Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Задание к практическому занятию по методике преподавания математики на 11.12.20.



Задание к практическому занятию по методике преподавания математики на 11.12.20.

Тема 3.11.2.(2 часть)

 Использование наглядно-практических методов при изучении величин (2 часа).

Задачи:

- актуализировать знания о понятии «величины», об этапах их изучения и задачах;

- формировать умение изучать меры массы, ёмкости и стоимости;

- формировать умение осуществлять разработки фрагментов уроков по изучению данной темы.

Задания для подготовки к занятию

1. Изучить литературу и текст лекции.

2. Разработать фрагменты уроков математики по изучению величин с опорой на наглядно-практический материал.

Содержание работы

I. Разработать фрагмент урока по изучению мер массы:

    1) килограмм

    2) грамм

    3) тонна

    4) центнер

    II. Разработать фрагмент урока по изучению мер ёмкости и стоимости:

    1) литр

    2) копейка(и) и рубль(и)

    Литература: 1,8,9,11.

Задание остаётся прежним. Разработать 2 фрагмента урока (меры массы и меры ёмкости или стоимости).

Выбираем тему по тому же принципу (см. предыдущее практическое занятие - по списку).

Работы прислать мне на почту к 18.12.20!!!

Килограмм.

Задачи:формировать представление о килограмме; познакомить с краткой записью величины килограмма; формировать умение измерять вес предметов на весах и с помощью; формировать умение сравнивать предметы с новой единицей измерения.

-Рассмотрите внимательно эти две коробки и сравните их. Что можно сказать? (Цвет, форма и размер одинаковые).

-   Но всё-таки эти коробки разные. В чем же их отличия? (Предположения).

-   Каким способом можно убедиться, что коробки разные? (взять в руки)

-   Что теперь можете сказать? (Одна легче, другая – тяжелее)

-   А как же называется такое свойство предметов? (Вес).

-Правильно.

 

-     Ребята, возьмите в одну руку учебник, а в другую тетрадь. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее тетради, тетрадь легче учебника.)

-   Теперь возьмите в одну руку учебник, а в другую – ручку. Что легче, а что тяжелее? (Учебник тяжелее ручки, а ручка легче учебника).

-   Что мы сейчас сравниваем? (Вес предметов).

-   Да, правильно, мы сравнивали массы предметов. И поэтому правильно будет говорить, что масса учебника больше массы тетради, а масса тетради…(меньше массы учебника) (дети заканчивают предложение).

-   Если масса ручки меньше массы учебника, то…(масса учебника больше массы ручки) (предложение заканчивают дети).

-   Каким прибором измеряют массу предметов? (Весами).

-   Правильно, массу предметов измеряют весами. (На доску вывешивается слово «весы»  и картинка весов)

-   Где в жизни вы встречали весы?

 

- Теперь я предлагаю вам сравнить массу муки и массу сахара. (Демонстрирует детям один пакет с мукой, другой с сахаром. Дети высказывают предположения о том, масса чего больше.)

 

- Запишите на доске неравенство. (Дети испытывают затруднение. Мы не можем записать неравенство, т. к не знаем массу муки и массу сахара.)

- Как нам определить эти массы? (надо их измерить)

- Как измеряется масса? (весами)

 

- Сегодня вы познакомитесь с единицей, которой измеряется вес – это килограмм .

Педагог показывает предметы и взешивает, которые имеют массу ровно 1 кг.

- В математике слово «килограмм» принято писать сокращенно: кг, например: 1 кг, 2 кг, 3 кг и т. д.

- Прочитайте записи: 3 кг, 4 кг, 6 кг, 7 кг.

С помощью весов измеряют массу муки и сахара и записывают неравенство. Запись на доске 2 кг >1кг.

 

 

Литр.

Задачи:формировать представление о литре, формировать умение решать задачи с новой единицей измерения; формировать умение измерять вместимость сосудов при помощи полулитровой банки, стакана;

Педагог берёт стакан с водой.

-Что у меня в стакане? (вода)

- Какая она? (прозрачная, без цвета, без запаха, жидкая).

Педагог выливает часть воды на тарелку.

-Что произошло с водой? (она растеклась)

- Как вы думаете, что необходимо, чтобы она не растекалась? (стакан, банка, кастрюля, ведро..)

- Правильно. Стакан, банку, кастрюлю, ведро называют ёмкостями. Емкость – это предмет, в который помещена жидкость.

