Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МОУ «Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»



МОУ «Шелтозерская средняя общеобразовательная школа»

I районная конференция исследовательских работ и проектов «Времён связующая нить»

Номинация «Река времен»

История моей семьи, моя родословная: СЕМЕЙНАЯ ЛЕТОПИСЬ.

 

Выполнил ученик 7 класса МОУ «Шелтозерская СОШ»

Коровкин Иван Дмитриевич

Руководитель: Новикова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шелтозерская СОШ», rosijnka76@mail.ru

 

 

                                             

 

 

Вступление

«Изучая дедов, узнаём внуков, т.е.

изучая предков, узнаём самих себя»

(В.О.Ключевский)

Меня зовут Коровкин Иван. Я ученик 6 класса. (Приложение 1) Живу в селе Шёлтозеро Республики Карелия.

Моя семья – это самые дорогие и любимые люди. Я хочу знать о своей семье как можно больше, поэтому стал собирать информацию о своих родных. Это очень нужная работа, потому что забывать о своих предках нельзя. Дерево будет крепким и расти долго, если у него могучие корни. И человек крепок своими корнями. Если мы будем знать о своих предках, то семья будет счастлива и спокойна за свое будущее. А семья, как говорили раньше, это ячейка общества. Этих ячеек у общества много. И если каждая семья будет крепка и счастлива, то и общество будет могучим, непобедимым и спокойным за свое будущее и будущее следующих поколений.

В своей работе на примере изучения прошлого своей семьи я хочу доказать, что умение держаться вместе поможет всегда, даже в трудные для страны времена.

Актуальность работы заключается в том, что сейчас в современном мире часто не хватает времени даже на общение с близкими людьми, теряется связь с прошлыми поколениями. Эта потеря может нам стоить дорого.

Цель моей работы: изучить родословную моей семьи и узнать, как влияла история страны на судьбу моих предков.

Я поставил перед собой такие задачи:

-найти материал по теме «Родословная»;

-провести беседу со старшими членами своей семьи;

-зафиксировать рассказы старших;

-отсканировать, сфотографировать документы и другие реликвии, хранящиеся у родственников.

Глава 1. Генеалогическое древо моей семьи

В ходе работы у меня получилось вот такое генеалогическое древо семьи. Составляя его, я обращался за помощью к маме, Алёне Михайловне, папе, Дмитрию Леонидовичу. Общался с бабушкой Верой, тетей Наташей, связался с родственниками, которые проживают в п.Реболы (Карелия), в г.Кирове (Вятка).

Для меня составленная схема – важная часть работы. Именно с нее я начал свое исследование. Каждый мой родственник, предок (кого я пока нашел) у меня перед глазами, и о каждом из них я расскажу то, что узнал.

 

 


 


Глава 2. Мои родители.

Алена Михайловна Коровкина (Новикова) - моя мама. (ПРИЛОЖЕНИЕ 2). Она работает продавцом в магазине. Родилась, выросла и живет в селе Шелтозеро. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Старинное вепсское село в Прионежском районе Республики Карелия, административный центр Шелтозерского вепсского сельского поселения, комплексный памятник истории.

«Где родился, там и сгодился», - любит повторять мама, когда я иногда задаю вопросы о жизни в других местах. Приносить пользу, работать можно в любом месте. Главное, чтобы ты находился на своем месте, был хорошим человеком. Мои мама и папа живут и добросовестно работают, участвуют в различных проектах, которые делаются для блага села. Благоустройство братской могилы (ПРИЛОЖЕНИЕ 4), строительство детской, спортивной площадок и др. Они занимают активную жизненную позицию, и в истории страны такие вроде бы незаметные люди оставляют свой след.

Мой папа – Дмитрий Леонидович - родом из с.Рыбрека, что находится в 12 км. от Шёлтозера. (ПРИЛОЖЕНИЕ 5). Рыбрека - старинное вепсское село в Прионежском районе Республики Карелия, административный центр Рыборецкого вепсского сельского поселения, комплексный памятник истории. Родом из Рыбреки Герой Советского Союза Анна Михайловна Лисицына. Память о ней бережно хранят наши односельчане. (Приложение 6)

Мама и папа познакомились совсем молодыми. Мама ходила в школу, а папа недавно её окончил. На свидания к маме он приезжал на велосипеде из соседнего села Рыбрека (12 км.) Потом он ушёл в армию, а мама его ждала. Папа служил на Дальнем Востоке в ракетных войсках (РВ и А – ракетные войска и артиллерия).

