Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Пиррон (Pyrrho). Секст Эмпи­рик (Sextus Empiricus)



Пиррон (Pyrrho)

Биографические сведения.Время жизни — 360— 270 гг. до н.э.; родился в г. Элида. Учился у софиста Брисона; наибольшее влияние на Пиррона оказал муд­рец Анаксарх (друг Александра Македонского). Они оба участвовали в походе Александра и дошли до Индии, где Пиррон общался с индийскими философами.

Пиррон настолько последовательно придерживался характерного для скептицизма универсального принципа сомнения, что даже на воп­рос: «Пиррон, ты умер?» — отвечал: «Не знаю».

Основные труды.Пиррон из принципа ничего не писал.

Философские воззрения. Центральная проблема философии Пиррона: как человеку стать счастливым? Для ее решения Пиррон считал достаточным ответить на три вопроса.

1. Что есть то, что нас окружает?

2. Как мы должны к этому окружающему относиться?

3. Что следует из должного отношения?

Ответ на первый вопрос. Рассматривая всю предшествующую ему философию, Пиррон вполне справедливо указывает, что различные мудрецы по-разному объясняли происхождение и сущность мира и не­возможно предпочесть одну точку зрения другой1. Всякая вещь есть «это» не в большей степени, чем «то».

Отсюда следует ответ на второй вопрос. Мы должны воздержи­ваться от каких-либо суждений обо всем, существующем в этом мире.

Отсюда следует ответ на третий вопрос. Полнейшая невозму­тимость, бесстрастность, безмятежность (атараксия), т.е. счастье.

Секст Эмпи­рик (Sextus Empiricus)

Биографические сведения.Примерное время жиз­ни — вторая пол. II — нач. III вв. Известные нам досто­верные факты его биографии исчерпываются тем, что Секст был врачом, а его прозвище было Эмпирик. Основные труды. «Пирроновы основоположения», «Против уче­ных», «Против математиков».

Эти работы являются практически единственным сохранившимся источником сведений об античном скептицизме.

Скептический метод. В основе скептического метода лежит допу­щение одинаковой достоверности противоречивых суждений. Но в та­ком случае у нас нет никаких оснований предпочесть одно суждение другому, противоречащему первому. Следовательно, лучший выход из положения состоит в том, чтобы вообще воздерживаться от всяких суждений. Именно это позволяет обрести невозмутимость, что и явля­ется целью философии. Последовательная реализация принципа со­мнения доходит у него до сомнения и в собственных суждениях.

Как утверждал Секст Эмпирик, скептик на практике следует пути, которому следует мир. Но только скептик при этом не имеет никаких мнений ни об этом пути, ни об этом мире. Так, скептики говорят о богах как о существующих и даже поклоняются им, но при этом не выражают никакой веры и тем самым «избегают опрометчивости догматизма».

Логика рассуждения Секста Эмпирика выглядит примерно следую­щим образом. Он, например, утверждает, что всякий, кто определенно утверждает, что Бог есть, по сути дела принужден к нечестию. Так, предположим, что Бог есть, но в то же время мы на собственном опыте знаем, что в мире существует зло. Тогда, во-первых, если Бог есть при­чина всего существующего, то он является и причиной зла, существую­щего в мире. Во-вторых, рассмотрим тезис о всемогуществе и благости Бога, т.е. что он заботится о мире, несет в мир добро. Логически здесь возможны четыре варианта (табл. 1).

Таблица 1. Способ рассуждения скептика

  Бог всемогущ Бог не всемогущ (слаб)
Бог добр 1. Может и хочет устра­нить все зло в мире. 3. Хочет, но не может устранить все зло в мире.
Бог зол (завистлив) 2. Может, но не хочет устранить все зло в мире. 4. Не хочет и не может устранить все зло в мире.

Только в случае 1-м Бог выступает как доброе (благое) и всемогу­щее существо, достойное человеческого поклонения. Но этот вариант принять нельзя, поскольку в мире существует зло.

В 3-м и 4-м случаях Бог выступает как слабое существо, во 2-м и в 4-м — как злое (завистливое). Но утверждения 2-го, 3-го и 4-го случаев о Боге как раз и ведут нас к нечестию.

Судьба скептицизма.Скептицизм оказался прочно забыт в эпо­ху Средневековья, и только в XVI—XVII вв. он возрождается в евро­пейской философии в виде «нового пирронизма». Особое значение он имел в связи с критикой схоластических методов и общего догматизма (Эразм Роттердамский, Монтень), позднее скептицизм стал основой философии Юма, повлиял он и на агностицизм Канта и позитивистов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.