - это лишь особым образом организованный взгляд на явление, и теорий по одной проблеме может быть очень много.

Примером физикалистской теории является теория отражения или информационная теория сознания. Ее популярность в ХХ веке была связана с бурным развитием естествознания и кибернетики. В соответствии с теорией отражения у объективной реальности, то есть материи, наряду с такими неотъемлемыми свойствами как движение, пространство, время, есть ещё одно свойство, также неотъемлемое – отражение.

В неживой природе предмет, на который осуществляется воздействие иным предметом, реагирует на это воздействие каким-либо определённым способом, оказывая, в свою очередь, обратное воздействие. Происходит взаимное изменение структур взаимодействующих предметов. Характер происходящих в предметах изменений в ходе взаимодействия связан с их физической природой и структурными особенностями.

В живой природе с появлением сложных молекул, прежде всего белковых, появились новые виды отражения. Они обладают особым свойством - носят обратимый характер.

С возникновением жизни как особой формы бытия появляются обмен веществ, рост, раздражимость, саморегуляция и приспособляемость к окружающей среде. Формируются особые группы клеток (нервные), специализирующиеся на выполнении функций именно направленного отражения. Особая группа клеток начинает осуществлять связь между остальными, координировать их деятельность, передавать импульсы другим органам, хранить информацию о предыдущих воздействиях, перерабатывать и видоизменять сигналы, полученные из внешней среды. Из этих клеток возникает особый орган – мозг.

Животные только приспосабливаются к окружающей среде. У высших животных это приспособление носит активный характер (метят территорию, строят сложные жилища, они способны на определенные коллективные действия). Но это не сознательная, а инстинктивная деятельность. Но здесь уже встречается психическая форма отражения, которая не сводится к пассивному отражению внешнего мира, а её результат не является точным (зеркальным) образом окружающей реальности, потому что психическое отражение обладает способностью к активному комбинированию и перестройке психических образов и реакций.

Итак, в основе всякого отражения лежат процессы взаимодействия. Всё в мире связано друг с другом, всё находится во взаимодействии. Только благодаря этому обстоятельству возможно отражение.

В ходе взаимодействия происходит перенос свойств одного объекта на другой и обратно в форме взаимного изменения их структур, осуществляется перенос сведений (информации) от одного объекта к другому посредством взаимного изменения их структур, то есть своеобразного кодирования. Эти информационные процессы лежат в основе всего разнообразия мира. Информационные процессы обладают различной сложностью, достигая наиболее высокого уровня в самоуправляющихся системах.

Данная теория, несомненно, проясняет физиологические основания деятельности сознания. Однако в стороне остается одно важнейшее обстоятельство. Сознание традиционно связывается с такой сугубо человеческой способностью как целеполагания. Цель - это то, что еще должно появиться в этом мире, а, может быть, никогда не появится. В связи с чем и возникает вопрос о возможности порождения образа несуществующей реальности, что, собственно, отражается в этом случае?

Одна из теорий гуманитарного плана связывает факт существования сознания с социальной природой человека. Социальность в данном случае понимается как принадлежность человека к сложному по своей структуре сообществу себе подобных. Сложная структура позволяет закреплять, совершенствовать и передавать в поколениях различные знания, умения и навыки, как трудовые, так и интеллектуальные. То есть если развитие животных видов шло под воздействием изменяющейся окружающей среды и приспособления к ней, то человек меняется под воздействием изменений, происходящих внутри человеческого сообщества. Если структура человеческой общности была сложной, то и её развитие шло более быстро, и наоборот. Хотя фактор влияния окружающей среды также следует учитывать

Необходимость общения, коммуникации внутри сообщества стимулировала развитие языка. Мысль всегда выражается в знаке (коде), а язык - это определенная знаковая система со своими правилами манипуляции, идет ли разговор о человеческой речи устной или письменной, языке художественных образов или языке танца.

Знак - это явление или предмет, служащий представителем другого явления или предмета, его заместителем. Речь состоит из слов, то есть условных звуковых знаков (артикуляций), обозначающих различные предметы и явления, а также мысли о них, из правил грамматики, которые позволяют строить из слов предложения. Именно предложение является средством выражения мысли.

Язык имеет материальную форму, благодаря чему становится возможным хранение, переработка и передача знаний, их накопление от поколения к поколению. Но он невозможен без смысловой (семантической) составляющей, которая по своей природе субъективна, что создает возможность бесконечных интерпретаций знаковых систем. Язык выполняет две важнейшие функции - выражения сознания и передачи информации.

