Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Шутова Н.Ю.



 

 

 

Шутова Н.Ю.

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Методическое пособие

г. Иваново

2018 год


УДК 371.036 + 792.028.3

ББК 74.200.54 + 85.334

Ш 97

Ш 97 Шутова Н.Ю.

Театральные игры. Методическое пособие /Н.Ю. Шутова. -

Иваново. АГУ ИО «ОКМЦКТ», 2018. - 32 с.

Пособие предназначено для руководителей любительских театральных коллективов, занимающихся с детьми. Педагог с 40-летним стажем работы делится своим опытом, рекомендуя апробированные за многие годы рабо­ты с детьми 6-12 леттеатральные игры и упражнения по актёрскому мастер­ству и сценической речи.

Главные тезисы методической работы-«Не навреди!» и «Учиться надо играя!». Театральные игры и упражнения подобраны с учётом психологиче­ских особенностей детей данной возрастной категории.

© Шутова Н.Ю., 2018

© АГУ ИО «ОКМЦКТ», 2018


СОДЕРЖАНИЕ

Введение ...........................................................................   4стр.

Часть I. Театральные игры для начинающих..................... 6 стр.

Часть II. Речевые игры для начинающих...................... 19 стр.

Часть III. Музыкальные произведения

 и воспитание эмоций                                       28 стр.

 


ВВЕДЕНИЕ

Основная задача руководителя детского театрального коллекти­ва - помочь ребятам избавиться от уже существующих комплексов, убедиться в своей нужности и уникальности, поверить в себя. И со­всем не обязательно для этого дублировать программу первых кур­сов театральных ВУЗов (эту ошибку допускают многие руководители при работе с детьми). Главная цель детского творчества - создать сре­ду творческого общения, которая помогает каждому раскрыть свои способности. Застенчивые дети смогут развить коммуникативные на­выки, расширить круг общения, обрести настоящих друзей и в итоге приобрести уверенность в себе. А дети гиперактивные, импульсив­ные в творческой игре выплеснут избыток энергии и агрессии, нау­чатся перенаправлять свои негативные эмоции в позитивное русло.

Занимаясь в театральном коллективе, дети не только разовьют ху­дожественные способности, но и общечеловеческую, универсальную способность к творчеству в любой области.

Основной принцип работы руководителя - «Не навреди!». Это сложно, особенно если руководитель начинающий, мало знакомый с методиками театральной педагогики. Цель данной методической ра­боты - познакомить с основной методикой преподавания театраль­ных игр в детском коллективе (6-12 лет), дать общие представления о современных технологиях детского театрального воспитания.

Важно понять, что мы не воспитываем актёров и не готовим детей для поступления в театральные училища и ВУЗы, мы просто раскры­ваем возможности, способности и талант самого ребёнка. Психологи утверждают, что ребёнок испытывает потребность в игре, и именно в игре формируются его эстетические потребности. Поэтому и репе­тиционный процесс должен проходить в игровой форме. Последова­тельность (но не принудительность!), регулярность (но не навязчи­вость!), и методичность (но не скука!) занятий сделают ваши усилия плодотворными.

Театральные игры развивают умение действовать согласованно, пробуждают активность и находчивость у детей, помогают ориен­тироваться в заданном пространстве. Очень важный момент - игра должна быть коллективной, но при этом каждый участник игры дол­жен чувствовать к себе индивидуальное внимание (обязательно в ходе занятий выделите хотя бы раз из группы занимающихся каждого и найдите, за что похвалить его) - это просто необходимо в работе с детьми данного возраста. Сочетание разных приёмов обучения не утомит ребёнка, а разовьёт интерес и восприимчивость.

С участниками театрального коллектива (6-12 лет) можно повто­рять одни и те же упражнения по многу раз, но в любой игре и в лю­бом упражнении необходимо выделять и фиксировать трёхчастную структуру, на актёрском языке это: УВИДЕЛ - ОЦЕНИЛ - ДЕЙСТВУЮ.

И ещё один совет руководителю детского театрального коллек­тива: не набирайте детей ради постановки конкретного спектакля, наберите их для обучения, игры, и в процессе занятий с ними, узнав их индивидуальность, их возможности и интересы, вы точно не оши­бётесь в выборе пьесы для постановки.

 

 


Часть I. Театральные игры для начинающих

Умения и навыки:

• коллективность в выполнении заданий;

• управление своим вниманием (к предмету, партнёру);

• распределение внимания;

• развитие фантазии;

• знакомство с собственным телом, умение управлять им;

• начальная способность фиксировать и осмысливать особен­ности поведения в наблюдениях, собственных работах, произведени­ях искусства (музыка, живопись);

• выявление различных возможностей поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах.

