способность решать неиизвестные задачи или почему экспертный подход лучше простого натаскивания
способность решать неиизвестные задачи или почему экспертный подход лучше простого натаскивания
Давно задаюсь вопросом: какими качествами нужно обладать ученику, чтобы он мог с большой вероятностью справиться с задачей, значительно отличающейся от ранее изученных (другая формулировка, новый тип задачи) ?
Недавно представилась очередная возможность решить задачу, которая значительно отличается от предыдущих. Итак, задача из Задания 16, взята с сайта К.Полякова.
Задача. (С.С. Поляков, Саратов)Значение выражения(51278 - 51260) · (5125 + 645) записали в системе счисления с основанием 8. Сколько цифр 7 содержится в этой записи?
Поиск решения. Вроде ничего сложного, по привычке переводим числа в восьмеричную систему счисления, получаем
51278=(8*8*8)78=(83)78=8234
51260=8120
Далее пытаемся найти разность и… тупик.
Если выпускника просто натаскивать на ЕГЭ, то при первой встрече с такой задачей он впадет в ступор.
В связи с ситуацией возникает два вопроса:
1. Как решить эту задачу?
2. Как готовить будущего выпускника, чтобы в подобной ситуации он смог найти правильное решение?
Для меня всегда интересен не только способ получения конечного результата (ответа), но и то, каким образом был найден этот способ. Что делал я? Во-первых, перебрал все известные методы решения и понял, что в данном случае подходит только один – метод формализации. Во-вторых, вспомнил типовые задачи, которые умею решать, например:
Задача. Значение арифметического выражения: 3617 + 648 – 17 записали в системе счисления с основанием 6. Сколько цифр «0» в этой записи? (Источник: сайт К.Полякова. Задача №212 из файла exe16.doc)
В-третьих, сравнил внешний вид и попробовал привести новую задачу к старому виду, т.е. к сумме. И вот что получилось.
Фактически, главная трудность преодолена: мы представили пример в виде суммы слагаемых с одинаковым основанием. Далее по плану: упорядочиваем пример по убыванию степеней и применяем формулы
Первая скобка дает 244-196=48 семерок, вторая скобка дает (195-190)=5 семерок. 48+5=53.
Ответ: 53
Анализ решения. Возвращаемся ко второму вопросу: Как готовить будущего выпускника, чтобы в подобной ситуации он смог найти правильное решение?
У меня рецепт следующий: нужно выводить ученика с уровня простого Исполнителя («решателя») на уровень Эксперта. А вот что это такое и как этого достичь, описано в отдельной статье: Решатель? Нет – эксперт в области решений!
Вывод
Существует некоторая вероятность попадания на экзамене нового типа задач или задач со значительно измененной формулировкой. В этом случае простого навыка оказывается недостаточно. Чтобы успешно справиться с данной задачей, экзаменующийся должен действовать как эксперт в области решений. Здесь достаточно тонкая грань понимания. Если в нескольких словах – мы всегда должны учить ученика думать, решать осознанно, уметь применять весь арсенал доступного инструментария. Как это сделать? Читайте статьи Решатель? Нет – эксперт в области решений! и Обзор методов решения задач. А если вы решили стать тем самым экспертом в решении задач и успешно подготовиться к ЕГЭ, зайдите в раздел Услуги репетитора.