Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТЕХНОЛОГИЯ 8 КЛАСС. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА



ТЕХНОЛОГИЯ 8 КЛАСС

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОБА

Профессиональная проба – это профиспытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс) и способствующее сознательному, обоснованному выбору профессии.

В ходе профессиональных проб:

- учащимся сообщают базовые сведения о конкретных видах профессиональной деятельности;

- моделируются основные элементы разных видов профессиональной деятельности;

- определяется уровень готовности учащихся к выполнению профессиональных проб;

- обеспечиваются условия для качественного выполнения профессиональных проб.

В процессе той или иной профессиональной пробы у учащихся актуализируются полученные знания и представления о данной сфере профессиональной деятельности, формируются первоначальные профессиональные умения и представления о себе как о субъекте профессиональной деятельности. В процессе профессиональных проб учащийся получает опыт той работы, которую он выбрал, и пытается определить, соответствует ли характер данной работы его способностям и умениям.

Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту, по уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и методам.

В содержании профессиональной пробы выделяют несколько этапов:

1. Вводно-ознакомительный этап. Решаются задачи по определению интересов, увлечений учащихся, их отношения к различным сферам профессиональной деятельности.

Средством получения необходимой информации об учащихся могут быть анкеты и ознакомительная беседа. На этом этапе очень значима работа психолога. Я тоже провожу тест для определения предпочтительности для ученика типа будущей специальности на основе его самооценки. Это дает возможность определить общую готовность ребенка к выполнению профессиональной пробы.

2. Подготовительный этап. Накапливается информация об учащихся, направленная на выявление их знаний и умений в области той или иной профессиональной деятельности, в которой предполагается проведение пробы.

На этом этапе приобретаются теоретические знания обучающимися, формируются представления о данном виде деятельности.

Для знакомства с реальной деятельностью специалистов можно предложить обучающимся просмотр фильмов, посещение предприятий, встречи с профессионалами определенной трудовой деятельности.

Полученные данные используются для определения подготовленности школьников для выполнения пробы и при анализе результатов ее выполнения.

3. Исполнительский этап. Содержит комплекс теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики предмета, целей, условий и орудий труда, а также ситуации проявления профессионально важных качеств специалистов.

На этом этапе разрабатываются задания различных уровней сложности, являющихся наиболее распространенными и типовыми для данного вида профессиональной деятельности. Эти задания различаются спецификой задач. Разнообразие задач оказывает влияние на успешность выполнения школьниками заданий различного уровня сложности. Каждый этап практического выполнения заданий профессиональной пробы предполагает получение законченного продукта деятельности учащегося, выполнение задания и оценку практических заданий данного этапа.

В процессе организации и проведении профессиональной пробы необходимо предусмотреть следующие условия:

1. Подготовка преподавателя к проведению занятий.

Должен быть подготовлен дидактический материал: профессиограммы на профессию, тестовые задания для выявления уровня подготовленности школьников, наглядные пособия, обеспечивающие успешное усвоение обучающимися предлагаемого материала; преподаватель должен разработать содержание профессиональных проб, подобрать материалы и инструменты и т.д.

2. Ознакомление учеников с требованиями профессий к человеку и содержанием профессиональной деятельности.

Преподаватель знакомит обучающихся с предметами, средствами. Целями, условиями, орудиями труда данной сферы деятельности. Идет работа с профессиограммами.

3. Осуществление диагностического тестирования.

Это позволяет школьнику самостоятельно сравнить требования, предъявляемые профессией к человеку со своими индивидуальными возможностями. Диагностику может проводить сам школьник или обратиться за помощью к психологу или педагогу.

4. Выявление профессиональных намерений учащихся и их опыта в конкретной сфере деятельности.

Это позволяет получить представление об интересах обучающихся, уровне их знаний, опыта в определенной сфере профессиональной деятельности.

5. Ознакомление учащихся с содержанием профессиональных проб и организацией их выполнения.

Ознакомление с содержанием профессиональных проб организуется таким образом, чтобы в соответствии с самооценкой и уровнем притязаний обучающиеся смогли самостоятельно выбрать степень сложности задания. Практическое выполнение задания осуществляется по схеме: задание – условие – результат. Перед обучающимися ставится задача определенной степени сложности, проблемности, оговариваются условия, которые необходимо соблюдать при выполнении заданий, и определяется тот продукт деятельности, который школьник должен получить. Преподаватель выявляет, формирует, закрепляет необходимый объем представлений, умений, которые требуются для качественного выполнения заданий. Это может быть краткое изложение теоретического материала, упражнения с рабочим инструментом, инструкционными и технологическими картами, чертежами, показ правильных приемов работы и т.д.

6. Общее подведение итогов и рекомендации на будущее.

Это может быть беседа, в ходе которой выясняется изменились ли профессиональные намерения обучающихся, какие трудности и сомнения возникли при выполнение работы. Преподаватель анализирует

По итогам выполнения профессиональных проб учащиеся должны знать:

- содержание, характер труда в данной сфере деятельности, требования, предъявляемые к личности и профессиональным качествам;

- общие теоретические сведения, связанные с характером выполняемой пробы;

- технологию выполнения пробы;

- правила безопасности труда, санитарии, гигиены;

- инструменты, материалы, оборудование и правила их использования на примере практической пробы.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простейшие операции; пользоваться инструментом, материалом, документацией; выполнять санитарно-гигиенические требования и правила безопасности труда;

- выполнять простейшие вычислительные и измерительные операции;

- соотносить свои индивидуальные особенности с профессиональными требованиями.

Показателями качества выполнения практических заданий пробы являются: самостоятельность, соответствие конечного результата целям задания, обоснованность принятого решения, аккуратность, активность и целеустремленность в достижении качественного результата, стремление выполнить условия и требования практического задания, рефлексия результатов собственной деятельности, проявление общих и специальных профессионально важных качеств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.