1. «Разведчики» -руководитель театрального коллектива встречает вновь пришедших на занятия у входа в здание, группиру­ет их всех в фойе. Когда собирается группа полностью, он произно­сит тоном заговорщика: «Тихо! Мы - разведчики, кругом враги, нам надо найти актовый зал, в котором будем заниматься, там мы будем в безопасности. Открыли ротики и показали язычки, «отвинтили» их и убрали в кармашек, чтобы не болтать, а теперь пошли! Ничего не бойтесь! Я рядом!» Руководитель по ходу придумывает всевозмож­ные «заманки» (то обнаруживает одинокого котёнка, то просит на цыпочках пройти около двери, за которой спит Карабас-Барабас... но, никаких пугающих страшилок!). Дети обычно с удовольствием играют в разведчиков, а заодно не отвлекают от занятий участников других коллективов.

2. «Полукруг» -руководитель усаживает ребят в полукруг и начинает первое знакомство (язычки из карманов возвращены на ме­сто): каждый называет своё имя, рядом сидящий повторяет это имя и называет своё и т.д. Каждый придумывает себе псевдоним, рядом сидящий повторяет и называет свой и т.д. Пересаживаются по цвету волос: от самых светлых волос - до самых тёмных. Пересаживаются по росту.

3. «Хваталочка» -руководитель обращается к детям: «Я - вол­шебник. Сейчас превращу вас... крабле-крабле-бумс! В маленьких со­бачек!». По хлопку дети встают и двигаются к волшебнику. Пластика собачек, у каждого свой лай. Дойдя до руководителя, все ставят по указательному пальчику под ладонь-крышу волшебника, и все хором произносят текст «хваталочки»:

- По болоту ло-ту-ту плыл охотник на плоту.

Перед ним, как тень из мрака, выпрыгнула... собака!»

На последнем слове ладонь волшебника сжимается и хватает за­зевавшийся пальчик. Задача каждого вовремя «убежать», но в образе собачки. Можно превращать ребят в медведей, кошек, в рыбок. Дети проявляют свою актёрскую фантазию и изобретательность.

4. «Неправильное пение» -руководитель: «Как правильно петь - знают все. Мы будем петь не по правилам». Поём (называет лю­бую детскую песню): зажав носик пальцем, набрав в рот воды, втянув внутрь щёки, закусить нижнюю губу...

5. «Аплодисменты»-руководитель: «Спели песню, а теперь по­аплодируем друг другу. Но аплодисменты бывают разные: бурные - восторженные; громкие - подбадривающие; сдержанные - деликат­ные; ленивые - снисходительные; заискивающие - подхалимские».

Вместе с руководителем дети воспроизводят аплодисменты.

6. «Кошечка, мяукни!» -одному из играющих - тому, кто вы­бран водить - завязывают платком глаза. Остальные садятся по кру­гу на стулья и вытягивают вперёд правую руку. Водящий подходит к любому из участников игры, берёт его за руку и просит: «Кошечка, мяукни!». Тот должен мяукнуть. При этом можно изменить свой го­лос. Водящий должен угадать, кого он взял за руку.

7. «Поймай колокольчик» -дети берутся за руки, двум-трём завязывают глаза и одному из них дают в руки колокольчик. Он вре­мя от времени позванивает им, а остальные водящие пытаются пой­мать «звонаря», ориентируясь только по звуку. «Звонарь» же всяче­ски увёртывается от тех, кто его ловит и тоже «вслепую». Кто поймал «звонаря», тому колокольчик и достанется - теперь быть «звонарём» его черёд.

8. «Угадай, кто хозяин?» -руководитель показывает ребятам картинки с изображёнными предметами. Надо угадать, кому из геро­ев сказок они принадлежат. Это могут быть: золотое яичко, волшеб­ное зеркальце, хрустальный башмачок, красная шапочка, разбитое корыто, аленький цветочек... Заодно можно поговорить с ребятами о любимых сказках.

9. «Объясни мне!» -дети должны ответить на вопросы руко­водителя и объяснить:- Почему помидор красный? Откуда у редиски хвостик? Почему арбуз полосатый? Откуда у капусты столько листьев? Почему огурец пупыристый? Руководитель обязательно отмечает луч­шее объяснение.

10. «Бедный котёнок» -водящий показывает нам котёнка; пе­реходя от одного играющего к другому, он становится на четверень­ки, мяукает, урчит. При этом без конца строит рожицы. Тот, к кому обращается «котёнок», должен погладить его по голове и, ни в коем случае не улыбнувшись, сказать три раза: «Бедненький-бедный, чёр- ненький-чёрный котёночек, кис-кис!». Если же водящему удалось заставить кого-то улыбнуться, он и становится теперь «котёнком», и игра продолжается.

11. «Выгляни в окошко» -в рамочку - «окошко» с закрывающи­мися створками - вставляют листы цветной бумаги. Створки отворя­ются. Детям предлагают «выглянуть в окошко» - пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном». Обычно, за белым листом они видят зимний пейзаж, каток или больницу и описывают его... за жёл­тым - пустыню, осеннюю полянку и т.д.

