|
||||||||||||||||||
Уважаемые студенты гр. ТО-18 прошу выполненные задания за предыдущую неделю и последующие, делатьСтр 1 из 2Следующая ⇒ Уважаемые студенты гр. ТО-18 прошу выполненные задания за предыдущую неделю и последующие, делать Скриншоты (фотоотчеты) и присылать на страничку в контакте https://vk.com/id356059967 Татьяна Сафонова указывая название предмета, группу, фамилию, имя, отчество. Ответить на вопросы и тесты Тема 3.11.1 Валы и оси В результате изучения обучающийся должен знать: - материалы валов и осей; - конструктивные элементы валов и осей; - основы конструирования валов и осей; - критерии работоспособности валов и осей; - виды расчетов валов и осей; - составлять расчетную схему; - выполнять расчеты валов и осей на прочность и жесткость. Содержание лекцииОсновные понятия Классификация валов и осей Материалы, применяемые для изготовления валов и осей Конструктивные элементы валов и осей Рекомендации по конструированию валов и осей Критерии работоспособности валов и осей Расчёты валов и осей Алгоритм проверочного расчета вала
Основные понятия Зубчатые колеса, шкивы, звездочки и другие вращающиеся детали машин устанавливают на валах или осях. Вал – деталь машин, предназначенная для поддержания сидящих на нем деталей и передачи крутящего момента. При работе вал испытывает деформации кручения и изгиба, иногда – растяжения-сжатия. Ось – деталь машин и механизмов, служащая для поддержания вращающихся частей, но не передающая полезный крутящий момент, а, следовательно, не испытывает кручения. Классификация валов и осей Виды валов: 1) коренные, 2) шпиндели, 3) трансмиссионные. По форме геометрической оси валы бывают: 1) прямые, 2) коленчатые; 3)гибкие. По типу сечения валы бывают: 1) сплошные; 2) полые. Оси бывают вращающиеся и неподвижные. Прямые валы и оси изготавливают гладкими или ступенчатыми. Образование ступеней связано с различной напряженностью отдельных сечений, а также с условиями изготовления и сборки. Материалы, применяемые для изготовления валов и осей Материалы валов и осей должны быть прочными, хорошо обрабатываться и иметь высокий модуль упругости. Основными материалами для валов служат углеродистые и легированные стали. Для большинства валов применяют термически обработанные среднеуглеродистые и легированные стали 45, 40Х. Для высоконапряжённых валов ответственных машин применяют легированные стали 40ХН, 20Х, 12ХНЗА. Для осей обычно применяют сталь углеродистую обыкновенного качества. Заготовки валов и осей – это круглый прокат или специальные поковки.
Конструктивные элементы валов и осей Опорная часть вала или оси называется цапфой (рис.1). Шипом 1 называется цапфа, расположенная на конце вала и передающая преимущественно радиальную нагрузку. Шейкой 2 называется цапфа, расположенная в средней части вала или оси. Шипы и шейки по форме могут быть цилиндрическими, коническими, сферическими.
Рисунок 1 Конструктивные элементы вала Опорами для шипов и шеек служат подшипники. Пятой рис. 2.а, 2.б называют цапфу, передающую осевую нагрузку. Опорной частью для пяты является подпятник рис.2.в. Рисунок 2 Пяты
Кольцевое утолщения вала, составляющее с ним одно целое, называется буртиком (рис. 3). Рисунок 3 Переходная поверхность от одного сечения к другому, служащая для упора насаживаемых на вал деталей, называется заплечником (рис.4).
Рисунок 4
Переходные участки между двумя ступенями валов выполняют канавкой (поднутрением) или галтелью (рис. 5).Криволинейную поверхность плавного перехода от меньшего сечения к большему называют галтелью рис. 5.б. Галтель вала, углубленную за плоскую часть заплечника, называют поднутрением рис. 5.а. Галтели способствуют снижению концентрации напряжений.
