|
|||
Классификация школьных страхов
Понятие «школьный страх»
В отечественной психолого-педагогической литературе школьные страхи первоначально рассматривались с точки зрения возрастных изменений в психическом развитии ребенка, без учета присущей им специфики. Так, по мнению ряда авторов (Н. И. Гуткиной, О. В. Хухлаевой и др.), ребенок, готовый к обучению в школе, не испытывает страха перед ней. А.И. Захаров считает, что предпосылки возникновения страхов в школьном возрасте кроются, во-первых, в проблемах развития ребенка до школы, а во-вторых, в тех социально-психологических изменениях, которые происходят с ребенком на момент поступления в школу. «Ведущий страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают». В последнее десятилетие стали появляться более детальные исследования, посвященные анализу именно школьных страхов, представленные такими авторами, как Ю. В. Климакова, В. А. Петченко и др. Эти исследования описывают, как правило, какой-либо один аспект школьного страха, без учета основного фактора возникновения, развития и преодоления школьных страхов – учебной деятельности младшего школьника. Острые проявления школьных страхов традиционно попадают в сферу интересов клинической психологии и психиатрии. Психиатры выделяют школьные фобии, связь которых с образовательной ситуацией рассматривается только в том случае, если данная фобия относится к дидактогенным расстройствам. Н. П. Слободяник видит причину возникновения страха в некорректном поведении участников образовательного процесса, наложенном на сложности психического развития ребенка. Близким к этой позиции является исследование Ю. В. Климаковой, посвященное анализу страха ошибки у детей начальных классов. При этом анализ страха ошибки основывается в большей мере на представлении о страхе в клинической психологии: рассматриваются взаимоотношения ученика и учителя, выделяется ведущая роль эмоционального развития ребенка. Часто в литературе, посвященной страхам в школьном возрасте, вообще не встречается понятие «школьный страх». Так, в работе Т.А. Арефьевой и Н.И. Галкиной, описывающей подходы к преодолению страхов у детей, в перечне факторов, вызывающих страхи, школа и система школьного образования не упоминаются. В целом можно сделать вывод, что в отечественной теории педагогической психологии пока не существует серьезного обобщения проблемы школьных страхов. Школьные страхи определяют в широком смысле, как страхи, связанные со школой.В исследованиях, посвященных школьным страхам, школа обычно выступает в качестве фактора возникновения школьного страха и в очень редких случаях – как фактор преодоления данной проблемы.
Школьные страхи разнообразны, т.е. ребенок может бояться разных вещей, а природа его страха также может быть различна. Классификация школьных страхов Во-первых, можно рассматривать страхи по предмету, то есть по тому, на что направлен страх:[20] 1-страх оценки, отметки. 2-страх наказания, замечания в дневник. 3-страх ошибки. 4-страх не соответствовать требованиям школы, учителя, в том числе - опоздать в школу, на урок; - забыть школьные принадлежность: книгу, тетрадь, форму, работу (дети носят лишнее в портфеле); забыть, что задано и др.; - отпроситься с урока в туалет; попросить что-то у учителя, одноклассников и др.
Во-вторых, страхи, связанные с «режимным» характером обучения в школе: 1- страх не успеть в школу, 2- страх опоздать на урок; 3- страх заболеть и не ходить в школу; 4- опасение, что не хватит времени на работу в классе (самостоятельную, контрольную, работу в тетради на уроке); 5- страх не успеть или забыть сделать домашнее задание; 6- страх каникул; 7- страх 1 сентября, первого дня в школе после каникул; 8- страх конца четверти, 9- страх звонка на урок, звонка с урока. Также к этой группе относятся страхи, связанные с четкой организацией школьной жизни: 1-страх перерывов между уроками – перемен; 2-остаться одному в классе, зайти в класс последним или первым; 3-страх быть на празднике; 4-страх потеряться в школе; 5-страх переходить из одного кабинета в другой и др. В-третьих, страх перед школьными помещениями: страх класса, чужих кабинетов, лестниц, раздевалки, игровой комнаты; библиотеки, кабинета врача, туалетов, школьного двора, спортзала, хореографического зала (актового), столовой, подвала, кабинета зубного врача и других помещений. В четвертых, часто говорят о «страхе ошибки». В школьной жизни ребенка это выражается в следующих страхах: 1- страх стоять у доски, 2- страх не понять объяснение учителя, 3- страх спорить, 4- страх получить замечание, 5- страх просьбы дать дневник, 6- страх, возникающий в момент, когда учитель спрашивает: «кто хочет ответить?», 7- страх плохой отметки, 8- чувство страха в ситуации, когда учитель решает, какую отметку поставит в дневник, классный журнал; 9- страх, что учитель, родитель будет ругать, 10- страх наказания; физического наказания, 11- страх проверки знаний, техники чтения, контрольных и других проверочных работ; 12- страх вопросов учителя; 13- чувство страха в присутствии посторонних взрослых на уроке; 14- страх нового учителя, 15- страх забыть, что задано; 16- чувство страха, связанное с присутствием родителей на родительском собрании; 17- страх непонимания учителя. В пятых, страхи можно разделить по субъекту, т.е. по тому человеку в окружении ребенка, который является источником страха: учитель, директор, завуч, родители, Братья и сестры, сверстники, дети старше, уборщицы и другой обслуживающий персонал, охранники, врач и медсестры, а также кумиры и герои СМИ. В шестых, страхи делят по происхождению: 1- Наученные – страхи, полученные ребенком в ходе личного опыта (или он видел это на примере других людей, в том числе одноклассников). 2- Внушенные: взрослыми или сверстниками рассказаны ситуации, вызывающие страх с благими целями; 3- «Зараженные» страхи – возникают в ситуации нахождения в группе людей, испытывающих страх. 4- Выдуманные страхи (слышал где-то, не так понял учителя). В седьмых, исследователь детских страхов Захаров А.И. рассматривал страхи по степени соответствия возрастным нормам: - возрастной (обычный, естественный страх). - патологический. Существуют различные школьные страхи, каждый из которых имеет особое воздействие на ребенка.
|
|||
|