12. «Играем в интонацию» -произносим «ДА»: громко, тихо, кратко, растянуто, торжествующе, злобно, заикаясь, утвердительно, удивлённо, восторженно, иронично, задумчиво, скорбно, нежно. Лю­бую стихотворную строчку, хотя бы «Однажды в студёную зимнюю пору...» произносим: шёпотом, с максимальной громкостью, с пуле­мётной скоростью, со скоростью улитки, как будто вы замёрзли, во рту у вас горячая картошка, как бы это сказал робот, марсианин, ло­шадь, только что научившаяся говорить...

13. «Сегодня в порт корабль придёт» -дети рассаживаются на стулья по кругу, и, взяв друг друга за руки, начинают мерно покачи­ваться из стороны в сторону, словно корабль на волнах. Руководитель произносит ключевую фразу: «Сегодня в порт корабль придёт, гру­жённый...» и называет дальше некоторые предметы. Ребята же долж­ны выполнить определённые действия, связанные для них с назван­ными предметами. Например: если говорится «гружённый веерами», все обмахиваются веером. Корабль может быть загружён: часами с кукушкой, мячиками, ножницами и т.д.

14. «Попробуй, повтори» -участнику игры предлагают отыскать обронённый предмет (книгу, карандаш, мячик). Когда же он это сде­лает логично и правдиво, попросить его повторить все эти действия. Следует сказать участнику, что остальные будут проверять, так ли он всё делает, как сделал в первый раз. Обычно участник, начиная повто­рять, смущается, фиксируя направленное на него внимание осталь­ных, теряет логику действий. Затем и другим участникам игры пред­лагают выполнить это задание. По окончанию игры руководитель устраивает подробный разбор проделанного, указывает на зажимы тех или иных мышц, в результате которых и возникают нелогичные действия.

15. «Кошечка» -дети встают на четвереньки. На первый хлопок прогибают позвоночник к полу, как будто кошка ласково потягивает­ся, тянется к вам. На второй хлопок выгибают позвоночник дугой, как будто кошка сердится, фыркает и становится в позу защиты. Так дети учатся ощущать работу своих мышц и подчинять их своей сознатель­ной воле.

16. «Куклы тряпичные» -игра на полное расслабление тела. Ребята - тряпичные куклы, повешенные на гвоздике в костюмерной театра кукол. Руководитель выбирает куклу к спектаклю, по пути он снимает их с гвоздика и сбрасывает на пол.

17. «Мы - команда!» -дети садятся в круг на полу и берутся за руки. Им нужно по хлопку руководителя одновременно встать, не опуская рук. Если детей много, разделить их на 2 группы.

18. «Волшебная шляпа» -руководитель приносит на занятие мужскую шляпу и просит ребят пофантазировать, как можно исполь­зовать эту шляпу, кроме как головной убор. Наиболее частые ответы: ваза для яблок, горшок для цветка, котелок для ухи, абажур, баскет­больная корзина, форма для кекса, корзина для грибов, домик для мышки и т.д.

19. «Страна зверей»-дети сидят в круге, по хлопку руководите­ля первый, придумав себе животное (например - кенгуру) встаёт со своего места и безмолвно, пользуясь только пластикой задуманного им животного, допрыгивает до любого участника, которого выбрал, чтобы занять стул, на котором находится партнёр. Тот, угадав заду­манное, встаёт со своего места и повторяет пластику кенгуру, заняв стул первого участника. Через секунду он встаёт со стула и уже в сво­ей задуманной пластике (например - медведь) идёт к стулу нового партнёра. Так все участники игры меняются местами, используя раз­ную пластику. Игра проходит в полном молчании. Вместе со зверями, можно использовать и пластику птиц.

20. «Чудесный мешочек» -руководитель показывает ребятам мешочек, в котором лежат разные вещи. Участники игры по очере­ди опускают руку в мешочек, вынимают первый попавший им в руки предмет и со словами: «Это моя вещь!» сочиняют историю, как их вещь попала в мешочек руководителя. Если участник был убедите­лен, руководитель дарит ему этот предмет. В мешочке могут быть: за­писная книжка, мягкая игрушка, яблоко, луковица и т.д.