Человек, развивая свой язык, усложняя свою практическую деятельность, вырабатывает символы. Символы - это такие знаки, которые представляют и замещают другие знаки. В отличие от знака символ имеет много значений (смыслов), так как между обозначаемым и обозначающем может быть один или несколько знаков-посредников, что создает ситуацию, когда один знак-символ может различным образом толковаться разными людьми, а, значит, в символе, символической деятельности реализуется творческий потенциал человека. Но в то же время появляется возможность расширения содержания сознания, преодоления прямого влияния на него природных, в частности, физиологических процессов. Результатом является порождение на основе целеполагания образов, которые еже предстоит реализовать в жизни конкретного человека.

Таким образом, социальность, жизнь в сообществе себе подобных, является основой активности сознания и развития человека, а, значит. Хотя не следует отрывать сознания и от биологической основы его функционирования. Биологическое не растворяется в социальном, хотя и тесно с ним взаимосвязано.

3. Понятие сознания

Сознание может быть осмыслено в двух основных формах: индивидуальной и коллективной (общественной). Мы рассмотрим индивидуальное сознание, его сущность и структуру.

Сознание, являясь предметом интереса различных научных дисциплин, в каждой из них рассматривается в определенном аспекте. Так, сознание с точки зрения физиологии есть переработка поступающей информации в материальном субстрате – мозге (Дельгадо Х. Мозг и сознание. М., 1971. С.33). Очевидно, что центр тяжести в рамках этого определения сознания переносится на выяснение происхождения, приема, передачи, хранения, мобилизации и последствий использования информации. То есть изучаются материальные основания функционирования сознания, но не собственно сознание.

С точки зрения психологии сознание определяется как высшая интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. Сознание есть не что иное как осознанное бытие (Общая психология. М., 1986. С.26). В данном походе обращает на себя внимание то обстоятельство, что фактически изучаются либо социальные предпосылки сознания, либо социальные последствия его активности. То есть фактически предлагается выстраивать реконструкции с тем, чтобы понять содержательную сторону актов сознания.

В рамках философии имелись многочисленные попытки определить сущность сознания. Один из многочисленных вариантов определения сознания гласит, что (Спиркин А.Г.) сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действий и предвидение их результатов, правильное регулирование и контролирование человеком своих взаимоотношений с действительностью (Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.,1972. С.78-83). Очевидно, что в рамках философского понимания сознания внимание обращается прежде всего на возможности опережающего отражения в рамках сознания, на способность к целеполаганию, на основе которой осуществляется саморегуляция человеческой деятельности, в целом на активный характер сознания.

Во всех приведенных определениях сознания отмечается связь сознания с деятельностью человека, а также фиксируются его основные функции: отражательно-информационная, ориентировочная (регулятивная) и коммуникативная.

В научной литературе часто происходит отождествление сознания, с одной стороны, с психикой, а с другой - с мышлением. Однако психическая деятельность не полностью совпадает с сознанием (есть и бессознательная психическая деятельность). Мышление же является важнейшим, но все же одним из элементов сознания.

В дальнейшем мы будем исходить из понимания сознания как прежде всего приобщенности, его связи с знанием как особой информационной системой, характерной лишь для человека (в этом смысле характерна сама структура слова «сознание»). Всякое знание - это разновидность информации. Но не всякая информация является знанием. Знание - это информация, облеченная в культурную (знаково-символическую, то есть языковую) форму.

4. Структура индивидуального сознания

Сознание возможно рассматривать и в другом аспекте, а, именно, как уже сформировавшийся феномен (данность) со своей структурой, своими закономерностями функционирования, своей особой природой. В этом случае сознание будет рассматриваться как внутренний мир человека, непосредственно ему данный, как мир субъективной реальности, рефлексии, противостоящий в познавательном плане объективной реальности. Исходя из посылки, что сознание - это прежде всего отнесенность к знанию, можно рассмотреть его структуру с точки зрения неких способностей, благодаря которым и формируется это знание. Естественно, что это лишь один из возможных вариантов структурирования сознания. Он базируется на теории познания, которую в конце XVIII века предложил И.Кант.

В структуре индивидуального сознания можно выделить три основных сферы или совокупности способностей: познавательную (когнитивную), эмоциональную и мотивационно-волевую.