После возвращения папы они поженились, а вскоре родился я. Назвали меня в честь прадеда Ивана. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

Сейчас папа  трудится на камнеобрабатывающем предприятии «Кара-Тау-Групп» камнекольщиком.  (ПРИЛОЖЕНИЕ8) Делает брусчатку из габбро-диабаза.

В Рыбреке добывают габбро-диабаз – редкий вулканит. Габбро-диабаз очень часто используется для ритуальных изделий: изготавливаются памятники. Брусчатка используется для мощения улиц, тротуаров, дорожек в парках. Много полезных вещей можно сделать из карельского камня. Мой папа делает нужные многим людям изделия.

Мама и папа остались жить на родной земле. Они работают там, где это необходимо. История огромной страны складывается вот из таких, казалось бы, незначительных судеб людей. Но каждый из них на своем месте. Вместе мои родители – сила!

Глава 3. Мои бабушки и дедушки

Маминых родителей, своих дедушку и бабушку, я совсем не знаю. Их, к сожалению, нет с нами. Бабушку звали Новикова Галина Александровна, а деда – Окладников Михаил Александрович. (ПРИЛОЖЕНИЕ 9) Отец ушел из семьи, когда мама была еще ребенком – ходила в детский сад. Бабушка умерла в то время, когда маме исполнилось 12 лет. Воспитанием стала заниматься мамина старшая сестра, моя тетя Наташа.

По воспоминаниям родных, Михаил Александрович был человеком очень аккуратным и хозяйственным, имел «золотые руки»: мог сделать, починить все. Родом дедушка был из поселка Реболы (тоже Республика Карелия). Бабушка родилась и жила в Шелтозере, работала в детском саду, зав. складом ремонтных мастерских, социальным работником.

Семья моих родных, к сожалению, распалась. Они не смогли справиться с трудностями и проблемами. И оказалось, что не вместе справляться со всем намного сложнее. Надорвалось у бабушки здоровье, а была в молодости очень красивая, веселая.  

Моя бабушка по папе – Вера Ивановна Мартынова. (ПРИЛОЖЕНИЕ 10) Родилась и выросла на вепсской земле, в селе Рыбрека. Ве́псы (вепс. vepsläižed; официально до 1917 — чудь) — малочисленный традиционно финно-угорский народ, проживающий на территории Карелии, Вологодской и Ленинградской областей в России.

Все предки бабушки - вепсы по национальности. Значит, и во мне есть частичка древнего народа. В школе я с интересом изучаю вепсский язык.

По профессии бабушка Вера киномеханик. Я впервые услышал об этой специальности из беседы с бабушкой. Сейчас киномехаников нет. А раньше они пользовалась популярностью. Бабушка показывала людям кино в ДК. Это сейчас любой фильм можно посмотреть в Интернете, по телевизору, а в прошлом веке жители ходили в клубы (в сёлах).

По воспоминаниям бабушки, очень много народу ходило на индийские фильмы, особенно женщины и девушки.

Со своим мужем – Леонидом Николаевичем Коровкиным (Приложение 11) – бабушка рассталась рано. В конце 80-х г.г. 20 в. приехала обратно в Рыбреку. Когда я спрашивал бабушку, как она жила в эти годы, то отвечала бабушка как-то неохотно. Это были сложные годы в стране. Сказались они и на жизни людей. С работой было туго. Денег не платили. Часто выдавали сырьем. Бабушке пришлось какое-то время работать в дробильном цеху на камне. Камень и дробили, и полировали. А такая работа мужская. Много сил отдавала бабушка труду, чтобы прокормить двух маленьких сыновей. Вспоминает, что берегла даже продукты. В магазин в то время уже стали завозить много разных «диковинных» продуктов, а денег иногда не было даже на хлеб. Еще бабушка рассказывала про жизнь «по талонам», когда даже мыло выдавали по ним.

Но баба Вера справилась со всеми трудностями. Во многом помогли родители – мои прадедушка и прабабушка. Вместе с ними она смогла выстоять в тяжелой для страны ситуации. Семья, плечо родного человека – дороже всего на свете.

Сейчас баба Вера проживает в деревне Каскесручей, что находится недалеко от нас (в 24 км.). Живет она в родительском доме, (ПРИЛОЖЕНИЕ 12) который построил в 19 веке наш предок. Этот дом внесен в список объектов историко-культурного наследия Карелии (Дом жилой Мартыновой кон. XIX в. д.Каскесручей, Приказ №38, от 18.02.2000, Министерство культуры РК)

Деревня Каскесручей. Мне стало интересно, почему она так называется. Почему деревня носит такое название?