21. «Вездеходы» -группа ходит по комнате в быстром темпе. Она должна сосредоточиться на голосе руководителя и менять свои действия в зависимости от информации. Пристройка к новым обстоя­тельствам должна происходить быстро и в индивидуальном порядке без разговоров и обсуждений. Текст руководителя: «Идём через лес! Щебечут птицы, бабочки порхают, высокая трава на опушке. Крапива больно стегает по голым ногам. Комары заели. А всё потому, что попа­ли в болото. Топко! Страшно! Противно! Сумерки сгущаются. Снежное поле, пронизывающий зимний ветер. И пули свистят над головой. Где бы укрыться? В окоп. Нет, это пруд с приятной освежающей водой. Но очень холодной. Выбираемся на берег и попадаем в окружение пау­ков. Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах. Ею наполнено всё пространство. Нет, показалось! Идём через цитрусовый сад. На де­ревьях зреют фрукты, сорвём один. Вдохнём чудо-аромат апельсина, очистим, возьмём в рот освежающую дольку. Скулы свело от кислоты. Это - лимон! и т. д.». Игра помогает отработать переключение внима­ния, запускает спонтанность и творческое мышление.

Т1. «Тень»-один из участников идёт по комнате, делает различ­ные движения. Например - ловит сачком бабочку. В это время другой участник - «тень» - следует за ним, повторяя все его движения, все его действия в том же ритме, что и идущий впереди него.

23. «Зеркало» -ребята рассаживаются на стулья, один напротив другого. Первый выполняет разные движения (чистит зубы, умывает­ся, причесывается...). Другой, являясь «отражением» первого, повто­ряет его движения. Если первый делает движения правой рукой, то второй движение повторяет левой рукой (как отражение в зеркале).

24. «Играем в Тома Сойера» -руководитель зачитывает отрывок из «Тома Сойера» Марка Твена, тот, где Тома заставили красить забор, и где он «продаёт» это право другим ребятам. Распределяются роли. Вместо малярной кисти - кисти наших рук. Красим забор... Текст - им­провизационный.

25. «Расскажите движением» -покажите, как учится ходить ма­лыш, как лезут на крутую скалу, как катится мячик, как увядает цветок, как скачут кони, как дети собирают ягоды и т.д.

26. «Паутина» -дети садятся в большой круг. Первый берёт клу­бок в руку и кратко рассказывает о себе, зажимая крепко свободный конец нити, он кидает клубок ребёнку, сидящему напротив. Захочет ребёнок рассказать о себе - расскажет. Не захочет - просто возьмёт нить в руку, а клубок перекинет другому. Когда паутина будет готова, каждый должен возвратить клубок предыдущему, называя его имя. Так продолжается, пока клубок не вернётся к первому участнику, а паутина распустится. В этой игре участники понимают, что в будущих театральных представлениях актёры зависят друг от друга, словно связаны нитями паутинки.

Т1. «Мыльные пузыри» -ведущий имитирует выдувание мыль­ных пузырей. А остальные дети изображают полёт этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды ведущего: «Лопнули!» дети ло­жатся на пол. Игра развивает выразительность движений и воображе­ние.

28. «Снеговик» -все дети - снеговики. По команде руководите­ля: «Наступила весна!» снеговики начинают таять. Дети расслабляют свои мышцы и постепенно опускаются на пол.

29. «Животные с других планет» -руководитель просит детей показать животных с других планет: ханурика однорогого, сюсипусика гребешкового, манмарончика клыкастого, лямурика длиннохвостого, карабясика игольчатого и т.д. Воображение ребят безгранично, руко­водитель должен следить за тем, чтобы пластика, мимика, звуки, из­даваемые животными, соответствовали названию животного.

30. «Сочинители» -предлагается сочинить историю: про рыбку, которая жила в холодильнике; ворону, которая любила кататься на ве­лосипеде; щуку, которая играла на гитаре; берёзку, которая хотела на­учиться плавать; майского жука, который очень боялся высоты и т.д.

31. «Ритуальные танцы» -необходимо придумать и станцевать (без музыки, используя барабаны и хлопки) массовые танцы дикарей племени Мумба-Юмба: перед охотой на зебру, перед посадкой бана­нового дерева, перед постройкой бамбуковой хижины, перед ловлей крокодилов. Ребята делятся на группы, сами выбирают лидера и гото­вят танцы.

32. «Фотография» -ребята становятся в групповую фотографию. Их выстраивает один из участников - фотограф. Выстроил, «сфотогра­фировал», то есть запечатлел в своей памяти и вышел из комнаты. Ре­бята сделали несколько изменений, поменялись местами, сняли коф­ты и т.д. Фотограф вернулся, внимательно всех осмотрел и всё вернул на место.

33. «Междугородний телефон» -группа делится на две коман­ды, встают напротив друг друга. Берут в руки телефонные трубки (бес­предметно), и по хлопку руководителя начинают все одновременно разговаривать с партнёрами, стоящими напротив. Необходимо во всеобщем гвалте выделить речь своего партнёра, не отвлекаясь на разговоры других и о чём-то с ним договориться.

34. «Звучащий полукруг» -ребята садятся в полукруг, каждый ставит перед собой ещё один стул. Первый выстукивает ладонью рит­мический пассаж. Остальные повторяют. Затем второй предлагает свой ритм и т.д.