Познавательная сфера включает в себя познавательные способности: чувственно-познавательную деятельность, интеллект, внимание и память.

Чувственно-познавательная деятельность подразумевает способности к ощущениям, восприятиям и представлениям, которые являются основными поставщиками и преобразователями информации о мире. Ощущения соответствуют отдельным свойствам предметов, восприятия – системе свойств предмета. Ощущения могут существовать вне восприятия (холод, темнота), но восприятия невозможны без ощущений. Итогом работы ощущений и восприятий является возникновение образа.

Образ - это отражение в нашем сознании какого-либо предмета как такового. Но это не зеркальная копия, но и не знак, подобный слову. Это не то же, что вещь или в вещи. Это нечто, соответствующее вещи, согласующееся с вещью. Это способность воспринимать информацию о вещи без восприятия её материального носителя.

Что касается представления, то это чувственно-наглядный образ предмета, сохраняемый и многократно воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов на органы чувств.

Интеллект, интеллектуальная деятельность подразумевает оперирование чувственно-познавательными образами с целью получения новой информации. Данная способность к абстрактно-мыслительной деятельности складывается на основе способности к формированию понятий. Интеллект – это не многознание, не эрудиция. Обычно, когда говорят, что этот человек интеллектуал, то имеют в виду, что его мышление обладает высокой разрешающей способностью, то есть эффективно решает определенное количество задач в единицу времени.

В интеллект включают такие способности как здравый смысл, рассудок, разум. Не следует их отождествлять.

Здравый смысл – стихийно складывающиеся под воздействием повседневного опыта взгляды людей на мир и на самих себя, принципы понимания и оценки явлений, правила действия в определенных ситуациях. Достоверность содержания здравого смысла обосновывается отсылкой к личному опыту, опыту авторитета, общедоступным данным науки, религии, искусства. Это наивный реализм, непоколебимая уверенность в данных непосредственного опыта. Здравый смысл опирается на результаты разнообразного, но привычного, опыта. Поэтому для данной интеллектуальной способности характерны стереотипы, мыслительные штампы, в целом алгоритмичность мышления.

Структуры здравого смысла базируются на нескольких основаниях. Это нормальность психофизиологических структур человеческого интеллекта («здравый»). У людей, лишенных здравого смысла, мышление отличается особой недисциплинированностью, хаотичностью, царствуют случайные, именно невероятные со здравой точки зрения, фантастические сочетания, логики (последовательности) мысли как таковой нет. Речь производит впечатление разорванной. Всему позволено сочетаться со всем. Поступки таких людей предсказать невозможно. В рамках общей психической нормы более или менее существенный недостаток здравомыслия в повседневном обиходе именую глупостью и противопоставляют здравому смыслу. И. Кант отмечал, отсутствие здравого смысла делает человека неспособным к самостоятельному применению усвоенных общих знаний, правил их применения к конкретным практическим и теоретическим ситуациям. В то же время К.Гельвеций: писал, что человек, обладающий здравым смыслом, обыкновенно не впадает ни в одно из тех заблуждений, в которые нас вовлекают страсти, но зато он лишен и тех просветлений ума, которым мы обязаны лишь сильным страстям.

Здравый смысл определяется и культурно-историческими основаниями, особенностями той или иной культуры и эпохи, стилем её мышления., характером мировоззрения, представлениями о норме, нормальности, нормальном (здравом) мышлении в конкретную эпоху. То, что не вписывается в данную мыслительную матрицу или представление о норме, считается неестественным, непонятным, ненормальным, то есть противоречащим здравому смыслу. Иными словами, здравость мышления базируется как на физиологических, так и на социальных основаниях.

Рассудок определяется как способность к мысленному упорядочиванию, систематизации на основе заранее заданных принципов того материала, который поставляют нам наши органы чувств. И.Кант отмечал, что всякое наше знание начинает с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивает в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления.

С рассудком связана способность строго оперировать понятиями, правильно классифицировать факты и явления, приводить знания в определенную систему. Рассудок не проникает в суть вещей, но он готовит материал (понятия) для подобной мыслительной деятельности, создает основу для работы нашего разума. Примерами применения рассудочной способности являются библиотечная система, вообще любая поисковая система, технологические процессы, способы применения научных методов на основе заданных принципов. Наиболее яркий в этом отношении пример - периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева. Когда возникла необходимость систематизировать огромный материал о мире химических процессов, Д.И.Менделеев предложил применить для этого не принцип вещества, а принцип атомной массы химических элементов. Веществ (соединений) в мире бесконечное множество, а вот элементов не так уж много, и их можно эффективно систематизировать, исходя из принципа массы атома.