Бабушка говорит, что раньше по деревне протекал большой ручей, в котором и бельё полоскали, и купались, и воду набирали. Сейчас это небольшой ручеёк. КАСКЕС означает по-вепсски «голова, главный». Получается, «Главный ручей». А еще бабушка говорит, что «катсу» по-вепсски – «смотри». Выходит: «Смотри - ручей». Загадок много, но от этого и интересней.

В Каскесручье тихо, спокойно. Хорошо отдохнуть от шума большого села. Двери дома гостеприимно распахнуты. Бабушка всегда ждёт меня и рада угостить горячим чаем с пирогами и конфетами.

В доме сохранилось много старинных предметов. Будто попадаешь в другой мир, где соединилась старина и современность.

Я помогаю бабушке топить баню, ношу воду. Потом мы носим дрова домой, растапливаем печь, и бабушка рассказывает о деревне.

Жителей зимой немного. Мы насчитали 16 человек. Но деревня не кажется совсем пустой. К своим родным на каникулы приезжают дети, внуки. А ещё в Каскесе много рыбаков. Сама деревня расположена у берега Онежского озера. От нашего дома до озера, наверное, метров 200-250. Зимой машин очень много стоит. На озеро выезжают на «Буранах». Летом на лодках выходят. Кто-то привозит их с собой, а многие люди спокойно оставляют лодки прямо на берегу.

Деревня Каскесручей расположена на возвышенности. Кажется, что озеро внизу, а деревня наверху. И видно всё далеко-далеко. Недаром, наверное, рядом с озером на возвышенности стояла церковь. На её месте построили часовню. Рядом с ней находится старое кладбище, которое заросло травой и деревьями. Ветви деревьев так разрослись, что кажется, будто они охраняют покой людей.

Бабушка говорит, что раньше жителей было больше. Работал магазин (сейчас он стоит заколоченный), был свой Дом культуры. Онежское рудоуправление предоставляло людям работу, транспорт.

Но не стало работы, магазин закрыли, молодёжь стала уезжать из деревни. В Каскесе остались только пожилые люди. Некоторым из них уже за 80 лет.

В последнее время люди стали возвращаться, строиться. Появились новые дома, кто-то приводит в порядок старые. Люди приезжают на лето, чтобы отдохнуть, пособирать ягоды, грибы, урожай. А если люди возвращаются в деревню, значит она нужна им.

Есть в Каскесе памятные места. Это братская могила солдатам, которые погибли при освобождении Каскесручья. И ещё стоит дом, в котором родился и жил Рюрик Петрович Лонин, основатель вепсского этнографического музея в Шёлтозере.

Глава 4. Мои прабабушки и прадедушки

На долю моих прабабушек и прадедушек выпала огромная тяжесть. Их молодость совпала со страшными военными годами. Великая Отечественная война 1941-1945г.г….

Щукина Валентина Николаевна – прабабушка по маме – родилась в г.Тотьма Вологодской области в 1919 году. (1919-1991)

До войны окончила учительские курсы, и первый её рабочий год как раз стал последним предвоенным годом. (ПрИЛОЖЕНИЕ 13).

Надпись на старой фотографии переносит нас на почти 80 лет назад. 1 сентября. Начало нового учебного года. Первого для прабабушки. Она уже не сможет мне ничего рассказать, но старое фото бережно хранит в себе память.

Еще никто не знает, что летом 1941 года начнется война…Эвакуация, страшные военные годы…

После войны прабабушка приезжает по распределению в Шелтозеро. Волею судьбы в 1948 году в село приезжает её будущий муж. Прабабушка заочно оканчивает институт по специальности учитель русского языка и литературы. Почти 30 лет она проработала в Шелтозерской средней школе.(ПРИЛОЖЕНИЕ 14)

В ней сейчас учусь я. Здесь училась моя бабушка, мама. Здесь работает моя тетя.(ПРИЛОЖЕНИЕ 15)

Моего прадедушку звали Новиков Александр Александрович. (ПРИЛОЖЕНИЕ16) Он родился в 1921 году в Вологодской области. Ушел служить в 1939 году. Войну встретил на Западной границе в танковых войсках. В первые же дни войны был ранен. Многое о деде я узнал с сайтов «Подвиг народа» и «Память народа. К сожалению, прадед умер рано, в 1976 году. Сказались ранения. Был сильно контужен во время боёв, тяжело ранен. После войны прадедушка ещё год служил в Германии. А затем волею судьбы очутился в Шелтозере, где и женился на прабабушке.