35. «Кинолента видений» -руководитель предлагает всем сидя­щим в полукруге мысленно прогуляться от своего дома к зданию, где проходит репетиция. Руководитель может в любое время прервать внутреннее зрение участников игры вопросом: «Василий, где вы сей­час? Что делаете?» и т.д. Главное - не пропустить ни одного звена в цепочке последовательности воспоминаний.

36. «Кинолента видений № 2»-руководитель предлагает игра­ющим закрыть глаза и представить в цвете и в движении: рыцарский турнир, лесной пожар, Золушку на балу, игру в войну, купание в речке, праздничный салют.

37. «Хамелеон» -участникам предлагается войти поочерёдно в дверь комнаты и произнести для всех одну и ту же фразу «Петя при­ехал!», но с разными актёрскими задачами: чтобы всех обрадовать, чтобы огорчить, чтобы напугать.

38. «Пограничники и нарушители»-вызываются 2-3 «погранич­ника» и столько же «нарушителей границы». Тем и другим завязыва­ют глаза и ставят друг перед другом на значительное расстояние. По хлопку и те, и другие начинают действовать: «нарушители» должны постараться проскочить мимо «пограничников» на другую сторону, а те - не дать им пройти, поймать их.

39. «Похищение принцессы» -выбираем принцессу, стражника и храброго принца, остальные будут горожанами. Принцессу сажаем на стул и связываем ей сзади руки шарфом. Стражнику завязываем глаза, он по слуху должен угадать освободителя и не дать ему развя­зать руки принцессы. Задача принца бесшумно пробраться к прин­цессе и развязать шарф. Вся группа может отвлекать шумом внима­ние стражника.

40. «Снимаем клипы» -жанр музыкального клипа популярен. Группа делится на несколько подгрупп и начинает придумывать и «снимать» клипы на тему: «Жили у бабуси два весёлых гуся», «Светит месяц, светит ясный», «Жил-был у бабушки серенький козлик», «Каку наших у ворот муха песенку поёт». Клипы показывают на сцене, а не на экране, как маленькие самостоятельные спектакли.

Список рекомендуемой литературы:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры. - М., Просвещение, 2004.

2. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрас­те. - М., 2005.

3. Буренина А.И. Театр всевозможного: От игры до спектакля. - М., Музыкальная палитра, 2002.

4. Ветлугина Н.А. Художественное творчество и ребёнок. - М, 2006.

5. Гавриленко Н.К. Театральные уроки. - Начальная школа, 2017.

6. Гайваронская Т.А, Деркунская В.А. Развитие эмпатии в теа­тральной деятельности. - М., Центр педагогического образования, 2007.

7. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образо­вания 1-4 классы. - М., Баласс, 2004.

8. Гиппиус С.В. Актёрский тренинг. Гимнастика чувств. - СПб, Прайм-Еврознак, 2012.

9. Доронова Т.Н. Играем в театр. - М., Просвещение, 2004.

10. Доронова Т.Н, Доронова Е.П. Развитие детей в театрализован­ной деятельности. - М., 2016.

11. Ершова А., Букатов В. Актёрская грамота - детям. - СПб (вто­рое дополненное издание), 2018.

12. Збруева Н. Ритмическое воспитание актёра. Серия «Я вхожу в мир искусства», 2003.

13. Колчев Ю.В. Театральные игры в школе. - М., Школьная прес­са 2000.

14. Комарова Т.А. Театральное творчество младших школьников. Сборник упражнений, заданий и игр. - г. Чатлык, 2015.

15. Колосова М.В. Развитие творческого потенциала детей сред­ствами театрального искусства. - М., 2013.

16. Корогодский З.Я. Начало. - СПб, 2005.

17. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребёнке волшебника. - М., 2006.

18. Мастерская чувств (предмет «Театр» 6-12 лет) методическое пособие, ч. 1, 2. - М., 2006.

19. Мерзлякова С. Театрализованные игры. - Линка-пресс, 2012.

20. Миллер С. Психология игры. - СПб, 1999.

21. Мочалов Ю. Первые уроки театра. - М., Просвещение 1986.

22. Никитина А.Б. Театр детей. Учебно-методическое пособие для руководителей детских театральных коллективов. - М., 2017.

23. Новицкая Л.Н. Уроки вдохновения. - М., ВТО 1984.

24. Орлова Т.Г. Театральная игра и её практическое применение на занятиях театральных объединений. - г. Байкальск, 2016.

25. Проблемы театрального образования в начальном звене - сборник под редакцией Дьяченко Т.Л. - М., 1991.

26. Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая ра­бота с детьми и подростками. - СПб, Речь, 2007.

Т1. Терентьева Е.Ю. Влияние театральной деятельности на разви­тие личности ребёнка. - г. Биробиджан, 2015.

28. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятель­ности дошкольников и младших школьников. - Владос (повторное и дополненное издание), 2017.

29. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М,. 2009.


Часть II. Речевые игры для начинающих

Речевые игры вы можете строить на любом речевом материале, более всего для этого подойдут чистоговорки, скороговорки, потешки, которые можно «до сочинять» и обыграть вместе с детьми. Не забывайте о периодах мутации голоса (11-14 лет у девочек, 13-15 лет у мальчиков), происходит смещение голоса, и необходим щадящий речевой режим. Голос современных детей формируется в крайне не­благоприятной среде (шумовой барьер, голоса окружающих ребёнка людей сливаются с агрессивной музыкой, которая «обваливается» на ребёнка с экрана телевизоров, монитора компьютеров). В результате формируются агрессивные, крикливые голоса. У застенчивых детей, наоборот, от звуковых перегрузок голоса сникают, становятся бес­цветными, слабыми. Многие дети говорят тихо, невнятно. Гласных в речи практически нет, согласные произносятся не всегда ясно, рече­вой аппарат работает плохо, цедят сквозь зубы, рот не раскрывается, губы ленивые, челюсти сомкнуты. При выполнении рекомендуемых речевых игр речь становится красивой, осмысленной. В творческом багаже ребят десятки скороговорок, детских стихов, различных поэти­ческих текстов, речевых игр на развитие мышления, памяти, фантазии и воображения. Детей необходимо накормить дыханием и включить в звучание головной и грудной резонаторы, что и позволяют речевые игры, которые проводятся вместе с играми театральными.

Умения и навыки:

• развитие речевого слуха;

• воспитание энергии звучания, полётности голоса;

• соединение глубокого дыхания с голосом;

• умение действовать словом;

• выработка навыка правильного звукопроизношения;

• исправление речевых недостатков.

1. «Звукоряд» -научим детей правильной артикуляции при произнесении букв И-Э-А-О-У-Ы. Усложним задание: прибавим к зву­коряду звукосочетания ПБ, ТД, КГ, ВФ, РЛ, СЗ. Получим два вида зву­коряда, например: ПИ-ПЭ-ПА-ПО-ПУ-ПЫ и БИ-БЭ-БА-БО-БУ-БЫ. Нау­чившись чётко произносить данный звукоряд, ещё раз усложним его: ПИБИ-ПЭБЭ-ПАБА-ПОБО-ПУБУ-ПЫБЫ и БИПИ-БЭПЭ-БАПА-БОПО-БУ- ПУ-БЫПЫ. Овладев всеми речевыми структурами, подключаем к зву­коряду движение. ПБ - жонглёры (звучим и жонглируем звуками, как мячиками, подкидывая звуки вверх и ловя их). ТД - стреляем (в руках якобы пистолеты, и мы звуками поражаем цель). КГ - колдуны (зву­чим и совершаем магические взмахи руками над котлом с волшеб­ным зельем). ВФ - молитва (руки поднимаем вверх, и звук посылаем вверх). РЛ - барабанчик (выстукиваем звукоряд ладошками по столу). СЗ - часики (склоняемся в низком поклоне, руки опускаем вниз и зву­чим, размахивая руками, как маятником).

2. «Пропала собака» -руководитель сообщает участникам игры: «Ребята, у меня пропала собака Бобик, на одном дыхании 10 раз позовите собаку». Сначала зовут все вместе. Далее каждый звучит отдельно.

3. «Ворона» -руки детей - крылья. Взмахивая «крыльями» они произносят:

Воррона крричала: «Которррый чассс,

Которррый час может быть сейчассс?

Если чассс, если ррровно чассс,

То я опоззздала ррровно на чассс».

(ребята «летают» по комнате; р-звонкое, интенсивное).

4. «Змея» -рука-змея, кисть руки - голова змеи.

Ползззёт и шшшепчет дажжже камышшшу:

«Дружжжи сссо мной, иначчче укушшшу!»

(ребята пробуют передать характер змеи, фиксированное звуча­ние на «з», «ж», «ш»),

5. «Бабушки» -локти прижаты к бокам, сначала медленно, за­тем интенсивнее бьём себя по бокам, приговаривая:

«Ахти! Ахти! Ахтушки! Разахалися бабушки!

Ахти-ах! Ахти-ах! Удержались на ногах!»

(с разными интонациями: радостно, удивлённо, сплетничая и т.д.).

6. «Артикуляция по-детски» -весёлый язычок:

• покусали кончик языка, как мама шинкует капусту;

• покусали язык с кончика до середины и с боков;

• представили, что вы - собачка, перед вами мисочка с остатка­ми вкусной еды, вылижите язычком воображаемую тарелку дочиста;

• начинаем играть в болтушечку - это быстрое болтание языка между губами со звуком «ла-ла-ла», а потом начинаем болтушечку в стороны, вправо и влево со звуком «ла-ла-ла»;

• чистим зубы язычком, как зубной щёткой;

• язычком, как шпагой «протыкаем» щёки;

• язычком дотянутся до носа и до подбородка;

• круговое вращение языком.

