|
||||
Монгкон. Вай Кру. Музыка
Тайский бокс, или муай-тай (тайск. มวยไทย) — боевое искусство Таиланда, произошедшее из древнего тайского боевого искусства муай боран и схожее с другими индокитайскими боевыми искусствами, такими как прадал серэй (Камбоджа), томой (Малайзия), лэхвей (Мьянма) и муай лао (Лаос). Термин «муай» исходит от санскритского мавья и тай, в переводе означая «поединок свободных» или «свободный бой». В современном муай-тай можно наносить удары кулаками, ступнями, голенями, локтями и коленями — из-за этого муай-тай называют «боем восьми конечностей»[1][2]. От карате или ушу муай-тай отличает отсутствие формальных комплексов (ката, таолу)[3], их заменяют базовые связки из двух-трёх ударов, спарринг и работа на «лапах» и мешках[4]. Монгкон Во время исполнения танца рам муай у каждого бойца на голове надет монгкон — скрученная из 108 (сакральное число буддизма) нитей верёвка толщиной примерно в палец человека, изогнутая в кольцо диаметром примерно с человеческую голову[30]. Концы верёвки завязываются в косичку полоской ткани, на которую нанесены магические символы и знаки. Монгкон надевают только перед боем во время исполнения ритуала уай кру, в котором боец исполняет танец рам муай[31]. После того как боец выполнит ритуал рам муай, перед началом первого раунда священную повязку с головы бойца снимает секундант или тренер. В Таиланде монгкон, равно как и танец рам муай, может указывать на принадлежность бойца к той или иной школе или географическому региону. По традиции монгкон должен плести боец, а освящать — учитель[32], однако в нынешнее время монгконы свободно продаются в магазинах. Праджат[ Ритуальная молитва уай кру перед боем. На голове у бойца — монгкон, а на плече — пратьиат. Праджат (также известный как пратьет, праджет, прайат и так далее) — это традиционный тайский амулет в виде повязки на плечо с двумя болтающимися концами и предназначенный для оберегания бойца. В отличие от монгкона, пратьиат носят на одной или обеих руках на протяжении всего поединка. Саму повязку сплетают из полосок материи, на которой повторяются магические формулы, молитвы и заклинания, что восходит к древним тайским традициям: воины повязывали пратьиат на плечо и вступали с ним в бой, веря, что повязка убережёт их от смерти и ранений. На родине муай-тай процесс плетения весьма церемониален: как правило, повязку делает учитель бойца либо сам боец, но в Таиланде считается, что пратьиаты, сплетённые учителем, обладают большей силой, поскольку для бойца учитель — это человек, обладающий искусством магии. В Европе и Америке пратьиаты также нашли другое применение и во многих школах используются в качестве ранговой системы сродни поясам в карате, дзюдо или бразильском джиу-джитсу. Международная любительская федерация муай-тай ввела цветовую классификацию пратьиатов и монгконов в соответствии с уровнем бойца. В России данная практика является вторичной в силу наличия системы присвоения спортивных званий за конкретные заслуги на ринге[33]. Вай Кру. Музыка Поединок проходит под традиционную тайскую музыку, задающую ритм боя. Считается, что звуки инструментов наделены магическими свойствами, что позволяет освободить сознание от всех рутинных мыслей и придать раскованность психике бойцов. Кроме того, согласно поверьям, ритм музыки вводит бойцов в некий транс, способствующий концентрации и позволяющий бойцу биться на ринге с большей отдачей и силой[34]. Первоначально музыкальный аккомпанемент играл роль фона, однако со временем музыка стала имитировать ход самого поединка: во время исполнения рам муай музыка звучит плавно и спокойно, подчёркивая торжественность обстановки. По ходу боя, когда бойцы прилагают всё бо́льшие усилия для победы, ритм может ускоряться и приобретать совершенно неистовый характер в кульминационные моменты схватки[19]. Исполняется музыка на четырёх инструментах: пи джава — яванский кларнет, клонг как — двойной барабан, шинг — металлические