Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Классификация школьных страхов



 

Понятие «школьный страх»

 

В отечественной психолого-педагогической литературе школьные страхи первоначально рассматривались с точки зрения возрастных изменений в психическом развитии ребенка, без учета присущей им специфики. Так, по мнению ряда авторов (Н. И. Гуткиной, О. В. Хухлаевой и др.), ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней.

А.И. Захаров считает, что предпосылки возникновения страхов в школьном возрасте кроются, во-первых, в проблемах развития ребенка до школы, а во-вторых, в тех социально-психологических изменениях, которые происходят с ребенком на момент поступления в школу. «Ведущий страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают».

В последнее десятилетие стали появляться более детальные исследования, посвященные анализу именно школьных страхов, представленные такими авторами, как Ю. В. Климакова, В. А. Петченко и др. Эти исследования описывают, как правило, какой-либо один аспект школьного страха, без учета основного фактора возникновения, развития и преодоления школьных страхов – учебной деятельности младшего школьника. Острые проявления школьных страхов традиционно попадают в сферу интересов клинической психологии и психиатрии. Психиатры выделяют школьные фобии, связь которых с образовательной ситуацией рассматривается только в том случае, если данная фобия относится к дидактогенным расстройствам.

Н. П. Слободяник видит причину возникновения страха в некорректном поведении участников образовательного процесса, наложенном на сложности психического развития ребенка. Близким к этой позиции является исследование Ю. В. Климаковой, посвященное анализу страха ошибки у детей начальных классов. При этом анализ страха ошибки основывается в большей мере на представлении о страхе в клинической психологии: рассматриваются взаимоотношения ученика и учителя, выделяется ведущая роль эмоционального развития ребенка.

Часто в литературе, посвященной страхам в школьном возрасте, вообще не встречается понятие «школьный страх». Так, в работе Т.А. Арефьевой и Н.И. Галкиной, описывающей подходы к преодолению страхов у детей, в перечне факторов, вызывающих страхи, школа и система школьного образования не упоминаются.

В целом можно сделать вывод, что в отечественной теории педагогической психологии пока не существует серьезного обобщения проблемы школьных страхов.

Школьные страхи определяют в широком смысле, как страхи, связанные со школой.В исследованиях, посвященных школьным страхам, школа обычно выступает в качестве фактора возникновения школьного страха и в очень редких случаях – как фактор преодоления данной проблемы.

 

Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна.

Классификация школьных страхов

Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:[20]

1-страх оценки, отметки.

2-страх наказания, замечания в дневник. 3-страх ошибки.

4-страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе

- опоздать в школу, на урок;

- забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); забыть, что задано и др.;

- отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.

 

Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе:

1- страх не успеть в школу,

2- страх опоздать на урок;

3- страх заболеть и не ходить в школу;

4- опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке);

5- страх не успеть или забыть сделать домашнее задание;

6- страх каникул;

7- страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул;

8- страх конца четверти,

9- страх звонка на урок, звонка с урока.

Также к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни:

1-страх перерывов между уроками – перемен;

2-остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым; 3-страх быть на празднике;

4-страх потеряться в школе;

5-страх переходить из одного кабинета в другой и др.

В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений.

В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах:

1- страх стоять у доски,

2- страх не понять объяснение учителя,

3- страх спорить,

4- страх получить замечание,

5- страх просьбы дать дневник,

6- страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?»,

7- страх плохой отметки,

8- чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал;

9- страх, что учитель, родитель будет ругать,

10- страх наказания; физического наказания,

11- страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ;

12- страх вопросов учителя;

13- чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке;

14- страх нового учителя,

15- страх забыть, что задано;

16- чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании;

17- страх непонимания учителя.

В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ.

В шестых, страхи делят по происхождению:

1- Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников).

2- Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями;

3- «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх.

4- Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя).

В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам:

- возрастной (обычный, естественный страх).

- патологический.

Существуют различные школьные страхи, каждый из которых имеет особое воздействие на ребенка.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.