Разум часто определяют как способность логически обрабатывать уже имеющийся в сознании информацию в форме понятий, на этой основе порождать новые понятия. В результате преодолевается исходная ограниченность материала, поставляемого органами чувств и систематизированного в результате рассудочной мыслительной деятельности. В этом случае уже нет необходимости прибегать к данным непосредственного чувственного опыта. Через анализ понятий постигается сущность явлений (бесконечное, абсолютное, вечное, закономерность).

Но под разумом можно понимать и творчески-поисковую способность, суть которой заключается в возможности выйти за пределы человеческой данной и на основе целеполагания, выбора или формулировки цели, задать принципы возможной человеческой деятельности

Под вниманием обычно понимают сосредоточенность деятельности человека, его сознания в данный момент времени на каком-либо предмете, событии, образе, проблеме, рассуждении. Определенный круг объектов в результате оказывается в фокусе сознания.

Память - это способность человека сохранять и воспроизводить свой прошлый опыт, многократно вводить эту информацию в сферу сознания и поведения. Универсальной формой организации процессов памяти выступает время, так как информация упорядочивается на основе идей прошлого, настоящего, будущего. Кроме того, выделяют долговременную и актуальную память. Особую роль в работе памяти играют развитые ассоциативные связи.

Таким образом, ведущим фактором, определяющим деятельность познавательной сферы, выступает понятийное мышление. Оно связывает все компоненты этой сферы, придает сознанию предметный и осмысленный характер. То есть сознание всегда предметно в содержательном плане, функционирует ради чего-то, определенным способом, ставит цели, достигает их, формирует целостную картину мира.

Эмоциональная сфера включает в себя психические переживания, душевное волнение, непосредственное переживание ситуации и смысла явлений. Мир в сфере эмоций отражается в форме переживаний и оценочного отношения к миру. В эту сферу входят чувства (радость, горе, любовь, ненависть), аффекты (ярость, ужас, отчаяние), страсти, эмоциональное самочувствие (настроение), стрессовые состояния, элементарные эмоции (голод, жажда, усталость).

Особенностью эмоционального отражения является то, что в его рамках субъект и объект переживаются как нечто единое. Человек - существо эмоциональное. Любое его действие осуществляется на фоне эмоций, любое событие порождает конкретную конфигурацию переживаний, результат действия также переживается тем или иным образом. Эмоции могут как оптимизировать познавательный процесс, так и затруднять его. Некоторые крайние эмоциональные состояния могут вообще прерывать работу сознания.

Мотивационно-волевая сфера включает мотивы, интересы, потребности и способность достигать цели. Под потребностями понимаются требования, которые предъявляют человеку природа и общество и которые нежелательно игнорировать. Потребности реализуются каждым человеком по своему, на основе индивидуальных способностей и возможностей, которые представлены в сознании в виде интересов. Но, чтобы начать действовать, то есть реализовывать интерес, например, в форме цели, человек должен сам для себя обосновать (аргументировать) необходимость именно такого способа действия (из многих возможных), то есть выстроить систему мотивов.

Воля в данном случае - это способность к осуществлению цели, к преодолению препятствий на пути её достижения, решимость совершать те или иные действия, обеспечивать активность человека. Воля может, как оптимизировать познавательный процесс, так и сдерживать или перенаправлять активность сознания (упрямство, фанатизм). Особенно ярко двоякая роль воли проявляется в ситуации выбора между равноценными мотивами. В этом случае говорят о естественной воле и о культурной воле. Человек способен придать ситуации выбора осмысленный характер, посредством аргументации придать ему форму в принятых в данной культуре символов и способов решения проблем, на основе целеполагания и нравственных представлений поступать вопреки инстинкту самосохранения или вопреки своим личным интересам. В результате выбора складывается система соподчиненных мотивов, которые соотносятся с целью действия. Поэтому в философии воля предстает как основа самоконтроля личности и в некотором смысле является одной из форм отражения действительности.

Объединяющим все сферы (совокупности способностей) сознания фактором выступает мышление, являющееся результатом совокупного развертывания всех выше указанных способностей. Мышление в самом общем виде можно определить как процесс оперирования образами предметов, чувственными и понятийными, как способность, которая характеризует интеллектуальный уровень развития человека. Иными словами, это некая интегрирующая функция, актуализирующая все способности сознания в данный момент времени.