цимбалы и конг монг — тайский тип барабана[28]. Ритм партии задаёт пи джава, звук которого тайцы считают наделённым магическими свойствами: нередко человека, играющего на этом инструменте, приравнивают к магу[34]. На боях в Таиланде всегда звучит живая музыка, в то время как в европейских государствах и США преимущественно используются записанные произведения. История Муай-тай исходит из древнего искусства Муай Боран, метода ведения борьбы без оружия, истоки появления которого уходят на несколько тысяч лет назад[6]. Также распространена точка зрения, что муай-тай произошёл от другого боевого искусства: краби крабонг (тайск. «мечи и палки»)[7]. Поскольку данное искусство, базирующееся на работе с оружием, сформировалось в первую очередь на основе индийских, китайских и японских методов ведения боя, то прямая связь не столь очевидна, однако «краби крабонг» определённо оказало влияние на муай-тай, свидетельством чему является техника выполнения некоторых ударов ногами, захватов и движений в ритуальном танце рам муай[8]. Отношение к пахуюту в Аютии было весьма серьёзным: изучение проходило в обязательном порядке как для воинов, так и для членов королевской семьи. Помимо этого проводились бои во время увеселительных мероприятий, таких как ярмарки и праздники, в том числе на виду у короля. Особо выдающихся бойцов зачисляли в королевскую гвардию и присваивали им дворянский титул[9]. Такие новоиспечённые дворяне неофициально именовались «муай луанг», или «королевские бойцы». Даже существовал полк королевской охраны, сформированный из лучших бойцов и носивший название «гром нак муай» («полк бойцов муай»)[10][11]. Подобный патронаж муай просуществовал до короля Рамы VII[11]. Най Кхам Том (Nai Khanom Tom)[12][13] С одной из таких легенд и связано появление в Таиланде «Дня национального бокса муай-тай». Согласно преданию, в 1774 году, во время войны с Бирмой в плен к бирманцам попали несколько гвардейцев, которые, как правило, были признанными мастерами Муай Тай. Король Бирмы лорд Мангра пожелал выяснить, какое из боевых искусств сильнее: тайский бокс или парма — древнее бирманское боевое единоборство — и в 1775 году, Мангра по совету одного из приближённых, велел устроить в Рангуне поединок между бойцами разных школ. Среди пленённых тайцев был Най Кхам Том (Nai Khanom Tom) — известный в то время тайский мастер. Ему и предстояло провести первый поединок. До начала поединка, Най Кханом Том исполнил странный (для бирманцев) танец вокруг своего противника (танец «Рам Муай» — часть философии муай-тай, предназначенный для подготовки к бою и выражения уважения к своим предкам, учителю и противнику). Сама схватка была мгновенной, но судья не засчитал её, ибо решил, что таец намеренно ввёл в заблуждение противника своими нелепыми движениями. Бирманцы выставили другого бойца и все повторилось снова. Десять воинов парму поочерёдно выходили на бой и все они были повержены мастером муай-тай, который даже не имел возможности отдохнуть между схватками. На родине Най Кхам Том стал настоящим символом несокрушимости муай-тай, а значит и несокрушимости тайского духа и непобедимости Таиланда.[14] До сих пор ежегодно 17 марта в Таиланде отмечается «День муай-тая»: по всей стране проводятся бои в честь легендарного воина.[13] Клятва тай боксера: "Я, вступая в ряды бойцов Муай тай, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь: Терминология: Удары руками: апперкот — удар снизу левой или правой рукой; бэкфист — раскручивающийся удар правой рукой; джеб — прямой удар ближней к противнику рукой; панч — прямой удар дальней от противника рукой; свинг — боковой удар с дальнего расстояния; хук — боковой удар левой или правой рукой в голову; Удары ногами: лоу кик --- круговой удар голенью в бедро противника; мидл кик --- круговой удар в корпус ногой; хай кик --- удар ногой в голову; фронт кик --- прямой удар ногой; сайд кик --- боковой удар; Ттвит --- удар ногой с разворота.
|
||||
|