7. «Школьный гекзаметр» -тренирует дыхание, нужно выра­зительно, отчётливо, нараспев проговаривать каждую строчку на од­ном дыхании без пауз. Затем так же на одном дыхании прочитать две строчки...

Класс низвергался от дикого, жуткого крика.

Рухнуть вот-вот потолок обещал, а полы провалиться. Это опять пятиклассник Антон, по прозванию Чика, Вздумал с Витьком, по прозванию Хилый - сразиться. Нет, не мечами они, не трезубцами острыми дрались. Силу могучих своих кулаков они в ход не пускали.

В схватке жестокой попасть друг по другу старались Грозным оружьем - портфелем его называли...

Вот у Антона под глазом синяк засветился лиловый. Вздрогнул Антон. Разыгралась силушка в теле,

В злобе швырнул свой портфель, и окно разлетелось со звоном! Тут, как назло, проходил мимо класса завхоз Феодосий Степаныч. Звон он услышал и в класс залетел, словно Зевс Громовержец, И закричал, что узнает немедля директор их школы Сан Саныч О нерадивых, свершивших безмерную, гадскую мерзость. Ловко схватил их завхоз, как за холку берут перед опытом свинок, И потащил коридором, к директору школы, хотя те упирались... Так был бесславно закончен Антона с Витьком поединок, И лишь печально портфели средь бранного поля валялись.

(стихотворение Юрия Макарова «Поединок»)

8. «Скороговорки и интонация» -работа над дикцией и вну­треннем наполнением исполнителя в разных темпах:

• Даёт Катеринке картинки Каринка, картинки в корзинку кла­дёт Катер инка.

• Пекла для Варюшки подружка ватрушку, подружке подушку сшила Варюшка.

• Насыпал Парамошка горошка на дорожку, ведёт теперь к по­рожку дорожка из горошка.

• Пётр Петров, по прозванию Перов, купил птицу-перепелицу; понёс по рынку - просил полтинку, подали пятак - он и продал так.

• Вёз корабль карамель, наскочил кораблю на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Эти и другие скороговорки дети должны произносить с разными эмоциями, а, следовательно, и с разными интонациями: как телеком­ментатор, как завзятый спорщик, как сплетница, как зазывала и т.д.

9. «Комарики» -массаж лицевых мышц. Воображаемый кома­рик садится по очереди, то на лоб, то на щёки, то на подбородок. Про­гонять его будем движением лицевых мышц. Прилетает стая надоед­ливых комаров - шевелится всё лицо.

10. «Звукоподражатель» -медленно озвученный выдох. Вспом­ним звуки природы и воспроизведём их:

• свистит ветер - сссс....

• шумит лес - шшшшш....

• жужжит пчела - жжжж...

• звенит комар - зьзьзь...

• летит шмель - жьжьжь...

• заводится мотоцикл - рррр... и т.д.

11. «Упругие губы» -боремся с вялостью губ, вялость губ препят­ствует правильному формированию звука:

• свисток (губы вытянули хоботком вперёд), улыбка (широко растянули губы),

• говорящая кукла - нижняя губа опускается и открывает ниж­ние зубы, затем возвращается на место, зубы сомкнуты,

• движение хоботка (губы вытянутые вперёд) по кругу, плавно и медленно,

• поочерёдное натягивание губ - верхняя на нижнюю, потом нижнюю на верхнюю,

• волейбольная сетка - верхняя и нижняя губа - это верхняя и нижняя сторона сетки, зубы - ячейки сетки, на раз - губы широко растягиваются, на два - сжимаются.

12. «Играем в звуки» -ввинчиваем звук «С» ногой в пол, теперь подбрасываем его ногой, как бы играя в футбол, рукой можем под­брасывать вверх звук «М», ребёнок сочиняет и показывает придуман­ные им самим игры в звуки.

13. «Надувные куклы» -ребята встают парами, один из них бе­рёт на себя роль продавца, второй - роль куклы. В начале игры кукла сдута, продавец закачивает при помощи воображаемого насоса воз­дух на активный звук «С», постепенно кукла надувается, продавец от­ключает насос и кукла сдувается на звук «Ш». Потом роли меняются.

14. «Деревенский хор» -представьте, что вы животные или представители домашней птицы. Представили? Песню «В лесу роди­лась ёлочка» хором: прогавкайте, промяукайте, промычите, проку- дахтайте, прокукарекайте, прокрякайте.

15. «Читаем Агнию Барто» -прочитайте стихотворение «Идёт бычок, качается...» так, словно бы вы: оправдываетесь перед дру­гом, обидели бабушку, хвастаетесь перед ребятами, рассердились на младшего брата, испугались собаки.