Следует иметь в виду, что всякая структура (впрочем, как и график, таблица и проч.) - это лишь одна из возможных моделей изучаемого предмета, результат аналитической деятельности, которая имеет смысл лишь в рамках научного исследования или учебного процесса.

5. Проблема идеального. Самосознание

Важнейшим свойством сознания является его идеальность. В предельном выражении идеальное понимается как противоположность материальному. Иными словами, с помощью данного термина пытаются зафиксировать и описать особую (нематериальную) природу сознания. Но существуют и более частные варианты осмысления этой проблемы. В отечественной философии сложилось две основных концепции понимания идеального, принадлежащие Э. В. Ильенкову и Д. И. Дубровскому.

Э. В. Ильенков утверждал, что идеальное не то же самое, что субъективная реальность, внутренний мир человека, индивидуальное сознание. Это такие элементы культуры, которые непосредственно связаны с деятельностью человека: образы, подлежащие опредмечиванию или духовной объективации. .Идеальным проникнута вся жизнь человека. Но в идеальных планах деятельности нет ни грамма вещественного. Они существуют в деятельности людей, определяют её, но в результатах деятельности идеального плана уже нет. При этом ничто из идеального, из образов не наследуется человеком вместе с материальной организацией его тела. Наследование идеальных образов происходит посредством культуры. Это моральные нормы, регулирующие бытовую жизнь человека, ритуалы, нормы логики рассуждения, образцы жизнеустройства. То есть идеальное противостоит индивидуальному сознанию, выступает в роли объективно-принудительной схемы деятельности отдельного человека. То есть это объективный феномен, явление культуры.

Д. И. Дубровский, в свою очередь, полагает, что имеется неразрывная связь идеального с психикой отдельного человека, с материальными процессами его мозга, субъективное проявление некоторых нейродинамических процессов в форме текущих субъективных переживаний. Идеальное - это психическое явление. Оно представлено в сознательных состояниях отдельного человека. Это субъективная реальность, хотя и связанная с миром культуры, внешним миром в целом. Это динамическая модель объекта, свободная от всех физических свойств этого объекта. Но эта модель несхожа и с теми процессами, которые протекают в мозге. Это способность личности иметь информацию в чистом виде и оперировать ею во времени. То есть это характеристика образов сознания.

До сих пор речь шла о направленности деятельности сознания на внешний мир, во вне. Но сознание может быть направлено и на самое себя. Само собой разумеется, что такая работа сознания опирается на те же способности, что были указаны выше. Такая направленность сознания называется самосознанием.

Естественной основой самосознания является чувство удовольствия или неудовольствия, характерное для всех высших животных. На этой базе вырастает чисто человеческая способность к самосознанию.

Выделяют несколько этапов формирования самосознания.

1. Самочувствие или осознание своего тела, его отличия от окружающих вещей и людей.

2. Осознание себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, той или иной социальной группе (возрастной, половой и т.д.) или культуре.

3. Осознание своего «Я», своего внутреннего мира, своей личности как совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей, и вместе с тем уникального и неповторимого, способного совершать свободные поступки и нести за них ответственность, что предполагает контроль за своими действиями и их оценку, их корректировку

4. Сопоставление своего «Я» с определенным идеалом «Я», а, значит, и вынесение самооценки, и, как результат, чувство удовлетворения или неудовлетворения собой, своим положением в мире.

Обращение философов к проблеме самосознания обычно связывается с именем Сократа. Однако ее осмысление началось задолго до возникновения философии. На фронтоне храма Аполлона в Дельфах была надпись: «Познай самого себя». Этот призыв можно было понимать и как возможность получить оракул, то есть предсказание, и тем самым снять с себя ответственность за последствия своего выбора, и как приглашение к самоанализу и, как следствие, принятию осмысленного и ответственного решения. Это, собственно, и есть рефлексия, позволяющая человеку не просто быть активным в жизни, но самому устраивать свою жизнь. Проблема самосознания стала одной из центральных в философии, но традиционно рассматривается в рамках проблемы личности.

Литература

1. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

2. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. М., 1989.

3. Дубровский Д.И. Проблема идеального. М., 1983.

4. Ильенков Э.В. Идеальное и идеал // Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

5. Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопросы философии. 1990. № 10.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.