Рисунок 5 Переходные участки вала
Рекомендации по конструированию валов и осей Валы и оси следует конструировать по возможности гладкими с минимальным числом уступов. Каждая насаживаемая на вал или ось деталь должна свободно проходить до своей посадочной поверхности. Торцы валов и осей и их уступы выполняют с фасками (рис.2, 4) для удобства насадки деталей. Для увеличения изгибной жесткости валов и осей насаживаемые детали располагают ближе к опорам. Для повышения несущей способности валов и осей их поверхность подвергают упрочнению. Критерии работоспособности валов и осей Валы и вращающиеся оси при работе испытывают циклически изменяющиеся напряжения. Основным критерием их работоспособности являются сопротивление усталости и жесткость. Сопротивление усталости оценивается коэффициентом запаса прочности, а жесткость – прогибом в местах посадки деталей и углами закручивания сечений. Практикой установлено, что основной вид разрушения валов и осей быстроходных машин носит усталостный характер. Расчетными силовыми факторами являются крутящие и изгибающие моменты. Расчёты валов и осей
Основным критерием работоспособности валов и осей являются сопротивление усталости материала и жёсткость. Расчёт валов выполняется в два этапа: предварительный (проектный) и окончательный (проверочный).
tк = Мк /(0,2d 3) £ [t ] (1), получим формулу проектировочного расчёта d ³ 3 Mк /(0,2[tк ]) где Мк – крутящий момент в расчётном сечении, Н*м;
(2), [t к ] = 12...25 Н/мм2 – допускаемое напряжение при кручении. Проверочный расчет для валов - расчёт на сопротивление усталости - является основным расчётом на прочность. Основными нагрузками на валы являются силы от передач через насаженные на них детали: зубчатые или червячные колёса, звёздочки, шкивы. Проверочный расчет вала производится с применением гипотез прочности. Условие прочности в этом случае имеет вид:
х £ [s ] (3), где Мэкв — так называемый эквивалентный момент. При гипотезе наибольших касательных напряжений (иначе — третья гипотеза) Мэкв111 = (4). При гипотезе потенциальной энергии формоизменения (иначе — пятая гипотеза) MэквV = (5),
где в обеих формулах Мк и М„ — соответственно крутящий и суммарный изгибающий моменты в рассматриваемом сечении вала. Числовое значение суммарного изгибающего момента равно геометрической сумме изгибающих моментов, возникающих в данном сечении от вертикально и горизонтально действующих внешних сил, т. е. МИ = (6). При проектировочном расчёте оси ее рассматривают как балку, свободно лежащую на опорах и нагруженную сосредоточенными силами, вызывающими изгиб. Устанавливают опасное сечение, для которого требуемый диаметр оси определяют из условия прочности на изгиб
/[sи ], (7), откуда d ³ (8), где Ми – максимальный изгибающий момент, Н*м;
[s и ] - допускаемое напряжение изгиба, Н/мм . Выбор допускаемых напряжений [s и ]. Оси изготовляемые из среднеуглеродистых сталей [s и ] = [s 0 ]и = 100...160 Н/мм2. Во вращающихся осях [s и ] = [s -1]и = (0,5...0,6)[s 0 ]и . Проверочный расчёт осей - частный случай расчёта валов при крутящем моменте Мк = 0. Алгоритм проверочного расчета вала 1. Привести действующие на вал нагрузки к его оси, освободить вал от опор, заменив их действие реакциями в вертикальной и горизонтальной плоскостях. 2. По заданной мощности Р и угловой скорости ω определить вращающие моменты, действующие на вал. 3. Вычислить нагрузки F1, Fr1, F2, Fr2,, приложенные к валу. 4. Составить уравнения равновесия всех сил, действующих на вал, отдельно в вертикальной плоскости и отдельно в горизонтальной плоскости и определить реакции опор в обеих плоскостях 5. Построить эпюру крутящих моментов. 6. Построить эпюры изгибающих моментов в вертикальной и горизонтальной плоскостях (эпюры Mx и Мy). 7. Определить наибольшее значение эквивалентного момента (4), (5),: Mэкв111 = M = эквV 8. Положив σэкв = [σ], определить требуемый осевой момент сопротивления: Wx = Мэкв/[σ] Учитывая, что для сплошного круглого сечения WИ = pd 3
» 0.1d 2 (9), определить диаметр вала d по следующей формуле: d ³ » (10)
Контрольные вопросы
1. Какие детали называют валами и осями? 2. Какие деформации испытывают валы и оси? 3. Как классифицируют валы и оси? 4. Что называют цапфой, шипом, шейкой, пятой? 5. Какие материалы используют для изготовления валов и осей? 6. Что называют галтелью, заплечником, поднутрением, для чего они служат? 7. Что является критерием работоспособности валов и осей? 8. Какова цель проектировочного расчета валов и осей? 9. Какова цель проверочного расчета и как он производится?
|
||||||||||||||||||
|