|
|||
Система планов на предприятии, классификация планов3. Система планов на предприятии, классификация планов
Структура планов зависит от таких факторов, как функция предприятия, а также его внутренняя административно-хозяйственная структура. Каждое структурное подразделение разрабатывает собственный план, который в итоге сводится в общий план предприятия. Необходима отлаженная система сбора информации с каждой службы для более точного планирования. Это сложный процесс, но его отладка приводит к прогнозированию с наименьшим процентом отклонений в дальнейшем от фактических данных, что сокращает риск возникновения негативных факторов, влияющих на снижение финансового результата в целом. Как правило, ситуация иногда складывается таким образом, что одна служба предприятия не осведомлена о том, что входит в обязанности другой. Эти структурные подразделения работают по одному заданию, указанному в плане, что и связывает их. Наиболее эффективным направлением планирования является такое, которое учитывает все необходимые правила, а именно: 1) обоснование всех элементов и этапов плана; 2) контроль четкого исполнения плана его участниками; 3) постоянный учет и контроль, а также внесение корректировок в план и его исполнение. Планы можно сгруппировать следующим образом. По срокам исполнения: 1) оперативно-календарные; 2) текущие; 3) среднесрочные; 4) долгосрочные; 5) стратегические. По назначению: 1) производственные (производство готовой продукции); 2) коммерческие (рынки сбыта продукции и обеспечение предприятия материально-техническими ресурсами); 3) планы инвестиций и планы, направляющие на техническое развитие; 4) планы по труду, заработной плате, социальному обеспечению персонала. По уровням управления: 1) общефирменные; 2) цеховые; 3) планы работ структурных подразделений. По видам продукции, работ, услуг: 1) освоенного производства; 2) осваиваемого производства; 3) планируемого к освоению в будущем. Бизнес-план предприятия имеет следующую структуру: 1) краткое описание бизнес-плана; 2) стратегия бизнеса (управленческая структура, организация бизнеса, цели касательно качества и видов продукции, квалификационная подготовка персонала); 3) маркетинговая стратегия и определение рынков сбыта (анализ конкурентоспособной среды, потребительского спроса, выявление сильных и слабых сторон бизнеса, эффективность сектора экономики); 4) эксплуатация и производство (планы развития, оценка производственных мощностей и т. д.); 5) управленческий процесс (количественный и качественный показатель команды управления); 6) финансовая политика (определение денежных потоков, уровень прибыльности производства и т. д.); 7) определенные факторы риска (наличие технических и финансовых рисков, расчет точки безубыточности и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние); 8) приложения.
Планирование классифицируется следующим образом: 1) по степени охвата; 2) по содержанию (стратегическое планирование, подразумевающее выявление новых возможностей, тактическое планирование, оперативное планирование – осуществление мероприятий по реализации планируемых возможностей); 3) по объекту планирования; 4) по сферам деятельности (производство, маркетинг, научно-исследовательские работы и т. д.); 5) по охвату; 6) по срокам (кратко-, средне-, долгосрочное); 7) по степени жесткости и гибкости. Принципы планирования: 1) полнота; 2) детализация; 3) точность; 4) простота и ясность; 5) непрерывность; 6) эластичность и гибкость; 7) выравнивание; 8) экономичность. Управленческий подход к процессу планирования осуществляется посредством определения и постановки задач и критериев, определения вспомогательных средств планирования, способов согласования, а также направлений и методов. Для осуществления процесса планирования необходимо определить: 1) объект планирования; 2) субъект планирования; 3) период планирования; 4) средства планирования; 5) методику планирования; 6) согласование планов. Принадлежность того или иного плана к определенному виду зависит от того, к какому циклу управления он относится. Функции управления в своей взаимосвязи образуют некоторый цикл: анализ – планирование – организация – учет – контроль – регулирование – анализ. В зависимости от характера поставленных и решаемых задач в теории различают следующие виды планирования: стратегическое, среднесрочное, текущее. В зависимости от информации, получаемой из планов, различают финансовые и производственные планы, которые в совокупности составляют генеральный план предприятия, охватывающий деятельность в целом. Необходимо отметить, что финансовое планирование основывается на планировании производственном и стратегическом. Стратегическое в данном случае подразумевает постановку задач и целей, определение направлений деятельности. При составлении производственных планов за основу берется информация из стратегического плана. Производственные планы подразумевают определение политики: инвестиционной, маркетинговой, научно-исследовательской. При стратегическом планировании выделяются следующие цели: 1) рыночные (определение рынка сбыта продукции); 2) производственные (использование какого уровня техники и технологий позволят достичь необходимого качества продукции и запланированных объемов производства); 3) финансово-экономические (определение источников финансирования и прогнозирование результата деятельности); 4) социальные (степень удовлетворения конечным продуктом производства определенных социальных слоев и общества в целом).
|
|||
|