- Ребята, посмотрите на  2 банки. Как вы думаете, в них уместится одинаковое количество воды или разное?(Одинаковое).

– Как узнать, правы ли мы? (Измерить).

-Выберем мерки: стакан и банку (поллитра).

Первый ученик наполняет банку.

-1-ю банку наполняем с помощью мерки- стакана.

Второй ученик наполняет банку.

-2-ю банку наполняем с помощью мерки- маленькой банки.

- Сколько мерок вмещается 1-ю банку?(4 мерки).

- Сколько мерок вмещается 2-ю банку?(2 мерки).

- Одинаковое количество воды в банках?(Да).

- Кто наполнил банку быстрее? (Те, у кого была банка)

- А почему? Давайте сравним мерки. Какая мерка больше?(Банка)

- Какая мерка меньше?(стакан).

- Какими бы мерками мы не наполняли одинаковые ёмкости результат получается один и тот же.

Педагог показывает ёмкость с 1 литром воды.

-Эта ёмкость вмещает 1 литр воды.

- Вспомните, что можно купить в магазине объёмом 1 литр? 1 литр чего? (Пакет(бутылка) молока/кефира/сока).

- Правильно.

 

-Решим задачу.

В ведре помещается 10 литров воды. Сколько литров воды можно долить в ведро, если в нём 6 литров?

-Какой вопрос задачи?( Сколько литров воды можно долить в ведро).

- Сколько всего литров воды вмещается в ведре?(10 литров).

-Больше какого количества воды в ведре быть не может? (больше 10 литров).

- Сколько налито  литров воды ? (6 литров).

- Что значит долить в ведро?(Добавить).

-К скольки литрам нужно добавить? (к 6 литрам).

- Каким действием можем найти эту часть воды, если всего помещается 10 литров, а налито 6 литров? (Вычитанием).

- Почему сложением нельзя? (Потому что больше 10 литров быть не может).

- Сколько литров воды можно добавить?(4 литра).

-Давайте сделаем проверку. Долейте 4 литра воды к 6 литрам. Сколько получим литров? (10 литров).

- Что это число обозначает? (Сколько всего литров воды в ведре).

 

Условие.

 

 

                6 литров

 

?

 

 


                            10 литров

                         

 

 Решение.

1) 10-6=4 (литра).

Ответ: 4 литра.

Литература

 

1. Акименко, В. М.Методика обучения математике детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. – Ставрополь : Бюро новостей, 2013. – 66 с.

2. Байдак, В.А. Теория и методика обучения математике / В.А. Байдак. – М.: Флинта, 2011. – 86 с.

3. Баряева, Л.Б, Кондратьева, С.Ю. Дискалькулия у детей : профилактика и коррекция нарушений в овладении счётной деятельностью / Л.Б. Баряева, С.Ю. Кондратьева. – М. : МЦНИП, 2013. – 224 с.

4.  Белошистая, А. В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб.
заведений / А. В. Белошистая. – М. : Владос, 2016. – 455 с.

5. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах : учеб. пособие / Н.Б. Истомина. – 5-е изд. – М. : Академия, 2007. – 288 с.

6. Истомина, Н.Б. Практикум по методике обучения математике в начальной школе / Н.Б. Истомина. – М.: Ассоциация XXI, 2013. – 144 с.

7. Лалаева, Р.И. Нарушения в овладении математикой (дискалькулии) у младших школьников / Р.И. Лалаева, А. Гермаковска. – СПб. : Союз, 2005. – 174 с.

8.  Румянцева, И. Б. Методика обучения математике детей с нарушениями речи [Электронный ресурс] : учеб. пособие / И. Б. Румянцева // ZLibrary. – Режим доступа:  https://ru.b-ok2.org/book/3336400/a878af. – Дата доступа: 12.02.2020.

9. Ручкина, В. П. Курс лекций по теории и технологии обучения математике в начальных классах [Электронный ресурс] : учеб. пособие / В. П. Ручкина // Электронная библиотека УрГПУ. – Режим доступа: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/12856. – Дата доступа: 12.02.2020.

10. Тихоненко, А.В., Русинова, М.М. Теоретические и методологические основы изучения математики в начальной школе / А.В. Тихоненко, М.М, Русинова. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2010. – 350 с.

11. Томме, Л.Е. Методические аспекты формирования математической терминологии у учащихся с тяжёлыми нарушениями речи / Л.Е. Томме // Дефектология. – 2015. – № 1. – С. 51-58.

 

 

 

 

 

 

 


 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.