Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Система планов на предприятии, классификация планов



3. Система планов на предприятии, классификация планов

 

Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом.

Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой.

Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила, а именно:

1) обоснование всех элементов и этапов плана;

2) контроль четкого исполнения плана его участниками;

3) постоянный учет и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение.

Планы можно сгруппировать следующим образом.

По срокам исполнения:

1) оперативно-календарные;

2) текущие;

3) среднесрочные;

4) долгосрочные;

5) стратегические.

По назначению:

1) производственные (производство готовой продукции);

2) коммерческие (рынки сбыта продукции и обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами);

3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие;

4) планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала.

По уровням управления:

1) общефирменные;

2) цеховые;

3) планы работ структурных подразделений.

По видам продукции, работ, услуг:

1) освоенного производства;

2) осваиваемого производства;

3) планируемого к освоению в будущем.

Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру:

1) краткое описание бизнес-плана;

2) стратегия бизнеса (управленческая структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала);

3) маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта (анализ конкурентоспособной среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, эффективность сектора экономики);

4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.);

5) управленческий процесс (количественный и качественный показатель команды управления);

6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.);

7) определенные факторы риска (наличие технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние);

8) приложения.

 

 

Планирование классифицируется следующим образом:

1) по степени охвата;

2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей);

3) по объекту планирования;

4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.);

5) по охвату;

6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное);

7) по степени жесткости и гибкости.

Принципы планирования:

1) полнота;

2) детализация;

3) точность;

4) простота и ясность;

5) непрерывность;

6) эластичность и гибкость;

7) выравнивание;

8) экономичность.

Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов.

Для осуществления процесса планирования необходимо определить:

1) объект планирования;

2) субъект планирования;

3) период планирования;

4) средства планирования;

5) методику планирования;

6) согласование планов.

Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл:

анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ.

В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее.

В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской.

При стратегическом планировании выделяются следующие цели:

1) рыночные (определение рынка сбыта продукции);

2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства);

3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности);

4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.