|
|||
Задание к практическому занятию по методике преподавания математики на 11.12.20.Задание к практическому занятию по методике преподавания математики на 11.12.20. Тема 3.11.2.(2 часть) Использование наглядно-практических методов при изучении величин (2 часа). Задачи: - актуализировать знания о понятии «величины», об этапах их изучения и задачах; - формировать умение изучать меры массы, ёмкости и стоимости; - формировать умение осуществлять разработки фрагментов уроков по изучению данной темы. Задания для подготовки к занятию 1. Изучить литературу и текст лекции. 2. Разработать фрагменты уроков математики по изучению величин с опорой на наглядно-практический материал. Содержание работы I. Разработать фрагмент урока по изучению мер массы: 1) килограмм 2) грамм 3) тонна 4) центнер II. Разработать фрагмент урока по изучению мер ёмкости и стоимости: 1) литр 2) копейка(и) и рубль(и) Литература: 1,8,9,11. Задание остаётся прежним. Разработать 2 фрагмента урока (меры массы и меры ёмкости или стоимости). Выбираем тему по тому же принципу (см. предыдущее практическое занятие - по списку). Работы прислать мне на почту к 18.12.20!!! Килограмм. Задачи:формировать представление о килограмме; познакомить с краткой записью величины килограмма; формировать умение измерять вес предметов на весах и с помощью; формировать умение сравнивать предметы с новой единицей измерения. -Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые). - Но всё-таки эти коробки разные. В чем же их отличия? (Предположения). - Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки) - Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее) - А как же называется такое свойство предметов? (Вес). -Правильно.
- Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.) - Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника). - Что мы сейчас сравниваем? (Вес предметов). - Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение). - Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети). - Каким прибором измеряют массу предметов? (Весами). - Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы» и картинка весов) - Где в жизни вы встречали весы?
- Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Демонстрирует детям один пакет с мукой, другой с сахаром. Дети высказывают предположения о том, масса чего больше.)
- Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т. к не знаем массу муки и массу сахара.) - Как нам определить эти массы? (надо их измерить) - Как измеряется масса? (весами)
- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется вес – это килограмм . Педагог показывает предметы и взешивает, которые имеют массу ровно 1 кг. - В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д. - Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг. С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство. Запись на доске 2 кг >1кг.
Литр. Задачи:формировать представление о литре, формировать умение решать задачи с новой единицей измерения; формировать умение измерять вместимость сосудов при помощи полулитровой банки, стакана; Педагог берёт стакан с водой. -Что у меня в стакане? (вода) - Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая). Педагог выливает часть воды на тарелку. -Что произошло с водой? (она растеклась) - Как вы думаете, что необходимо, чтобы она не растекалась? (стакан, банка, кастрюля, ведро..) - Правильно. Стакан, банку, кастрюлю, ведро называют ёмкостями. Емкость – это предмет, в который помещена жидкость. - Ребята, посмотрите на 2 банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное?(Одинаковое). – Как узнать, правы ли мы? (Измерить). -Выберем мерки: стакан и банку (поллитра). Первый ученик наполняет банку. -1-ю банку наполняем с помощью мерки- стакана. Второй ученик наполняет банку. -2-ю банку наполняем с помощью мерки- маленькой банки. - Сколько мерок вмещается 1-ю банку?(4 мерки). - Сколько мерок вмещается 2-ю банку?(2 мерки). - Одинаковое количество воды в банках?(Да). - Кто наполнил банку быстрее? (Те, у кого была банка) - А почему? Давайте сравним мерки. Какая мерка больше?(Банка) - Какая мерка меньше?(стакан). - Какими бы мерками мы не наполняли одинаковые ёмкости результат получается один и тот же. Педагог показывает ёмкость с 1 литром воды. -Эта ёмкость вмещает 1 литр воды. - Вспомните, что можно купить в магазине объёмом 1 литр? 1 литр чего? (Пакет(бутылка) молока/кефира/сока). - Правильно.
-Решим задачу. В ведре помещается 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 литров? -Какой вопрос задачи?( Сколько литров воды можно долить в ведро). - Сколько всего литров воды вмещается в ведре?(10 литров). -Больше какого количества воды в ведре быть не может? (больше 10 литров). - Сколько налито литров воды ? (6 литров). - Что значит долить в ведро?(Добавить). -К скольки литрам нужно добавить? (к 6 литрам). - Каким действием можем найти эту часть воды, если всего помещается 10 литров, а налито 6 литров? (Вычитанием). - Почему сложением нельзя? (Потому что больше 10 литров быть не может). - Сколько литров воды можно добавить?(4 литра). -Давайте сделаем проверку. Долейте 4 литра воды к 6 литрам. Сколько получим литров? (10 литров). - Что это число обозначает? (Сколько всего литров воды в ведре).
Условие.
6 литров
10 литров
Решение. 1) 10-6=4 (литра). Ответ: 4 литра.
Литература
1. Акименко, В. М.Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ставрополь : Бюро новостей, 2013. – 66 с. 2. Байдак, В.А. Теория и методика обучения математике / В.А. Байдак. – М.: Флинта, 2011. – 86 с. 3. Баряева, Л.Б, Кондратьева, С.Ю. Дискалькулия у детей : профилактика и коррекция нарушений в овладении счётной деятельностью / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – М. : МЦНИП, 2013. – 224 с. 4. Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. 5. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пособие / Н.Б. Истомина. – 5-е изд. – М. : Академия, 2007. – 288 с. 6. Истомина, Н.Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе / Н.Б. Истомина. – М.: Ассоциация XXI, 2013. – 144 с. 7. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. – СПб. : Союз, 2005. – 174 с. 8. Румянцева, И. Б. Методика обучения математике детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. Б. Румянцева // ZLibrary. – Режим доступа: https://ru.b-ok2.org/book/3336400/a878af. – Дата доступа: 12.02.2020. 9. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. П. Ручкина // Электронная библиотека УрГПУ. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12856. – Дата доступа: 12.02.2020. 10. Тихоненко, А.В., Русинова, М.М. Теоретические и методологические основы изучения математики в начальной школе / А.В. Тихоненко, М.М, Русинова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 350 с. 11. Томме, Л.Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 51-58.
|
|||
|