В моей семье часто вспоминают, что у деда на войне был друг, с которым он дошел до Берлина. Они с дедушкой договорились, что если у них родятся сыновья после войны, то они назовут их именами друг друга.

У деда оказалось 2-ое детей: Галя и Витя (в честь друга – Виктора Анисифорова). Друзья долго после войны общались, ездили друг к другу в гости. Потом, к сожалению, связь эта прервалась.

Прабабушка во время войны продолжила работать с детьми. Она верила в Победу, вселяла  надежду и в детей, учила их быть сильными, любить свою родную землю. Она не бросила тех, кто нуждался в учителях и воспитателях. В тяжелые для страны время бабушка трудилась, показывая детям, что жизнь продолжается, мы обязательно победим, не стоит опускать руки. Надо продолжать делать свое дело.

Прадед во время войны, как и многие советские люди, встал на защиту своей Родины. Смело сражался, не щадил себя во имя Победы. К сожалению, умер прадедушка рано. Вот она – цена нашей Победы. Забыть о тех страшных событиях мы не имеем права. Это все равно, что жестоко предать тех, кто добывал для нас мирную жизнь. Я не забываю о своих Героях.

Прабабушка по папе – Ида Степановна Мартынова (Ершова) родилась в 1926 году (умерла в 2013)  в д.Другая река (Карелия). (ПРИЛОЖЕНИЕ17) Другая река находится недалеко от Рыбреки, Шелтозера и Каскесручия. Шелтозеро – Каскесручей в 24 км. друг от друга, а между ними Рыбрека и Другая река. Вот так и выходит, что корни мои здесь, как у дерева, которое крепко вросло в землю и держится за неё.

 Когда началась война, прабабушке было всего 15 лет, но она хорошо помнила все события. На себе испытала, что такое холод, голод, страх. В начале войны им удалось эвакуироваться. Потом в Карелию пришли финские войска, и с 1941 по 1944 г.г. она была оккупирована. Прабабушка Ида плакала, когда вспоминала войну. Пока плыли на барже в эвакуацию, многие умирали. Их скидывали прямо в воду. Было очень страшно.

Получается, что детства у прабабушки не было. Тяжелая работа, напряжение всех сил, мучительное ожидание известий о родных. Сейчас трудно такое даже представить.

После войны сменила множество профессий: работала в совхозе, нянечкой в дет.саду, зав. дет. садом. Ида Степановна – ветеран тыла. Есть у нее медали.

У прабабушки моей необычное имя – Ида.

Бабушка рассказала, что когда прабабушка родилась, её мать собралась идти регистрировать дочь. Спрашивает у мужа: «Как записывать будем?» А Степан (муж) и отвечает: «Иди, иди быстрее и назови коротко». Работы было много, и на выбор имени времени не хватало. Звать тоже надо было короче, чтобы не терять время и не ломать язык. Так и записали: Иди. Потом уже переросло в Иду.

Прадедушка, Мартынов Иван Павлович, родился в 1923г (умер в 2013) в д.Каскесручей. Прадедушка не успел уйти на фронт. Территория их была оккупирована финнами. Прадедушку и других молодых людей финны угнали на работы. Только после войны он смог вернуться домой.

Вспоминают, что дедушка очень изменился за годы плена. Стал молчаливым, замкнутым, не любил вспоминать те годы. Вот что делает война с людьми.

В войну от голода умер младший брат прадедушки.

После войны прадед работал в совхозе, а затем на камнедобывающем предприятии в Рыбреке (дробил камень).

Война повлияла на судьбу моих родных, но их судьба сплелась с судьбой моей страны и моей Республикой Карелией.

Глава 5. Мои прапрабабушки и прапрадедушки.

О своем прапрадедушке по маме я ничего не знаю на данный момент. А прапрабабушку звали Воробанова Евдокия. (ПРИЛОЖЕНИЕ 18). Она являлась уроженкой Вологодской области. Бабушка на каникулах гостила под г.Бабаево. После войны жила в семье сына Александра и помогала по хозяйству, нянчилась с внуками.

Прапрабабушка по папе – Ершова Анна (ПРИЛОЖЕНИЕ 19) – родилась в 1902 году в Другой реке. Работала в колхозе. Её муж, Ершов Степан,  родился там же в 1901 г. Работал на тракторе в колхозе. Призван в 1941г. на фронт. Скорее всего, погиб на войне. Но данных о нем я пока не нашел. Бабушка Вера говорит, что дед пропал без вести, не вернулся домой.