16. «Играем диалоги» -ребята делятся на пары и разыгрывают один из выбранных ими диалогов:

А. Шибаев «Зайчонок и Ёж».

- Зайчонок! Садись на меня - прокачу!

- Нет, дядя Ёж, не хочу, не хочу!

С. Маршак «Разговор двух клоунов».

- Где купили Вы, синьор, этот красный помидор?

- Вот невежливый вопрос, это собственный мой нос!

17. «Шумелка»-руководитель поднимает левую руку, и все то­пают, произносят скороговорки, кричат, визжат, гремят. Но как только руководитель поднимает правую руку, шум моментально затихает, и все произносят такой текст:

- Что за шум, что за гром? Сидел комар на дубе том.

Обломился этот сук - вот откуда шум и стук!

(заранее руководитель просит кого-то из ребят произнести этот текст с интонацией вызова или важного сообщения - остальные при­страиваются к ведущему).

18. «Словесная дуэль» -два соперника начинают словесный по­единок. Они «стреляются» словами на определённую букву. Напри­мер: один говорит оса, другой - овраг и т.д. Побеждён тот, у кого ис­сякнет запас слов, начинающихся на заданную букву, в данном случае на букву О. Право первым начать дуэль и какой буквой «стреляться» решается жеребьёвкой.

19. «Слово на одну букву» -ребята выбирают букву и по очере­ди называют слова, начинающиеся с неё. Игра тренирует внимание, память, словесный запас, импровизационное произношение.

20. «Словесный волейбол» -участники встают в круг, бросают друг другу мячик. Игрок, который бросает мяч, называет любое имя существительное, атому, кто ловит мячик, нужно назвать подходящий по смыслу глагол. Например: спектакль - начинается, солнце-светит, актёр - играет и др. Если же игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

Список рекомендуемой литературы:

1. Журавлёв А.П. Звук и смысл. - М., Просвещение, 1991.

2. Кипнис М.Э. Тренингтворческого мышления. - М., Ось, 2007.

3. Курцева З.И. Ты - словечко, я - словечко (пособие по ритори­ке). -М, 2009.

4. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. - М., Астрель, 2013.

5. Лопухина И.С. Упражнения для развития речи. - СПб, Дельта, 1997.

6. Максакова А.И, Туманова Г.А. Учите, играя. - М., Просвеще­ние, 1982.

7. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки (сборник). - Ярославль. 1997.


8. Суркова М.Ю. Игровой артикуляционно-дикционный тренинг. -СПбСГАКИ, 2009.

9. Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произноше­ния. - М., 2000.

10. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М., 2014.

Список рекомендуемых стихотворных текстов:

1. Бадашкин А. «Зевота», «О собаке», «Подушки».

2. Барто А. «Любочка», «Очки».

3. Власихина Т. «Принцесса и Людоед».

4. Заходер Б. «Мартышкин дом», «Мохнатая азбука», «Моя Воо- бразилия», «На задней парте», «Странное происшествие».

5. Кузнецова А. «Подружки».

6. Левин В. «Зелёная история».

7. Маршак С. «Багаж», «Баллада о королевском бутерброде».

8. Милн А. «Королевская считалка».

9. Михалков С. «Мимоза», «Модница», «Прививка», «Фома».

10. Мошковская Э. «Кислые стихи».

11. Сапгир Г. «Кошка за меня».

12. Успенский Э. «Про собак».

13. Хармс Д. «Страшная история».

14. Ческис Б. «Витька и такса».

15. Яснов М. «Время мыльных пузырей».

 

и воспитание эмоций

Музыка оказывает благотворительное эмоциональное влияние на детей и подростков, гармонизирует духовные и биологические процессы, происходящие в них. Музыка учит выявлять эмоции.

Указанные ниже музыкальные произведения помогут руководи­телю научить своих воспитанников действовать на сцене правдиво и органично, эмоционально убедительно. Все они отличаются чёткой симметричной и легко поддающейся восприятию структурой, доста­точно яркой динамикой и имеют даже своеобразную характерность.

Музыкальный материал замедленного темпа:

Л. Бетховен «Соната», соч. 2 №2, II часть.

Ф. Шопен «Прелюдия», соч. 28 си минор; 28 №9, ми минор; №15, ре бемоль мажор.

Р. Шуман «Сцены из детской жизни», № 12.

Т. Куллак «Смерть птички», соч. 62.

Н. Римский-Корсаков «Сказка о царе Салтане», «Колыбельная», I акт, № 36.

A. Корелли «Прелюдия» ми минор.

B. Ребиков, соч. 8, № 3.

Музыкальный материал среднего темпа:

Л. Бетховен «Соната», соч. 26, ля бемоль мажор.

Р. Шуман «Пьеса», соч. 68, № 26; «Забытые цветы», соч. 82, № 3;<



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.