Мартынов Павел Афанасьевич 1900 г.р. Работал в колхозе на тракторах. Когда началась Великая Отечественная война, был призван на фронт. Прапрадед Павел погиб в октябре 1944г., захоронен под Мурманском.

 На сайте «Память народа» я нашёл список убитых, в числе которых есть и мой прапрадедушка Павел. Его фамилия третья сверху. (ПРИЛОЖЕНИЕ 20)

Война отобрала отца и мужа, а сын находился в плену. Прапрабабушка Катя всю войну ждала обоих. Каково же было и ей! Мартынова Екатерина Ивановна 1900 г.р. Работала в колхозе. (ПРИЛОЖЕНИЕ 21) Но выстоять помогла семья, которую создал вернувшийся сын.

Жизнь моих родных – это и жизнь моей страны в разные периоды ее развития.

Заключение

В ходе своего исследования я составил генеалогическое древо своего рода, на основе которого проследил за судьбой моих родных.

Я увидел, что их жизнь тесно связана с жизнью нашей Республики и шире – со страной. Главная цель работы достигнута – я изучил родословную семьи и узнал, как влияла история страны на судьбу моих предков.

В начале работы я писал: «…на примере изучения прошлого своей семьи я хочу доказать, что умение держаться вместе поможет всегда, даже в трудные для страны времена». Свою гипотезу я доказал на примерах. Те семьи, которые держались вместе, и в трудный жизненный период поддерживала друг друга, смогли все преодолеть, а другие, к несчастью, не выдержали испытания и рассыпались.

 

 

Список использованных источников:

¨ Семейные архивы семей Новиковых, Коровкиных, Мартыновых.

¨ https://vk.com/club181866303

¨ https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_vpp1985001586/?backurl=%2Fheroes%2F%3Flast_name%3DМартынов%26first_name%3DПавел%26middle_name%3DАфанасьевич%26date_birth%3D%26adv_search%3Dy%26group%3Dall%26types%3Dpamyat_commander%3Anagrady_nagrad_doc%3Anagrady_uchet_kartoteka%3Anagrady_ubilein_kartoteka%3Apotery_doneseniya_o_poteryah%3Apotery_gospitali%3Apotery_utochenie_poter%3Apotery_spiski_zahoroneniy%3Apotery_voennoplen%3Apotery_iskluchenie_iz_spiskov%3Apotery_kartoteki%3Apotery_vpp%26page%3D1

¨ https://pamyat-naroda.ru/heroes/memorial-chelovek_zahoronenie86010504/

¨ https://granit-industriya.ru/granit-iz-karelii/chem-gabbro-diabaz-otlichaetsya-ot-granita/

¨ http://monuments.karelia.ru/ob-ekty-kul-turnogo-nasledija/spiski-ob-ektov-kul-turnogo-nasledija-po-rajonam-i-poselenijam-respubliki-karelija/prionezhskij-r-n

¨ http://podvignaroda.ru/?#id=1100311004&tab=navDetailManCard

 

Приложения

 

Приложение1

Иван Коровкин

 

Приложение 2

Мама Алена Михайловна

 

 

Приложение 3 Село Шелтозеро

 

 

 

 

Приложение 4

Братская могила в с.Шелтозеро

Приложение 5

 

          Приложение 6 Рыбрека

 

 

 

Приложение 7 Я с прадедом

Приложение 8 (папа)

Приложение 9 (мамины родители)

Приложение10(баба Вера)

 

Приложение11 баба Вера с мужем и маленьким папой

 

Приложение 12

Каскесручей      

 

В бабушкином доме.

 

          Приложение 13 Первый учебный год прабабушки в качестве учителя/оборотная сторона фото

                     

 

Приложение 14 Шелтозерская школа, в которой работала прабабушка

 

Приложение 15. Наша школа. Современность.

 

 

Приложение 16 Прадедушка Новиков Александр Александрович

 

 

                                                                                

 

Приложение 17. Прабабушка Ида Степановна Мартынова (Ершова) и прадедушка Иван Павлович

 

 

 

 

 

                                                    

 

 

Приложение 18. Прапрабабушка Воробанова Евдокия.

 

 

Приложение 19 Ершова Анна

 

 

Приложение 20 Имя моего погибшего прапрадеда внесено в список безвозвратных потерь

 

Где захоронен прадедушка – Мартынов Павел Афанасьевич

 

Приложение 21 Мартыновы Павел и Екатерина



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.